Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RELATIONSHIP NOTION AND CONCEPT “SITUATION” IN SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Solodukho M.N. 1 Solodukho N.M. 1
1 Kazan National Research Technical University. A.N.Tupolev-KAI
Characterized by the notion and the concept of "situation", based on a generalized understanding of the situation as a combination of external and internal factors that determine the condition and changing facilities. The definition of the concept as a special transition between forms of thinking ideas and notions, which is formed in the sensory-rational environment and has both the properties of the view, and some properties of the notion, and acts as an integral sensual form of consciousness, and as the primary form of logical thinking person. It is shown that on the basis of the relationship of concepts and notions scientific knowledge, such as the "situation" can be traced following trend: develops more uncertain interdisciplinary concept of "situation" on the basis of which is formed by a more or less certain general scientific notion of "situation", common scientific situational approach, situational analysis etc. In turn, on the basis of these notions is the development of the philosophical concept of "situation", which eventually turns into a philosophical category.
situation
notion
concept
social and humanitarian knowledge
В статье ставится и решается задача изучения понятийного отражения и концептивного выражения феномена ситуации в социально-гуманитарном знании: менеджменте, экономике, социологии, истории, комплексе психолого-педагогических наук, а также в философии, которая, вообще говоря, по отношению к частным наукам (включая и социально-гуманитарные, и естественные, и технические науки) является областью общенаучного знания. В работах современных авторов (С.С. Неретина, Ю.Г. Бобкова, Ю.В. Суржанская и др.) сравнительно недавно начал рассматриваться вопрос о статусе концепта на философском уровне [1; 5]. Авторы настоящей работы исследовали гносеологические, методологические и иные проявления ситуационного подхода и понятия ситуации в научном и философском познании [2,С.3-15;172-175; 3,С.3-18,143-145; 4,С.183-188]. Различные аспекты ситуационного подхода в познании представлены в серии выпусков коллективных книг «Ситуационные исследования» (2005-2011) по материалам всероссийских семинаров и конференций с участием представителей стран СНГ, проводимых в Казанском техническом университете [2; 3]. На страницах этих изданий приведены разные точки зрения на понимание статуса ситуации и ситуационного подхода в науке и философии и их связи с системой и системным подходом.

Анализ различных форм знания, обозначаемых термином (словом) «концепт» и «ситуация» в разных областях духовной человеческой деятельности, охватывающей социально-экономические и историко-гуманитарные науки, с одной стороны, и исследование становления представлений о концепте и ситуации в истории философии и лингвистике, с другой стороны, позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, это общие выводы, касающиеся взаимосвязи концепта и понятия вообще. Так, Ю.В. Суржанская считает, что концепт является фундаментальной субъективно-объективной формой мышления, которая характерна, прежде всего, для обыденного сознания на индивидуальном и коллективном уровнях [5, С.77]. Но также концепт выступает и формой точных (то есть - частных) наук, что возможно проследить на этапе формирования новой области частнонаучного знания, где на основе концептов в дальнейшем вырабатываются соответствующие научные понятия.

К уровневой картине связей концепта мы должны добавить общую картину движения от концепта к понятию, учитывая взаимосвязь и особенности того и другого. Рассмотрим это взаимодействие на примере феномена ситуации. Будем исходить из обобщенного понимания ситуации как совокупности внешних и внутренних факторов, определяющих состояние и изменение объектов [3, С.5-6]. Такая интерпретация ситуации учитывает и традиционное ее определение в качестве совокупности условий и обстоятельств. Прежде чем говорить о концепте «ситуация», охарактеризуем обобщенно феномен ситуации и дадим его понятийную экспликацию.

Первое, ситуация амбивалентна: она способна существовать в двух ипостасях: системной и ситуативной. Ситуация может быть устойчивой и динамично меняющейся, длительной и скоротечной, структурированной и бесструктурной, целостной и дробной, определенной и неопределенной, с ясно очерченными и с размытыми границами [3, С.8].

Второе, ситуативная, «брендовая», сторона ситуации включает в себя динамичность, скоротечность, бесструктурность, дробность, неопределенность, размытость границ и т.п.

Третье, системная, или «традиционная», сторона ситуации как фундаментальное онтологическое «наследие» объективно существующей системности мира, проявляется в устойчивости, целостности, структурированности, определенности, очерченности границ и т.п.

Четвертое, в целом ситуация, объединяющая в себе системные и ситуационные возможности обладает качеством, названным «ситуационность». Различные исследователи учитывают и не учитывают внутреннюю противоречивость ситуационности, чаще всего отождествляя ее с «брендовой» стороной систем - с ситуативностью. То есть, говоря о ситуации, предполагается, что она обладает лишь противоположными системе свойствами: динамичностью, скоротечностью, бесструктурностью, дробностью, неопределенностью, размытостью границ и т.п.

