Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PHENOMENON OF «LEADERSHIP» IN THE CONTEXT OF JOINT GROUP ACTIVITIES

Kulikov N.M. 1 Zharova T.Yu. 1 Yusupov I.R. 1
1 Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University
The article discusses the phenomenon of «leadership» in the context of joint group activities high school students and first-year students between 16-18 years old. Based on the analysis of various theoretical approaches to the study of the phenomenon of leadership, including school and adolescent groups examines the level of development of individual qualities that characterize the development of such phenomenon as «leadership» and its role in group or team activities. The method of assessment of leadership qualities: the ability to manage themselves, a sense of purpose, ability to solve problems, the presence of creativity, influence on others, knowledge of rules, managerial skills, organizational skills, ability to work with a group. The self-evaluation of respondents interpreted to have an understanding of leadership qualities needed in today´s mobile society, the society of socio-economic risks, among which the important characteristics of the respondents are of the ability of the leader to work in a team, the availability and development of organizational skills.
phenomenon of «leadership»
тeens
leadership
group activities
ability to work with a group

Феномену «лидерства» в последнее десятилетие посвящено много научных исследований. Изучают это явление и социологи, и политологи, и психологи, и философы, и педагоги.

В отечественной литературе данной теме посвящены работы Г.М. Андреевой, И.П. Волкова, В.Д. Гончарова, И. Р. Колтуновой, А.В. Карпова, Л. И. Кравченко, Л. Р. Кричевского, Е. С. Кузьмина, Б. Д. Парыгина, В.П. Познякова, А. В. Петровского, И.С. Полонского, А.Л. Свенцицкого и др. В том числе феномен лидерства в школьном коллективе рассматривали такие ученые, как Т.Е. Вежевич, в подростковых коллективах – А.С. Макаренко, Л. И. Уманский и др. [2, 3, 6, 9]. На основе работ вышеизложенных авторов можно предложить одно из наиболее распространенных определений лидерства, данное В.П. Позняковым: «Лидерство в малой группе – это феномен воздействия и влияния индивида на мнения, оценки отношения и поведения группы в целом или отдельных ее членов» [8, c. 216].

Особую актуальность вопросы лидерства приобретают в подростковом возрасте, в период формирования и закрепления качеств эмоционально-волевой сферы [5], личностных коммуникативных качеств при работе в тесном сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса [4], в том числе лидерских качеств, которые в дальнейшем будут определять социальную и профессиональную успешность старшеклассника или студента-первокурсника [1], что также подтверждается требованиями Федеральных Государственных стандартов третьего поколения к личности, получающей высшее профессиональное образование. Так, например, Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») среди необходимых компетенций выделяет определяющие социально-личностное развитие будущего специалиста, в том числе в коллективной работе. Будущий специалист должен владеть необходимой в работе культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, формулированию цели и подбору путей ее достижения. Он должен логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь. Необходимо выделить такие компетенции, как кооперация с коллегами, работа в коллективе, умение находить оптимальные решения и ответственность за их выполнение.

Можно сделать вывод о том, что социальные компетенции занимают огромное место в формировании профессионала. К понятию «лидерство» можно смело отнести и понятия «команда», «совместная деятельность», «ответственность», «распределение ролей».

Данная проблема определила основной вопрос проведенного исследования: в какой степени существует заинтересованность одного человека в судьбе другого или группы, готовность посвятить свое свободное время решению какого-то коллективного вопроса, возможности сделать так, чтобы одноклассники или сокурсники присоединились к вам, так как люди часто начинают работать, не размышляя, не обсуждая, не договариваясь о таких вопросах, как, например, принятие решений. И здесь многое зависит от лидера, его роли в групповой, или командной деятельности.

Гипотеза исследования

Лидерские качества достаточно хорошо развиты у подростков, вовлеченных в активную общественную и спортивную деятельность.

Исходя из вышесказанного авторы исследования поставили перед собой задачу выяснить, какими лидерскими качествами обладает современная молодежь, что определило цель исследования: изучение лидерских качеств современных старшеклассников и студентов-первокурсников 16–18 лет.

Ключевая задача работы: выяснить, осознаются ли молодежью преимущества совместной деятельности с опорой на знания и опыт других людей, в частности обладающих лидерскими способностями.

Методы исследования

Основные методы исследования, использованные для достижения поставленной в работе цели:

1) ретроспективный анализ педагогического опыта;

2) анкетирование;

3) методы статистической обработки полученных данных.

В ходе опроса по 48 пунктам, характеризующим самооценку респондента, включая контрольные вопросы для проверки искренности отвечающего (методика «Я – лидер?») [5, с. 46–47], исследовалась развитость следующих лидерских качеств: 1 – умение управлять собой; 2 – осознание цели (знаю, чего хочу); 3 – умение решать проблемы; 4 – наличие творческого подхода; 5 – влияние на окружающих; 6 – знания правил организаторской работы; 7 – организаторские способности; 8 – умение работать с группой.

