Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MANAGEMENT TECHNOLOGY OF FOSTER FAMILIES’ SUPPORT IN THE EDUCATION SYSTEM AS A TOOL TO ENHANCE THE GROWTH OF PARENTAL COMPETENCE

Ressler M.S. 1 Mokretsova L.A. 2 Shvets N.A. 2
1 school №12
2 Altay State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin
Based on the experience with fostering families in general education organizations we first developed and scientifically tested management technology of fostering families’ support in the municipal education system. The program of enhancing the growth of parental competence of foster families was introduced in the practice of educational institutions. It allowed attracting foster families to consciously develop parenting skills of bringing up and socialization of the child adopted into the family, to increase of valuable, cognitive and activity level of parental competence. The article presents results of the introduction of management technology of foster families’ support in the secondary school №12 and №25 in the city of Biysk, Altai Territory. We confirmed that the introduction of the technology allows reducing the tension of family relationships, increasing parental competence of foster families, which was achieved by the support system introduced.
parental competence
management technology
support
municipal education system
fostering family
adoptive parents

Одной из базовых задач государственной семейной политики Российской Федерации, закрепленной в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 г. [2], является снижение числа детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях общественного воспитания, что подтверждается статистическими данными Министерства образования и Российской Федерации.

Опираясь на современные исследования, под замещающей семьей мы рассматриваем любую форму некровной для ребенка семьи, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для развития, воспитания и социализации ребенка. Практика работы в образовательных организациях показывает, что у замещающих родителей зачастую не хватает опыта воспитания и навыков взаимодействия с ребенком. В этой связи правомерно говорить о необходимости повышения уровня развития родительской компетентности, под которой  ученые и исследователи понимают: систему знаний, навыков, умений и установок, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с ребенком [3, с. 281.]; готовность и способность родителей овладевать психолого-педагогическими знаниями и использовать различные способы эффективного взаимодействия с ребенком [6, с. 68]; комплекс коммуникативных, информационных,  правовых, экономических, педагогических, социальных, психологических компетенций, необходимых родителям для эффективного осуществления обучения, воспитания и развития детей [1, с. 22].

Под родительской компетентностью замещающей семьи мы понимаем способность некровных для ребенка родителей эффективно выстраивать взаимодействие с принятым ребенком на основе имеющегося опыта, знаний и умений [5, с. 126]. На основании анализа современной научной литературы нами определены критерии и показатели родительской компетентности замещающих семей: личностный (наличие значимых качеств личности замещающих родителей, обусловленных личным опытом, необходимым для взаимодействия с принимаемым ребенком); когнитивный (наличие комплекса теоретических знаний в области эффективного взаимодействия с принимаемым ребенком); деятельностный (способность применить имеющиеся знания в стандартных и нестандартных ситуациях взаимодействия с принимаемым ребенком).

Законодательством РФ установлена обязательная подготовка кандидатов в замещающие родители, которую реализуют органы опеки и попечительства [4]. Несмотря на прохождение будущих замещающих родителей обязательной подготовки, по данным психолого-медико-педагогической комиссии города Бийска за помощью ежегодно обращаются около 24% семей с различными проблемами, возникающими в процессе обучения ребенка; пятую часть составляют семьи, воспитывающие неродных детей. В этой связи важно выстроить систему качественного сопровождения замещающих семей в муниципальной системе образования, что отражено в требованиях государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

Эффективность организации сопровождения замещающих семей в муниципальной системе образования во многом зависит от правильно подобранных методов, средств, механизмов, форм управления данным процессом, т.е. от технологии управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, под технологией управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования мы будем понимать систему последовательных и поэтапных мероприятий, реализуемых управляющей системой (это городская психолого-медико-педагогическая комиссия, специалист, курирующий вопросы детства) и управляемой системой (школьный педагогический консилиум) с использованием необходимых методов, средств и механизмов управления с целью повышения уровня развития родительской компетентности замещающих семей.

Целью технологии управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования мы видим повышение эффективности управленческого процесса посредством реализации определенных видов деятельности и операций, необходимых и достаточных для повышения уровня развития родительской компетентности замещающих семей.

Технология управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования реализована в соответствии со следующими этапами: информационно-аналитическим, целевым, планово-прогностическим, организационно-исполнительским, оценочно-результативным. На каждом этапе детально рассмотрены функции управляющей системы (специалист, отвечающий за охрану детства, и специалисты городской психолого-медико-педагогической комиссии) и управляемой системы (школьный педагогический консилиум).

