Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORY OF FORMATION OF THE PRIVATE SECTOR IN RUSSIAN ECONOMY

Tunaeva Z.A. 1
1 Dagestan State University
In today´s world, the foundation of the efficient functioning of the economy is the variety of forms of ownership. Achieving the optimum ratio of public and private sectors, each of which has its own development potential, has not only theoretical interest, but also practical significance. This article attempted to analyze the problems of interaction between the public and private sectors, as well as the degree of influence of the public sector in the development of economic relations in the private sector. Based on the works of Russian and foreign scientists, the author explores the aspects of the formation and development of the private sector of the Russian economy. The paper studied in detail the way of redistribution of property rights, privatization and nationalization, and the degree of their influence on the formation of the private sector.
nationalization
privatization
property
public sector
Private sector
Исследуя секторальное деление экономики, специалисты рассматривают государственный сектор, частный, смешанный, негосударственный, общественный и др. Исходной точкой разделения является собственность, на которой основывается тот или иной сегмент экономики. Так, например, государственный сектор основывается на государственной собственности, к которому относится имущество, принадлежащее Российской Федерации (федеральная собственность, собственность субъектов РФ - республик, краев, областей и т.д.). Частный сектор основывается на имуществе, принадлежащем на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Под частным сектором понимают сегмент экономики государства, который не находится под контролем государства; сектор, содержащий хозяйства и компании с частной капитализацией; сектор, содержащий коллективную, экономическую и индивидуальную части экономики; сектор, содержащий корпоративный, финансовый и индивидуальные секторы экономики; и т.д. Мы считаем, что основным фактором определения частного сектора является право на собственность, на которой базируется данный сектор.

Исследователи считают, что трансформация собственности на пути становления частной - продолжительный и закономерный процесс, требующий определенной институциональной среды, внешней институциональной надстройки, что оказывает существенное влияние на проведение успешной инвестиционной политики [8].

Безусловно, государственный сектор оказывает воздействие на величину совокупных расходов в экономике (определяя уровень ВВП, занятости и безработицы и другие макроэкономические показатели), выступая в качестве инструмента антициклического регулирования экономики. Основное направление взаимовлияния этих секторов - воздействие уровня государственных расходов на полезность частного потребления и величину частных расходов, на величину производственных затрат и объем совокупного предложения частного сектора. Рост государственных расходов по созданию инфраструктуры экономики (социальной, транспортной, производственной и т.д.) позволяет частному сектору сокращать свои транзакционные издержки. Государственный сектор влияет на развитие частного сектора через создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, стимулирование предпринимательской деятельности, изменение системы налогообложения, страхование частных инвестиций, создание на территории регионов свободных экономических зон и т.д. Государство оказывает существенное влияние на формирование человеческого капитала, который активно используется в частном секторе.

Специалисты, исследуя проблемы взаимодействия государственного и частного секторов экономики, отмечают активное влияние государственного сектора на развитие экономических отношений в частном секторе при реализации функций по гармонизации взаимоотношений рыночных субъектов, снижению издержек их взаимодействия и выступлении катализатором развития региональной экономики [4].

Исследуя соотношение государственного и частного секторов экономики, эксперты пришли к выводу, что основные параметры соответствуют правилу «золотой пропорции» в соответствии с концепцией «золотого сечения», основанной на числах Фибоначчи, в соответствии с которым национальная экономика должна делиться на две части - государственную и частную - таким образом, чтобы доля государственного находилась в пределах 38% или 62%. Считается, что при таком соотношении достигаются максимальная устойчивость, стабильность, эффективность и гармоничность [2].

Эмпирические наблюдения исследователей часто подтверждают эти пропорции. Так, например, в Швеции доля государственной собственности близка к 60%, а частной - к 40%; в Японии, Германии, Великобритании, Франции и США доля государственной собственности приближается к 40%, а частной - к 60% [7]. В литературе отмечается, что данная пропорция является необходимым, но не достаточным условием динамичного и прогрессивного развития экономики.

На западе государственную собственность рассматривают как разновидность частной, так как государство тоже является собственником. Частная собственность предполагает определенный образ мысли и поведения, формирует новые мотивы к труду, развивает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу, воспитывает творческое отношение к труду, ответственность за результаты, что приводит к развитию в обществе соответствующих формальных и неформальных институтов.