Исследование осуществлялось в 2014 г. в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

В исследовании приняли участие 137 старшеклассников общеобразовательных школ города Чайковский и Чайковского муниципального района Пермского края, регулярно посещающих заседания городского дискуссионного клуба, 52 воспитанника районной детско-юношеской спортивной школы Чайковского муниципального района, 63 первокурсника Чайковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета. Возраст респондентов — 16–18 лет. Всего в исследовании приняли участие 252 человека.

Результаты исследования и их обсуждение

По итогам проведенного нами исследования были получены следующие результаты (рис. 1).

Такое качество, как «умение управлять собой», развито у 45% респондентов, которые считают его незаменимым показателем личности настоящего командного лидера. Осознают свои текущие перспективные цели и знают, чего хотят добиться в настоящем и будущем, 72% опрошенных, что позволяет говорить о сформированности осознания себя как личности, гражданине своей страны и части общественно-государственной системы.

74% опрошенных отметили такое качество лидера, как «умение решать проблемы», в качестве приоритетного. «Наличие творческого подхода» является ценным для 67,5% опрошенных. Считают, что могут оказывать влияние на окружающих и «быть харизматичной» личностью, 65% респондентов. Знание правил организаторской работы относят к важным качествам и отмечают у себя 63%, но наличие самих организаторских способностей отметили только 55% опрошенных. Умение работать с группой показало еще меньшее число респондентов. Только 49% отметили у себя такое качество — критерий, к которому нужно стремиться.

Рис. 1. Развитость лидерских качеств подростков 16–18 лет, где:

1 – умение управлять собой;

2 – осознание цели (знаю, чего хочу);

3 – умение решать проблемы;

4 – наличие творческого подхода;

5 – влияние на окружающих;

6 – знания правил организаторской работы;

7 – организаторские способности;

8 – умение работать с группой

Интересно сравнить результаты по группам старшеклассников общеобразовательных школ, воспитанников районной детско-юношеской спортивной школы и первокурсников технического университета.

Для удобства рассмотрения разобьем восемь качеств, определяющих основные навыки лидерства, на две группы (рис. 2, 3).

Рис. 2. Сравнение сформированности лидерских качеств подростков 16–18 лет разных социально-профессиональных групп, где:

1 – умение управлять собой;

2 – осознание цели (знаю, чего хочу);

3 – умение решать проблемы;

4 – наличие творческого подхода

Анализируя результаты исследования по разным социально-профессиональным группам респондентов, можно отметить, что ни по одному представленному показателю не отмечено достоверных различий. В показателе «умение управлять собой» самый низкий результат отмечен в группе старшеклассников (42%), однако он незначительно уступает среднему по всей группе. Однако старшеклассники показали самый высокий процент сформированности по навыку «осознание цели (знаю, чего хочу)» (75%), что говорит о том, что 3 из 4 старшеклассников практически определились если не с местом учебы, то с направлением будущей профессиональной подготовки. Недостаточно высокий уровень определенности по данному показатели по сравнению с другими группами и средним значением отмечен в группе спортсменов (65%), но и в данной группе 2 из 3 опрошенных имеют определенные представления о своем будущем. По развитости навыка «умение решать проблемы» лучше всех представлены студенты-первокурсники (81%), но из-за большого разброса личных результатов нельзя говорить о достоверном различии по сравнению со старшеклассниками и спортсменами. «Наличие творческого подхода» лучше других представлено в группе старшеклассников (72%), что значительно больше, чем в группе спортсменов (59%) и студентов-первокурсников (62%).

Представленные на рисунке 3 средние значения по показателям «влияние на окружающих», «знания правил организаторской работы», «организаторские способности», «умение работать с группой» получились достаточно близкими, за исключением сформированности навыка «умение работать с группой».

Рис. 2. Сравнение сформированности лидерских качеств подростков 16–18 лет разных социально-профессиональных групп, где:

5 – влияние на окружающих;

6 – знания правил организаторской работы;

7 – организаторские способности;

8 – умение работать с группой

Так, в группах старшеклассников, спортсменов и студентов практически одинаково развит навык «влияние на окружающих» (66, 63 и 64% соответственно). Считают, что владеют знаниями правил организаторской работы, 66% старшеклассников, но из них только 57% считают, что у них есть организаторские способности. В группах спортсменов и студентов организаторские способности выражены у 52 и 53% соответственно. Еще меньше опрошенных указали, что умеют работать с группой. Это 55% старшеклассников, 41% спортсменов и 43% студентов-первокурсников.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: у молодых людей 16–18 лет есть понимание лидерских качеств, необходимых в современном мобильном обществе — обществе социально-экономических рисков. Важными показателями для респондентов являются умение лидера работать в команде, наличие и развитость организаторских способностей. На необходимость развития умения управлять собой, видимо, следует обратить особое внимание. Представленные результаты недостаточно объективны, о чем свидетельствуют большой разброс индивидуальных результатов и отсутствие достоверных различий по отдельным группам респондентов, что указывает на необходимость проведения дополнительных исследований по данной теме.

Рецензенты:

Лисовский А.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры, Чайковский филиал ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Чайковский;

Фонарев Д.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры, Чайковский филиал ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Чайковский.