Пятое, в поле познавательной деятельности феномен ситуации находит свое выражение в целом ряде форм познания, таких, как представление, концепт, понятие, анализ (ситуационный анализ), подход (ситуационный или ситуативный подход) и др. Наше исследование показывает, что в тех областях научного знания, где произошла его ясная дифференциация и оно получило подробную разработку и практическое использование (менеджмент, экономика, педагогика и др.), там уже привычно функционируют понятия «ситуация», «ситуационный» анализ, «ситуационный» («ситуативный») подход. Тамже, где этого еще не произошло или этот процесс еще не завершен, там работают преставление «ситуация», концепт «ситуация», концепт «ситуационный подход».

Это также относится и к области междисциплинарного, общенаучного и философского знания. Более подробное применение сформулированных выше положений можно проследить в рамках социально-экономического, гуманитарного знания.

Прежде чем двигаться дальше сформулируем положения, касающиеся нашего понимания отношения, сложившегося между концептом, представлением и понятием, обозначенными одноименным термином, в том числе концепта и понятия «ситуация».

Первое, не существует единства взглядов на понимание концепта как феномена познания, прежде всего в философии: здесь на различных этапах развития философского знания и разными философами концепт рассматривался то как аналог понятия, то как представления, то как идеи. Чаще всего концепт отождествлялся либо с представлением, либо с понятием, порой понятие рассматривалось как особое проявление (разновидность) концепта.

Второе, большинство современных отечественных исследователей склонно все же различать концепт и понятие, понимая и то, и другое как особые формы мышления. При этом концепт связывают с проявлениями чувственно-эмоционального, образного отношения к миру вещей, а понятие с логической рациональной фиксацией определенной совокупности свойств предметов и явлений некоторого рода. Если не отождествлять концепт с представлением, то можно заключить, что концепт, обладающий большими элементами рационального, чем представление, занимает промежуточное переходное положение между представлением и понятием, между субъективным и объективным, между феноменологическим и ноуменологическим, между чувственным и рациональным.

Третье, концепт обладает большей неопределенностью и смысловой многозначностью, чем понятие. Он, в отличие от понятия, обладает образностью, смысловой нестрогостью (раплывчатостью), многообразностью. И в силу этого концепт более широк по содержанию, чем одноименное понятие, которое несет более строгое, ясное и узкое содержание.

Четвертое, обладая более широким содержанием, чем понятие, концепт по своей проявленности более локален и конкретен, он возникает «здесь» и «сейчас» и потому более изменчив во времени и пространстве, чем абстрактное относительно устойчивое понятие.

Пятое, базовой средой концепта является речевой контекст, поэтому концепт более естественен, коммуникативен и энергийно (эмоционально) окрашен, чем понятие, которое обладает большей конструктивностью, общепризнанной значимостью и универсальностью, оно формируется и существует как часть более стабильной языковой среды.

В целом выделенные отличительные признаки концепта можно с определенной долей условности обозначить как качество ситуативности, то есть концепт ситуативен по своей природе: он обладает такими ситуативными свойствами, как случайность, динамичность, изменчивость, содержательная неопределенность (неструктурированность), многозначность, расплывчатость границ и др. Это качество в герменевтической и постмодернистской традиции можно еще назвать контекстуальностью. В отличие от этого понятие системно, структурно, определено.

Надо понимать, что ситуативный характер концепта сопряжен с неоднозначностью его контекстных проявлений и употреблений. Он может проявлять то больше понятийных черт и приближаться к понятию, то в большей степени походить на представление.

Обобщенно концепт можно определить следующим образом: Концепт - это особая переходная форма мышления между представлением и понятием, которая формируется в чувственно-рассудочной среде и обладает как некоторыми свойствами представления, так и некоторыми свойствами понятия, и выступает как целостная чувственная форма сознания, и как первичная познавательная форма мышления человека. Исходя из этого определения, концепт следует понимать как предпонятие (или недопонятие). Концепт выполняет роль спонтанного, временного, изменчивого, ситуативного понятия. В речи концепт служит заместителем понятия.

Что касается концепта «ситуация», то сам он оказался в интересной ситуации: здесь наблюдается квадратичная ситуативность - концепт ситуации ситуативен и по содержанию как термин, обозначающий ситуацию, и по способу своего контекстного употребления как промежуточная (переходная) форма мышления, т.е. концепт.

Концепт как переходная форма мышления обладает двумя основными функциями:

1-ая функция - перевод чувственного познания (общие представления) в рациональное познание (понятия).

2-ая функция - перевод форм одного уровня знания на другой уровень знания: от частнонаучного к междисциплинарному, от междисциплинарного к общенаучному, от общенаучного к философскому уровню.

К этим двум функциям надо добавить еще одну, о которой говорила Ю.В. Суржанская [5].

3-ья функция - коммуникация между индивидуальным сознанием и общественным сознанием и между индивидуальным творчеством и комментаторством и культурой как общим достоянием людей.

