Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF MUSICAL ART ORTHODOXY IN THE DEVELOPMENT OF THE VALUABLE QUALITIES OF THE PERSONALITY OF FUTURE MUSIC TEACHERS

Gryaznova T.M. 1 Gryaznov S.I. 1
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev»
The article reveals the relevance and importance of the study of the musical art of Orthodoxy in the preparation of future teachers of music. Music and singing art in the context of the Orthodox culture is considered by us as the source and carrier of spiritual and moral guidance, which is particularly important for Russian students of the XXI century. The article emphasizes that a deeper comprehension of the meaning of the sacred choral works of liturgical genres, it is necessary to appeal to the work of representatives of Russian religious thought of XIX-XX centuries., In which most fully disclosed ontological essence of musical art Russian Orthodoxy with God, truth, beauty, spirit, spirituality, Soul. For the future of music teachers is important to constantly be in a creative search, to educate ourselves, drawing on the rich heritage of Russian music and philosophical thought, because without the knowledge of these principles can not be realized as a personality in the world of the XXI century pedagogical space.
spirituality
succession
tradition
ethical-philosophical analysis
personality traits
values
spiritual and moral values
the future music teacher
music art of Orthodoxy
music education

В российском обществе как никогда ранее остро стоит вопрос о духовном воспитании подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с падением духовного здоровья российского общества. Причины этого видятся в смене идеологических ориентаций, наличии духовного вакуума (коммерциализация культуры, пропаганда культа насилия, эгоизма, нигилизма, обмана и пр.). Поэтому в современных условиях так важно обращение к историческому опыту прошлого России, ее культурно-историческому и духовному наследию, основам общественной морали и нравственности.

Внимание к вопросам духовно-нравственного становления молодежи, развития общей и физической культуры, нацеленных на охрану и гигиену здоровья, сквозь призму ценностных представлений о здоровом образе жизни, находим и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ (Контрольный текст от 21 июля 2014 г.). В частности, в главе первой, статье 2 прописано, что воспитание в высшей школе - есть деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Кроме того, Концепция «Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации студенческой молодежи определена как задача первостепенной важности (пункт 6, статья 9). [11].

Учитывая данное положение, одним из путей выхода из сложившейся ситуации видится в обращении к культурному наследию и традициям русского Православия, с его неповторимым строем духовно-душевной жизни, ярко выраженным в религиозном искусстве.

Музыкально-певческое искусство русского Православия является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Образная сфера произведений литургических жанров - обращена к Богу, Богородице, Святым и человеку, его религиозно-духовному опыту и росту, через поиск истины, покаяние и преображение. Внутренний смысл и содержательная сторона представлена глубокими философскими идеями о смысле жизни и смерти, о страдании, терпении и спасении через евхаристию (причастие), о великой любви к окружающему миру и ближнему.

Рассмотрение данного феномена требует уточнения определяющих дефиниций. В практике употребляются понятия, отличающиеся смысловыми нюансами: музыкально-певческое искусство, музыка церковная, богослужебная (соотносится с церковными службами и исполнением в храме), обиходное пение (исполняется на основе пения по системе осмогласия И. Дамаскина), религиозно-духовная (объединяет музыку религиозного содержания для концертного исполнения и в богослужебной практике, исполняемые большим хором; кроме того, православная, религиозная, духовная. Духовно-певческая традиция составляет основу русской православной музыки [4, с. 15].

Исследования в области музыкально-певческого искусства русского православия проводились М. В. Бражниковым, Т. Н. Ливановой, Т. Ф. Владышевской, И. А. Гарднером, Ю. В. Келдышем, В. И. Мартыновым, И. В. Кошминой и др. Так, Ю. В. Келдыш отмечает, что музыкально-певческое искусство русского православия составляет ценнейшую часть национального культурного наследия: на протяжении семи веков оно было единственным видом письменного профессионального искусства на Руси [цит. по : 1, с. 25]. И. А. Гарднер считает, что главным признаком богослужебного пения является не «музыка», а принадлежность этого музыкального явления к церковному богослужению. Автор характеризует церковное пение как автономную богослужебную музыкальную область, имеющую свои художественные законы, которые могут совпадать или нет с обще-музыкальными законами [3, с. 79].

