Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMICS OF MOTIVATION INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE FORMATION OF POSITIVE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE FOOTBALL TEAM

Neretin A.V. 1
1 Volgograd State Academy of Physical Education
Analyzed the factors affecting the formation of positive social and psychological climate in the team, and considered ways to optimize it with targeted coaching. During the formative experiment the groups of motifs that reflect the character of interpersonal relations players of a sports team in terms of training processes: exercises in pairs and practice the game. The motives of interpersonal relationships were divided into inner characterizing the content aspects of the training activity, and provides a basis for a more precise analysis of the nature of the relationship between the players of a sports team and to reveal the dynamics of motives sociometric elections in the formation of positive social and psychological climate. In addition, we investigated the dynamics of socio-psychological climate based on the analysis of the experimental data obtained before and after carrying out purposeful work on formation of a sports team.
training of trainers
social and psychological climate
sports team
the motives of interpersonal relations
status-role structure of a team
internal and external motives

В XXI веке в спорте на первый план выдвигается проблема обучения тренеров методам социально-психологического обеспечения и формам психологической работы со спортсменами для эффективного решения спортивно-воспитательных задач с учетом закономерностей межличностного общения в совместной спортивной деятельности. В психологической подготовке как отдельного спортсмена, так и спортивной команды кроются резервы повышения эффективности соревновательной деятельности, оптимизации учебно-тренировочного процесса, формирования внутренней мотивации, развития личности и увеличения вариативности возможностей управления коллективом [2].

Футбольная команда представляет структурированное сообщество, в котором его члены связаны между собой статусно-ролевыми (деловыми, официальными отношениями) и межличностными (эмоциональными, неофициальными, внедеятельностными) отношениями. Эти взаимоотношения строятся и реализуются в тренировочной и соревновательной деятельности, определяя ее продуктивность и эффективность. Успех в значительной степени определяется способностью спортсменов взаимодействовать в сложных соревновательных условиях. При этом повышение эффективности игрового взаимопонимания и взаимодействия футболистов во время игр невозможно без анализа психологических характеристик спортивного коллектива, выявления статусно-ролевой структуры группы и возможностей опосредованно влиять на внутригрупповые психологические процессы и на социально-психологический климат команды. Специфика командной спортивной деятельности требует от тренера постоянного анализа динамики отношений спортсменов с учетом их индивидуально-психологических особенностей [1].

Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах, формирования благоприятного социально-психологического климата спортивных команд.

Результаты и их обсуждение. Благоприятный психологический климат не складывается сам собой, в особенности, если речь идет о детях, не имеющих достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для комплектования и эффективного функционирования спортивной группы необходимо управление квалифицированным специалистом. Сложность управления заключается в специфичности объекта – спортивной команды, которая не имеет достаточно формализованной жесткой структуры взаимодействий и в которой очень многое зависит от неформализуемых межличностных отношений, которые с трудом поддаются прямому воздействию и могут возникать спонтанно. Нельзя говорить, что сфера взаимоотношений совсем лишена каких-либо причин. Они возникают, когда для этого создаются соответствующие условия. Поэтому необходимо выделить такие признаки групповой деятельности, которые можно произвольно изменять и тем самым создавать необходимые для формирования положительного социально-психологического климата условия [5].

На схеме (рис. 1) представлены слагаемые социально-психологического климата и факторы, на него влияющие.

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в спортивной команде

Целенаправленное воздействие на указанные позиции в ходе учебно-тренировочного процесса, а также раскрытие внутреннего психологического потенциала спортсменов посредством психотренинга, способствует формированию положительного климата в спортивной команде.

При диагностике динамики межличностных отношений в команде, нужно заострить внимание на обосновании спортсменом того или иного выбора. Мотивы выбора могут помочь в получении данных, касающихся особенностей мотивации отношений игроков команды в различных условиях межличностного взаимодействия. А проведение в команде эксперимента на основании дифференцированных критериев в течение определенного времени выявит динамику развития коллектива.

Формирование у игроков мотивов межличностных отношений, опосредованных содержательными и процессуальными составляющими тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивает адекватные условия для создания благоприятного социально-психологического климата в команде, повышает эффективность игровой деятельности коллектива [4].

В ходе проведенных исследований нами были выявлены группы мотивов, отражающие характер межличностных отношений игроков спортивной команды в условиях тренировочного процесса (выполнение упражнений в парах; тренировочная игра). Все мотивы межличностных отношений были разделены на внутренние, характеризующие содержательные аспекты тренировочной деятельности, и внешние. Внутри группы внешних мотивов выделены еще три подгруппы. В первую вошли мотивы, побуждающие взаимный интерес футболистов процессуальными характеристиками деятельности – «С пр.» («с партнером интересно работать в паре», «всегда выкладывается на тренировках» и др.). Вторую подгруппу составили мотивы, определяющие выбор партнера особенностями выполнения технических приемов – «С т.» («с ним удобно работать, так как мы оба «левоногие»» и др.). В третью были объединены мотивы, характеризующие особенности игрового взаимодействия партнеров – «С игр. вз.» («в игре хорошо понимаем друг друга» и т.д.).

Мотивы выбора партнеров по совместной деятельности, которые являются внешними, по отношению к тренировочной деятельности футболистов, были разделены на 5 подгрупп:

группа «А» – мотивы выбора партнеров, обусловленные совместной учебной деятельностью;

группа «Б» – мотивы выбора партнеров, обусловленные совместной игровой деятельностью («давно играем вместе», «играли вместе в команде» и др.);

группа «В» – мотивы выбора партнеров на основе личностных качеств («добрый», «хороший человек» и др.);

группа «Г» – мотивы, которые обуславливали выбор личностными взаимоотношениями («отличный друг», «у нас с ним хорошие взаимоотношения» и др.);

группа «Д» – мотивы выбора партнеров по взаимодействию на основе «давних отношений, не связанных со спортивной деятельностью».