Первые две функции концепта становятся возможными благодаря двойственной природе концепта. С одной стороны, наличие целостного чувственного образа предметов и явлений; с другой стороны - создание целостности, обобщенности и абстрактности благодаря рассудочной деятельности мышления. Иначе говоря, концепт обладает свойствами как чувственных форм познания, так и свойствами (в зародыше) рациональных форм, прежде всего - понятия. При этом среди исследователей наблюдается субъективизм в понимании и определении статуса феномена концепта. Одни склонны связывать концепт, прежде всего, с общими представлениями, лишая его объективности, другие - видят в нем явные черты понятийной формы познания. Вследствие этой субъективности в понимании концепта среди исследователей могут выделяться отдельные лица или группы лиц, которые продвинуты по сравнению с другими в понимании того, что есть концепт. Дело в том, что по своей природе концепт как форма мышления обладает неопределенностью. По мере углубления понимания содержания и сущности концепта формируется более точное и строгое знание о нем, которым первоначально владеют единицы исследователей, что создает исследовательскую дисгармонию вокруг понимания статусности нового познавательного феномена концепта. В результате становление некоторых концептов может происходить разновременно как на индивидуальном, так и на общественном уровнях сознания.

Есть и общий план этой тенденции: по мере разработанности проблемы концепта как такового, он получает статус философского понятия наряду с такими формами познания, как представление, понятие и др. Однако не все включают в сферу своего дискурса эту форму мышления и учитывают ее, так как это фактически новый и мало разработанный и распространенный среди философов познавательный феномен. Возникающее неравное отношение к концепту среди исследователей позволяет выявить ряд общих тенденций развития знания и объяснить некоторые существующие познавательные проблемы.

Мы выясняем проявление ситуации и в форме концепта, и в форме понятия на разных уровнях и в разных областях социально-гуманитарного знания, включая философию, и рассматриваем различные взаимопереходы «представление - концепт - понятие». Прежде всего, применительно к ситуационному подходу.

Во взаимодействии представлений, концептов и понятий наблюдаются определенные тенденции. На примере одноименного термина «ситуация» они имеют следующий характер:

1. Формированию научных понятий и философских категорий предшествует образование соответствующих представлений и концептов. Эта закономерность, в частности, проявляется при рассмотрении форм фиксации (это могут быть представление, концепт или понятие) феномена ситуации в комплексе частных социально-гуманитарных наук - менеджмента, экономики, социологии, истории, психологии, педагогики и др. Эта тенденция распространяется и на формирование представления и концепта «ситуация», предшествующего образованию соответствующего общенаучного понятия и философской категории.

2. На базе концептов и понятий частнонаучного знания, таких как «ситуация», складывается более неопределенный междисциплинарный концепт «ситуация», на основе которого формируется более или менее определенное общенаучное понятие «ситуация», общенаучные ситуационный подход, ситуационный анализ и т.п. В свою очередь, на базе этих понятий идет развитие философского концепта «ситуация», который со временем превращается в философскую категорию.

Особой бинарной статусностью «ситуации» в социально-гуманитарном знании объясняются и некоторые парадоксы ситуационного видения социальной действительности. Они находят отражение в дискуссиях, возникающих при обсуждении проблем, связанных с феноменом ситуации. Можно назвать основные причины и факторы, способствующие развертыванию подобных дискуссий.

Во-первых, это отсутствие логико-методологического аппарата, который в данной работе мы связываем с концептуально-ситуационными представлениями, что вызывало непонимание и неприятие включенности ситуационного подхода в структуру философского знания. Во-вторых, в понятия «представление», «концепт», да и в само понятие «понятие» разные авторы вкладывают различное содержание, что затрудняет анализ феномена ситуации.

Итак, в целом в динамике взаимодействия «концепт - понятие» прослеживаются следующие тенденции: сначала складывается частный концепт на уровне представления в некоторой отдельной области, на основе которого формируется частнонаучное понятие, обретающее ясное и четкое рациональное определение. Затем на базе этих частных понятий начинает образовываться более общее, но менее определенное представление на междисциплинарном уровне, соответствующее междисциплинарному, общенаучному концепту, которое используется до тех пор, пока на его базе не сформируется общенаучное понятие с более или менее строгой дефиницией. Параллельно идет аналогичный процесс формирования концепта и категории философского уровня знания. На такое заключение наталкивает опыт исследования понятия «концепт» и «ситуация» (и других форм научного знания, как например, частнонаучного и общенаучного подхода).

Рецензенты:

Курашов В.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и истории науки ФГБОУ ВПО МОН РФ «Казанский национальный исследовательский технологический университет (КХТИ)», г. Казань;

Шатунова Т.М., д.ф.н., профессор кафедры социальной философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Поволжский) федеральный университет» Минобрнауки РФ, г. Казань.