И. В. Кошмина характеризует религиозно-духовную музыку в двух аспектах, подчеркивая ее многофункциональность: с первым аспектом связаны общечеловеческие ценности - эстетические и нравственные, со вторым - религиозные. Среди отличительных особенностей произведений музыкально-певческого искусства русского Православия И. В. Кошминой выделяются: особый внутренний настрой, собранность, чистота и открытость церковных песнопений; отсутствие излишней эмоциональности, чувствительности, внутреннего конфликта, борьбы противоположных сил. Подчеркивается, что именно гармония - совокупность строгой и ясно очерченной мелодии, такого же строгого, спокойного и четко организованного ритма, благозвучных аккордовых вертикалей, в которых сливаются все голоса хора - лежит в основе религиозно-духовной музыки [цит. по : 5, с. 49].

Огромное воздействие музыкально-певческого искусства Православия на эмоционально-чувственную сферу и духовную жизнь человека делает необходимым изучение тенденций развития и закономерностей функционирования православной культуры и, в частности, музыкального наследия - русской духовной музыки, анализ её внутренней сущности и специфики, определение места среди других общественных явлений.

Синкретическое искусство ритуала, совокупные действия различных его видов способны укреплять восприятие интуитивных видов идей, эмоций, мироощущения, доводя человека состояния катарсиса («очищения от скверны»). Православное музыкально-певческое искусство, - культовая, религиозная, духовная музыка неотделима от Слова и церковнославянского языка, как и вся древнерусская культура. Прежде всего, со Священным Словом связана вся структура литургического действа, основанного на системе осмогласия  Иоанна Дамаскина (VIII в.) - гласовом пении (основных гласов - восемь, отсюда название: «осмогласие»). С ее помощью совершается строгий порядок музыкального содержания каждой службы, где каждый глас (один из 8 гласов) имеет свои тексты и мелодические формулы (коды). С основополагающим значением Слова в литургических песнопениях  сложился определенный вид песнопений - a cappella - исполнение (пение) без сопровождения [3, с. 27].

Византийский богослов и философ Климент Александрийский (III в.) видел в голосе человека единственный и совершенный музыкальный инструмент, способный воплотить сакральный (священный) смысл слова в музыкальных звуках, через «интонацию души и сердца» [1, с. 27]. Понимание голоса человека как совершеннейшего инструмента, способного передавать тончайшие настроения души, сформировало представление о православной певческой традиции как исключительно хоровом пении без инструментального сопровождения (в отличие от католической традиции, где допускается орган). Поэтому важным признаком жанровой принадлежности литургических песнопений православия является вокальный способ исполнения: хоровое, сольное, антифонное (переменное пение левого и правого хоров в храме), респонсорное (пение солистов и хора, или народа).

Литургические песнопения, пронизывая всю структуру православного богослужения, являются тем связующим элементом, который дает возможность осуществлять культовое действие как единый неразрывный процесс развертывания по всем правилам классической драматургии. Они являются тем стержнем, на который опираются все службы годового цикла: вседневные, воскресные, праздники, требы, и пр. Целостность содержания всего православного культа выражается в неразрывности Слова и мелодии гласа на всех его стадиях, причем Священному Слову отводится главенствующая роль как носителю смыслополагающих норм христианской морали и духовных ценностей (Нагорная проповедь - заповеди Блаженства: не гневаться на брата своего, мириться с соперником, не вожделеть чужой женщины, не разводиться, не клясться, не противиться злому, любить и прощать врагов, милостыню  творить тайно и т. п. Мораль Нагорной проповеди носит нормативный характер каждого верующего человека).

Слово и мелодия гласа, теснейшим образом связаны и дополняют друг друга. В работе «Богословские основы церковного пения» В. Н. Лосский (1903-1958) - русский ученый, философ и богослов отмечал, что «...евангельское послание - это Слово, воплощенное слово. Оно (Евангелие) не терпит «тщетных слов», не прошедших семикратного очищения огнем. Музыка призвана служить именно этому очищенному слову, связанному со Словом Божиим. Слово и музыка слиты воедино, чтобы можно было сказать, что слово поет, а музыка возвещает» [3, с. 147].