В своем исследовании д.э.н. С.Г. Абдулманапов рассматривает направления интеграции разных форм собственности: [1] собственности в рамках единого предприятия путем создания хозяйственных товариществ и обществ; государственного, муниципального и частного капитала через реализацию социальных, экологических, научно-технических проектов, создание инфраструктуры; общественной собственности, частного капитала и предпринимательского потенциала, используя аренду, доверительное управление или концессию общественной собственности; общественного и частного секторов экономики путем взаимодействия совокупности общественных и частных предприятий; частного имущественного комплекса, государственного и муниципального капитала через размещение государственного и муниципального заказа на частных предприятиях.

Процессы перераспределения прав собственности в пользу государства могут происходить четырьмя основными путями:

1) национализация - путем выкупа государством собственности у владельца;

2) деприватизация - объявление приватизационной сделки незаконной;

3) возврат имущества в государственную собственность в ходе процедуры банкротства;

4) через судебную процедуру и предъявление обвинения по статьям, предусматривающим конфискацию имущества [11].

В исследовании процессов становления частного сектора важную роль играют не только процессы приватизации, но и национализации в экономике. Под национализацией понимают изъятие актива из частной собственности и его перевод непосредственно в государственную собственность (федеральную или региональную) или в собственность государственной компании, государственной корпорации. Приватизация - переход государственной собственности (федеральных, региональных, муниципальных органов власти) в частную (пакет акций в частной собственности становится более 50%) [6].

Под национализацией понимают процесс передачи предприятий (а иногда и отраслей экономики) в собственность государства из частной формы собственности, переход в муниципальную или федеральную собственность объектов частной собственности (акционерной, корпоративной), которая осуществляется на возмездной основе, законных основаниях, и при наличии общественной заинтересованности. Национализация (огосударствление) - трансформация объектов совместной собственности, доля государственной собственности при которой начинает преобладать над частной, т.е. государство обретает контрольный пакет акций [3].

Национализацию проводят при возникновении угрозы для национально-государственной или экономической безопасности государства; банкротства предприятий или другой общественной собственности объектов социальной и производственной сферы; доминировании в производстве или услугах какого-либо предприятия или иного объекта социальной или производственной сферы, которую нельзя прекратить; и т.д. Национализацию проводят, как правило, на основе закона, который определяет порядок, условия и механизм национализация предприятия. Иногда правительством принимается специальное постановление.

Национализация направлена на укрупнение государственной собственности и связана с расходами бюджета на покупку собственности, находящейся в частных руках. Задачи национализации отличаются и во многом противоположны задачам приватизации. Национализация может быть вызвана проведением военных действий, необходимостью противостояния стихийным бедствиям; направлена на сохранность специфического актива или вида деятельности (который может исчезнуть в частном секторе); способствует укреплению, развитию и эффективности государственного сектора; может быть инструментом противостояния кризисным явлениям; и т.д. [9]

Деприватизация - разновидность национализации - возвращение в государственную собственность ранее приватизированного имущества. Один из экспертов рассматривает следующие мотивы огосударствления экономики:

1) повышение эффективности и управляемости экономикой через создание крупных хозяйственных структур - холдингов, т.н. государственное предпринимательство;

2) поддержание конкурентоспособности национальной продукции и обеспечение защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках;

3) изъятие природной ренты в пользу всего общества в сырьевых отраслях (нефтегазовом секторе, черной и цветной металлургии);

4) стремление государства обеспечить реализациюнаиболее острых социально-экономических потребностей;

5) осуществление прогрессивной структурной перестройки экономики; и т.д.[11]

Новая приватизационная программа на 2014-2016 гг. [10] упрощает перевод государственных объектов в частные руки и, по мнению специалиста, несет новые угрозы и приватизационные риски: неоправданное расширение влияния иностранных инвесторов в ключевых отраслях промышленности; полную потерю управляемости российской экономики; угрозу инновационному развитию; окончательное разрушение фундаментальной науки; перепрофилирование фундаментальных научных учреждений в гостиницы; низкие приватизационные доходы; ущемление интересов отечественных налогоплательщиков; присвоение общественного дивиденда группами специальных интересов. Эти риски возрастают в условиях слабой инвестиционной активности, низкой капитализации государственных компаний, плохой конъюнктуры, сложных отношений государства и бизнеса, несовершенной судебной системы, неэффективного контроля за действиями бюрократов [5].

Рецензенты:

Кутаев Ш.К., д.э.н., зав. отделом Воспроизводства населения и трудовых ресурсов ИСЭИ ДНЦ РАН, г. Махачкала;

Раджабова З.К., д.э.н., проф. кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.