Такое разделение дает основу для более точного анализа характера взаимоотношений игроков спортивной команды и выявления динамики мотивов социометрических выборов при формировании положительного социально-психологического климата.

Для выявления динамики мотивов межличностных отношений в процессе формирования спортивного коллектива по описанной методике нами было проведено два последовательных опроса. Использовалась методика социометрического выбора, которая включала вопросы, относящиеся к тренировочному процессу (выполнение упражнений в парах; тренировочная игра).

Первый опрос проводился на стадии формирования сборных команд по футболу (СДЮСШОР №11), после недели совместных тренировок. Повторный эксперимент был проведен спустя 4 месяца, после участия команд в турнире. Кроме этого в команде в течение четырех месяцев проводилась целенаправленная работа по формированию положительного социально-психологического климата с учетом факторов, указанных выше. Результаты представлены в таблице 1 (в %).

Таблица 1

Таблица мотивов выбора партнеров по взаимодействию в условиях тренировочной деятельности

Вид деятельности, взаимодействия

Количество мотивировок

Мотивы выбора партнеров в различных видах взаимодействия

Внутренние (содержательные, С)

Внешние

Спр.

Ст.

Сиг.вз.

А

Б

В

Г

Д

%

%

%

%

%

%

%

%

1 опрос

Работа в парных упражнениях

95

18.3

20.8

19.5

0.5

11.6

6.5

7.2

15.6

Тренировочная игра

102

5.3

30.6

31.1

 

16.8

3

6.2

7

2 опрос

Работа в парных упражнениях

98

23.6

28.3

25.5

 

2.1

8.8

10.9

0.8

Тренировочная игра

89

3.7

41.3

37.8

 

2.7

7.2

7.3

 

При достоверном повышении доли содержательных мотивов по обоим критериям, можно отметить положительную динамику в структуре мотивации. Игроки при выборе партнеров стали больше ориентироваться на игровое взаимодействие и взаимопонимание. Личные качества членов группы и личные взаимоотношения стали приоритетными критериями для выбора партнера для взаимодействия. Такая тенденция способствует установлению доброжелательных деловых отношений между игроками, созданию благоприятной атмосферы на тренировках, улучшению взаимодействия и сработанности партнеров. Перечисленные факторы являются составной частью положительного социально-психологического климата в команде и способствуют повышению эффективности учебно-тренировочного процесса.

Кроме этого в ходе экспериментальной работы нами было проведено исследование социально-психологического климата. Для анализа социально-психологического климата была использована методика оценки микроклимата спортивной команды как коллектива (А.Н. Лутошкин).

Данные свидетельствовали об изменении процентного соотношения оценок социально-психологического климата в положительную сторону в экспериментальной группе: 55,4% – «благоприятный»; 23,3% – «скорее благоприятный, чем неблагоприятный»; 21,3% – «трудно сказать какой».

Результаты проведенного обследования представлены на диаграмме (рис. 2).

Рис.2. Изменение социально-психологического климата в футбольной команде

Средние показатели увеличились с 18 баллов до 28 баллов в группе, что свидетельствует о достоверном улучшении социально-психологического климата команды.

Кроме этого, в процессе анализа экспериментальных данных, полученных до проведения целенаправленной работы по формированию положительного социально-психологического климата, было установлено, что наиболее низкую оценку всех испытуемых получило «справедливое отношение к игрокам, членам команды». Игроки считали, что команда заметно разделяется на «привилегированных и непривилегированных», что в команде есть пренебрежительное отношение к слабым игрокам.

Таким образом, при общей оценке психологического климата в коллективе как «скорее благоприятный, чем неблагоприятный» самую низкую оценку получили вопросы, имеющие большое значение для спортивной практики (справедливое отношение к игрокам; возможность освоения в команде нового игрока; сложность организации коллектива в трудные минуты). Эти моменты совместного взаимодействия имеют прямое отрицательное влияние на результативность отдельных игроков и команды в целом в соревновательной деятельности.

В процессе освоения предложенной методики формирования положительного социально-психологического климата структура взаимоотношений внутри группы кардинально изменилась. Наиболее высокая оценка была дана таким качествам коллектива, как «коллектив активен, полон энергии», «доброжелательность в отношениях с партнерами, взаимные симпатии».

В ходе наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью команды и проводимого опроса ее игроков можно выделить ряд положительных моментов:

1. Предотвращались психологические срывы у отдельных спортсменов за счет регуляции их неблагоприятных состояний и повышения уровня волевой активности путем непосредственного воздействия на них партнеров.

2. Формировались желаемые способы коммуникативного поведения у отдельных спортсменов по отношению к своим партнерам и снималось излишнее напряжение благодаря переключению их сознания на «опеку», поддержку своих товарищей.

3. Создавалось и сохранялось необходимое групповое настроение и предотвращались неизбежные в трудных играх спады настроения и возможные конфликты между игроками.

4. Укреплялись игровые связи за счет облегчения коммуникаций между игроками и организации оптимальных взаимовлияний [3].

В заключении можно отметить, что результатом работы по формированию социально-психологического климата стало создание положительной атмосферы, спо­собствующей установлению оптимальных межличностных отношений, основанных на внутренних мотивах, повышению эффективности тренировочного процесса, уменьшению количества конфликтных ситуаций, адаптации новых членов команды в игровом коллективе.

Рецензенты:

Шамардин А.А., д.п.н., профессор кафедры теория и методика футбола Волгоградской государственной академии физической культуры, г. Волгоград;

Сериков В.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.