Соборное богослужение сохраняет на протяжении тысячелетий «коллективную память» - устную традицию, которая именно в Слове сохраняет генетическую парадигму памятования русского народа. Феномен литургической музыки, представленной на уровне Премудрости, приводит к мысли о возможности проявления через звук-символ, ритм и Слово - высших духовных начал, составляющих основу и смысл жизни человечества. Человек есть микрокосм, во всем подобный макрокосму (Григорий Нисский). Человек, поднявшийся в своем духовном развитии над суетой обыденной жизни, может понять и услышать «небесную» музыку, которая звучит под сводами храма [1, 6, 9].

Связь искусства с философией столь неразрывна, что следует говорить об органическом синтезе искусств (о. П. Флоренский). Музыкальные системы строились как отражение Всеобщего порядка. По существу музыкальная интонация играла роль своеобразного языка, на котором передавалось определенное содержание. Тот факт, что музыка и речь являются звуковыми системами, по-видимому, послужил поводом для рассмотрения их как явления одного порядка. По мысли мудрецов, за физически звучащим словом и музыкальным звуком стоит единая трансцендентная сущность.

Физическая реализация сущности в слове ведет к возникновению образа объекта или понятия о нем, а её проявление в звуке приводит ум в состояние «раса» (А. Ф. Лосев). Раса не есть простая чувственная эмоция, а эмоция, преображенная в интуитивно-духовное состояние ума, именуемое «высшим блаженством». Оба состояния - логическое и эстетическое - оказываются тождественными по глубинному смыслу, являясь лишь различными формами его выражения. Отсюда музыкальное понимание составляет лишь аспект глубокого внутреннего понимания. Именно последнее лежит в основе понимания языка жестов, цветов и других символов. На уровне глубинного понимания слушатель, охваченный «раса», мгновенно распознает содержание культового действа. Исполнитель - творец в акте коллективного действа предугадывает замысел партнера уже на этапе формирования намерения, то есть до физической реализации действия. За формулой «от намерения - к действию, минуя интеллект», просматривается учение о Великой Гармонии, пронизывающее все космические системы. Эмоционально данное состояние воспринимается как любовь ко всему, отождествление себя со всем. Свобода делает телесную природу в высшей степени пластичной' и снимает преграды для передачи тончайших эмоционально-душевных состояний [7, с. 47].

Феномен православной музыкально-певческой традиции, в аспекте индивидуально-универсального, уникален для художественной культуры. С одной стороны, музыка индивидуальна в смысле способов творчества, восприятия, выражая в Священных текстах нравоучительные истины христианской морали, выплескивая эмоциональные импульсы в звучание мелодий и гармоний. В социальном плане это означает историчность, способность лучших представителей музыкального мира в наиболее характерных интонациях отражать мироощущение эпохи. Музыка также природно-универсальна: математические, искусствоведческие анализы музыкальных форм свидетельствуют об общности музыкальных и природных структур, грамматик музыкального и словесного языка и других видов искусств.

В культурологических (С. С. Аверинцев, В. В. Бычков, В. М. Беляев) и искусствоведческих исследованиях (О. А. Антонова, М. В. Алпатов, Л. И. Романов) отмечается, что прогресс музыкального искусства во многом обусловлен развитием его познавательной стороны, расширением его  предметной сферы, тематики. В современных условиях литургическое искусство выступает как один из видов деятельности субъекта,
направленной на освоение жизненных процессов. Результаты этой деятельности приобретают, в свою очередь, общезначимый смысл.
Они играют существенную роль в формировании философского мировоззрения, нравственных, эстетических и других жизненно важных принципов, которые особо ярко проявляются в музыкальном искусстве русского Православия.

Чтобы наиболее полно понять и оценить литургическое наследие, нужно сказать несколько слов о значении русской богослужебной певческой культуры в целом. «Литургическое певческое искусство - это область не личного вкуса, основанного на субъективном эстетическом критерии в отрыве от всей системы и идеологии богослужения. Это автономная область многовековой культуры русского духа, а потому в ней действует объективный литургический эстетический критерий. Только такой критерий обеспечивает культуру вкуса, в отличие от не основанного на твердых принципах, часто эстетически хаотичного, не выработанного школой и бытом личного вкуса» (И. Гарднер) [3, с. 76]. Всякая культура, тем более литургическая, предполагает традицию-предание и определенное воспитание на принципах такой традиции. Слово и литургическая музыка в своем слиянии представляются камертоном, «по которому должен быть настроен» и согласован с бытием всего гармонически звучащего космоса, образ человеческой жизни» (Григорий Нисский). Такое положение делает необходимым более активное освоение теоретико-познавательной проблематики, связанное с функционированием духовной музыки, как одной из сфер культуры в общественной жизни.

Справедливости ради, следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция в ориентации российских вузов на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании студенческой молодежи. Изучение отдельных аспектов православной культуры ныне реализуется в содержании практически всех гуманитарных дисциплин средней и высшей школы, в том числе и педагогических вузах. В некоторых учебных заведениях православную христианскую культуру изучают углубленно, в рамках отдельного учебного предмета. В то же время практика изучения произведений музыкально-певческого искусства Православия в образовательных учреждениях в настоящее время еще не отработана и сталкивается с рядом трудностей. Как правило, изучение православной культуры проводится без необходимого учебно-методического обеспечения. Имеющиеся пособия не вполне отвечают целям и задачам учебных курсов. Зачастую педагоги вынуждены использовать литературу, не соответствующую методическим требованиям современного российского образования. Особую сложность представляет вокально-исполнительский процесс произведений литургических жанров, ибо здесь нужна особая семантика, особый духовный настрой в выборе интонаций, глубокое проникновение в образную и смысловую сферу священных текстов  песнопений. Одна важная деталь: исполнять песнопения следует «сердцем и разумом», с чистой душой.

На факультете педагогическом и художественного образования Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева уже несколько лет проводятся занятия курса по выбору «Музыкальное искусство Православия в общеобразовательной школе» Программа дисциплины разработана для студентов, будущих учителей музыки по специальности 050601. 65 - Музыкальное образование; и студентов по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование, профиль «Музыка». Основополагающая цель дисциплины - привить любовь и уважение к музыкально-певческому наследию, сформировать систему знаний в области становления и развития музыкально-певческого искусства на богатейшем хоровом наследии православной культуры; воспитание духовной культуры студентов в опоре на христианские традиции и ценности, где возвышенное содержание искусства православия дается в богатстве его форм и жанров, художественных направлений.

Работая над методическим оснащением дисциплины, мы осознавали всю ответственность и важность педагогической работы, направленной на воспитание одухотворенной и нравственной личности будущего учителя музыки, которому придется обучать и воспитывать детей в XXI веке. Именно возвышенный потенциал музыкальной культуры Православия способен восполнить пробелы в духовном становлении и развитии сущностных сил человека. Он перестает действовать, когда мы перестаем прокладывать к нему пути для детских сердец, терпеливо ожидая своего раскрытия. Из выше сказанного можно сделать вывод, что более глубокое изучение литургической музыки, откроет новые горизонты в понимании мироздания и Истины.

В заключение отметим, что методологический подход к анализу феномена музыкально-певческого искусства русского Православия, с опорой на основополагающие концепции русской религиозной философии XIX начала XX вв., позволит глубоко и профессионально изучать и исполнять произведения литургических жанров. Постигая глубокий сакральный смысл библейского Слова и музыкальные интонации знаменного распева, а также владея вокальными технологиями, мы способны приоткрыть тайную завесу, разделяющую мир горний (духовный), и мир дольний (земной), открывая свое сердце для любви, доброты и милосердия, что и являет собой высшее предназначение Человека на планете Земля.

Рецензенты:

Мартынова Е.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии МордГПИ имени М. Е. Евсевьева (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск;

Карпушина Л.П., д.п.н., профессор МордГПИ имени М. Е. Евсевьева (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.