Информационно-аналитический этап. В ходе этого этапа были определены:

1) готовность органов управления образованием к осуществлению управления сопровождением замещающих семей (наличие кадрового состава управляющей системы, наличие необходимого уровня квалификации у данных специалистов, методического обеспечения процесса управления сопровождением замещающих семей);

2) готовность образовательных организаций к осуществлению сопровождения замещающих семей (кадровый состав школьных педагогических консилиумов МБОУ СОШ № 12 и МБОУ СОШ № 25, трудности при планировании сопровождения замещающих семей, пути их решения);

3) желание замещающих семей включиться в процесс сопровождения (у 65% опрошенных замещающих семей выявлена готовность участия в их сопровождении).

Использованы следующие методы: анализ, обсуждение, привлечение педагогических работников к проведению диагностики уровня развития родительской компетентности замещающих семей, сравнение, ранжирование, обобщение; механизмы управленческого анализа - правила и процедуры проблемной ситуации; средства: диагностика уровня развития родительской компетентности замещающих семей; анкета по выявлению готовности замещающих семей к сопровождению.

На целевом этапе реализации технологии управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования  определены цели для обеих систем. Для системы управления в качестве цели определено создание условий для повышения уровня развития родительской компетентности замещающих семей (кадровые, материально-технические, финансовые и т.д.); для управляемой системы - мотивированное участие замещающих семей в процессе их сопровождения, оказание помощи замещающим семьям в преодолении затруднительных ситуаций, возникающих в семье.

Особое внимание на данном этапе следует уделить методам определения стратегических целей, оперативных и тактических задач; открытию перспектив, в том числе методу обсуждения, в ходе которого обе системы приходили к общему решению.

Планово-прогностический этап представлен разработкой основного плана управленческого взаимодействия, т.е. это создание механизма, позволяющего эффективно взаимодействовать городской психолого-медико-педагогической комиссии, школьному педагогическому консилиуму и замещающим семьям. На данном этапе осуществлено прогнозирование развития родительской компетентности замещающих семей в соответствии с поставленными ранее целями, выявлены основные трудности при осуществлении сопровождения замещающих семей (кадры, передача информации и т.д.), разработан план коррекционных мероприятий.  На данном этапе использованы методы планирования и прогнозирования, инструктирование.

Организационно-исполнительский этап - этап непосредственного сопровождения замещающих семей. В ходе данного этапа разработаны этапы сопровождения замещающих семей:

1) подготовительный, в ходе которого осуществлялось формирование и развитие мотивации к процессу сопровождения как управляющей, так и управляемой систем. Для специалистов городской психолого-медико-педагогической комиссии проведен установочный семинар, в ходе которого обоснована необходимость сопровождения замещающих семей (основание - требования законодательства, запрос образовательных организаций и родителей).  В ходе предварительного собеседования с замещающими семьями, изъявившими желание участвовать в предлагаемой программе сопровождения, выявлены предварительные мотивы и цели замещающих семей. Семьи ознакомлены с общим содержанием программы, методами и приемами работы, ожидаемыми результатами. Им представлены специалисты, осуществляющие сопровождение. На данном этапе осуществляются информационно-аналитическая и мотивационно-целевая функции управления;

2) диагностический, проведение диагностирования уровня развития родительской компетентности замещающих семей. В ходе данного этапа специалистами школьного педагогического консилиума проведено диагностирование замещающих родителей по утвержденному ранее инструментарию, направленному на изучение исходного состояния выделенных компонентов родительской компетентности замещающих семей. Основной трудностью данного этапа было недоверие родителей диагностикам, нежелание тратить личное время на ответы на представленные вопросы. На данном этапе используются методы психологического тестирования, предварительной постановки диагностической задачи для проведения диагностики;

3) аналитический - анализ полученных результатов диагностирования замещающих семей и составление программы их сопровождения. На данном этапе специалисты школьного педагогического консилиума ознакомили замещающих родителей с полученными данными (проведена лекция, в ходе которой разъяснены показатели каждой из диагностик). Проблемы замещающих семей сгруппированы по идентичным, замещающим семьям предложено участие в модульной программе сопровождения в групповой или индивидуальной форме;

4) исполнительский - реализация индивидуальной модульной программы сопровождения замещающих родителей, направленной на повышение уровня развития родительской компетентности по выявленным ранее критериям и показателям. Состоит из базового, педагогического, психологического и социального модулей;

5) завершающий - проверка и сопоставление фактически достигнутых результатов сопровождения замещающих семей с поставленными  целями и задачами, принятие решения о завершении или продлении реализации индивидуальной модульной программы сопровождения. На данном этапе проведено повторное диагностирование уровня развития родительской компетентности замещающих семей, полученные результаты доведены до сведения родителей. Организован и проведен семинар, в ходе которого специалисты школьного педагогического консилиума и замещающие семьи обсудили результаты совместной работы, приняты решения о завершении программы сопровождения  и о дальнейшем участии в  программе сопровождения. На семинаре замещающие родители высказали мнение, что данная программа своевременна и полезна, она необходима для получения новых навыков эффективного взаимодействия с принятыми детьми.

В рамках оценочно-результативного этапа технологии управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования проводится оценка эффективности управления сопровождением замещающих семей посредством соотнесения полученных и запланированных результатов в управляющей и управляемой подсистемах. Утверждены решения о завершении либо продлении участия замещающих семей в программе сопровождения. На данном этапе использованы методы анализа, групповой дискуссии, экспертная оценка деятельности.

Для проверки эффективности реализации технологии управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования города Бийска был проведен эксперимент, в котором участвовали экспериментальная (ЭГ - 60 замещающих семей) и контрольная (КГ - 60 замещающих семей) группы. В экспериментальной группе осуществлено внедрение технологии управления сопровождением замещающих семей с обеспечением всех выделенных организационно-педагогических условий. В контрольной группе сопровождение замещающих семей осуществлялось стандартным набором мероприятий работы с семьями: классные часы, родительские собрания, беседы, психолого-педагогическое просвещение, психологическое консультирование (по индивидуальным запросам замещающих семей) и др.

При оценке эффективности управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования на основании результатов диагностического инструментария была выявлена следующая динамика изменений уровня развития родительской компетентности замещающих семей по:

1) личностному критерию: в экспериментальной группе значительно повысился показатель по шкалам: степень общительности с 36 % до 72 %; эмоциональная зрелость с 27% до 64 %; сдержанность/экспрессивность с 49% до 67%; стрессоустойчивость с 28% до 73%; зависимость от группы/самодостаточность с 40% до 84%. В контрольной группе по этим же показателям наблюдается незначительное повышение или отсутствие динамики: степень общительности (36%); эмоциональная зрелость - 28%; сдержанность/экспрессивность с 49% до 51%; стрессоустойчивость с 32% до 34%; зависимость от группы/самодостаточность с 41% до 46%;

2) когнитивному критерию: повышение значения показателя по шкале «гиперпротекция/гипопротекция»: в контрольной группе прирост с 42% до 45%, в экспериментальной группе - с 41% до 84%. В контрольной группе наблюдается неизменность показателей по шкале «игнорирование потребностей ребенка/чрезмерная требовательность» (59% и 64% соответственно). В то же время в экспериментальной группе значение показателя по данной шкале значительно снизилось: уровень игнорирования потребностей ребенка с 62% до 44 % и запретов в требованиях с 72% до 49%;

3) деятельностному критерию: по шкале «принятие/отвержение ребенка» в контрольной группе незначительно повысился показатель: с 41% до 42%, в экспериментальной группе -  с 42% до 82%. Аналогичная ситуация сложилась и по шкале «кооперация». В контрольной группе данный показатель изменился с 42% до 44%, в экспериментальной группе - с 39% до 89%. По шкале «симбиоз» прирост показателя в контрольной группе   с 34% до 36%, в экспериментальной группе повышение показателя зафиксировано с 32% до 78%. В экспериментальной группе снизился показатель по шкале «отношение к неудачам ребенка» с 7% до 2%, в то время как в контрольной группе указанный показатель остался неизменным.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной нами технологии управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования благодаря реализации всех выделенных организационно-педагогических условий и последовательности реализации теоретической и практической частей программы повышения родительской компетентности замещающих семей.

Рецензенты:

Старовиков М.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики и информатики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»,        г. Бийск;

Попова О.В., д.п.н., профессор, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск.