Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF READINESS MASTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION TO SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Neyasova I.A. 1
1 Mordovian State Pedagogical Institute Named After M.E. Evseviev
The article presents the technology of formation of readiness of socio-pedagogical activity in the conditions of pedagogical higher education institution, clarified the concept of «socio-pedagogical activity», «readiness for socio-pedagogical activity of the master of pedagogical education», presents the basic requirements that determine the success of the formation of readiness of the graduate to socio-pedagogical work in educational practice. The basic components (personal, cognitive, activity) and the stages (adaptation-awareness, search and information, practice and modeling, analytical and synthesis) of formation of the studied categories for masters of pedagogical education. In the framework of the presented techniques are considered effective forms and methods of organization of educational process aimed at achieving a positive result in the process of formation of readiness of masters of pedagogical education to socio-pedagogical work.
readiness for socio-pedagogical activity
professional training
master
readiness
socio-pedagogical activity
Современные социально-экономические условия обостряют необходимость в постановке и решении образовательными организациями ряда важных проблем, связанных с социальным становлением личности ребенка. Приоритетными являются: обеспечение эффективного взаимодействия с окружающим миром, формирование положительного социального опыта, социальная идентификация, воспитание ответственной социальной позиции и др. Согласно нормативным документам, педагог в своей практической деятельности должен уметь применять психолого-педагогические и социально-педагогические технологии работы с различными категориями учащихся (одаренные дети, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями и др.), оказывать им адресную помощь, разрабатывать (совместно с другими специалистами) и реализовывать программы индивидуального развития ребенка, что определяет значимость социально-педагогической деятельности и обуславливает необходимость подготовки педагогических работников к осуществлению данного аспекта в образовательной практике.

Это ставит перед организациями высшего профессионального образования особые задачи по подготовке педагогических кадров, способных к профессионально-грамотному решению задач адаптации, социализации и интеграции подрастающего поколения, то есть успешной реализации социально-педагогической деятельности с субъектами образовательного процесса в условиях современной социокультурной среды.

Особое значение в решении данной задачи отводится институту магистратуры. Магистерские программы, являясь особым важным звеном в системе непрерывного профессионального образования, призваны предоставить человеку возможность пополнить, приумножить свои профессиональные знания, умения и навыки, а также развить свои способности и личностный потенциал [2]. В связи с этим на уровне магистратуры готовность магистра к социально-педагогической деятельности становится одной из важных и системообразующих профессиональной составляющей подготовки будущего педагогического работника в сфере образования. Поэтому актуальной является разработка технологии формирования готовности магистров к социально-педагогической деятельности.

Цель исследования

Контекст данного исследования предполагает разработку технологии формирования готовности у магистров к социально-педагогической деятельности и обобщение опыта ее реализации в условиях педагогического вуза.

Методика и организация исследования

Исследование проводилось на основе использования теоретических методов: анализ, синтез, обобщение, сравнение и систематизация материала о специфике формирования готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Для определения особенностей формирования готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности обратимся к дефинициям изучаемой категории.

Социально-педагогическая деятельность рассматривается В. С. Торохтием как часть социальной политики общества, как сложное социальное явление реализации обществом своих разнообразных возможностей и ресурсов для решения проблем социализации населения в определенный период его жизнедеятельности, это «... многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых по социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе использования потенциальных возможностей самого социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальных групп» [8, с. 45].

Большинство исследователей выделяют два аспекта определения готовности к деятельности - состояние и качество личности. В рамках первого аспекта готовность представляет собой действенное (активное) состояние, отражающее содержание принятой к решению задачи и условия ее выполнения. В соответствии со вторым аспектом готовность понимается как качество личности, что связано с интеллектуальной сферой человека, его волевыми характеристиками, мотивами участия в предстоящей работе.

Заметим, что указанные аспекты находятся в тесном взаимодействии, позволяя определить готовность к социально-педагогической деятельности как:

- «действенное (активное) состояние личности, установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения поставленной задачи, актуализацию необходимых знаний и сформированность умений» [5, с. 45];

- «устойчивую структурно-функциональную систему интегративных качеств личности педагога в единстве социокультурного, профессионально-личностного и профессионально-деятельностного компонентов, обеспечивающих продуктивную социально-педагогическую деятельность и стратегии собственной жизнедеятельности» [6, с. 52].

Понятие «формирование готовности к социально-педагогической деятельности» в психолого-педагогической литературе представлено как:

- «сенсорное, интеллектуальное, мотивационное и эмоциональное преобразование личности, которое происходит под воздействием внешних и внутренних факторов» [2, с. 7];

- «целенаправленный и самоорганизующийся процесс профессионально-личностного становления специалиста в условиях благоприятного микроклимата и на основе тесного взаимодействия с профессиональным сообществом и окружающей социальной средой» [10, с. 12].

Для характеристики готовности к социально-педагогической деятельности актуально определение ее структуры. Анализ и обобщение результатов научных исследований позволяет выделить следующие компоненты готовности к социально-педагогической деятельности: 1) личностный; 2) когнитивный; 3) деятельностный.

Личностный компонент готовности к социально-педагогической деятельности определяется как наличие и проявление качеств личности, обеспечивающих участие в исследовании социума, выполнение различных видов социально-педагогической деятельности; возможность саморазвития и рефлексии. Когнитивный компонент готовности способствует становлению и развитию познавательных процессов, обеспечивающих формирование системы научных знаний о социально-педагогической деятельности. Данный компонент включает: профессионально-педагогические; специальные; предметные знания. Деятельностный компонент готовности определяется как сформированность социально-педагогических умений, позволяющих анализировать и проектировать социально-педагогическую работу с детьми различных категорий и их семьями, взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами служб в оказании помощи детям и подросткам, осуществлять правовую защиту ребенка. Данный компонент включает аналитические, проектировочные, конструктивные и исполнительские умения [3].

Необходимо отметить, что сам процесс формирования готовности к социально-педагогической деятельности носит поэтапный характер, устремленный к постепенному усложнению задач по обретению к концу цикла профессионального обучения достаточно высокого уровня компетенций в изучаемой области, исходя из возможностей и способностей личности магистра.

В ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» ведется подготовка магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование в рамках магистерской программы «Социальная педагогика». Данная магистерская программа позволяет формировать у студентов готовность к социально-педагогической деятельности. Формирование готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности представлено следующими этапами: адаптационно-ознакомительный, поисково-информационный, практико-моделирующий, аналитико-обобщающий.

На адаптационно-ознакомительном этапе происходит формирование положительного отношения, интереса и устойчивой мотивации к социально-педагогической деятельности, развитие некоторых профессионально-значимых качеств личности студента. Магистрант убеждается в том, что для осуществления социально-педагогической деятельности необходимо выработать у себя умение помочь человеку справиться с собственными проблемами».

Поисково-информационный этап ориентирован на овладение магистрами системой общепрофессиональных, специальных и предметных знаний, с целью организации социально-педагогической деятельности.

Содержание профессиональной подготовки магистров к социально-педагогической деятельности разрабатывается на основе диагностики и выявления проблем организации учебного процесса в условиях педагогического вуза, а также реальной практики. При анкетировании студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Социальная педагогика», было выявлено, что особое значение в формировании представлений о сущности социально-педагогической деятельности, ее специфике, содержании и значимости, имеют теоретические курсы «Социализация личности», «Основы социальной педагогики», «Управление системой социальной защиты детства», однако систематизация знаний, их трансформация от репродуктивных к продуктивным происходит при изучении практикоориентированных курсов «Методика и технологии социально-педагогической работы», «Социально-педагогический практикум», дисциплин по выбору «Социально-педагогическое проектирование», «Социально-педагогическая виктимология», «Социально-педагогическая валеология», «Социально-педагогическое консультирование», «Социально-педагогическое сопровождение детей группы-риска». Респонденты отметили, что в рамках изучения данных учебных дисциплин они не только получают теоретические знания об особенностях социально-педагогической диагностики, профилактики, консультировании и коррекционно-развивающей работе, методах и технологиях социально-педагогической работы, сущности проблем социального становления детей, способах их решения, но и приобретают навыки социально-педагогической деятельности с детьми разных категорий, овладевают технологиями поддержки и сопровождения детей в кризисных ситуациях, анализируют опыт социально-педагогической деятельности в образовательных организациях.

В учебном процессе высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. С целью формирования готовности к социально-педагогической деятельности внедряются такие интерактивные технологии, как «генерирование различных вариантов ответа на вопрос, групповое обсуждение проблемы с алгоритмом выработки общего мнения, дебаты, демонстрация и коллективное обсуждение типичных ошибок, интерактивная лекция, интерактивная экскурсия, использование кейс-технологий, ролевые игры, имитации, деловые игры, приглашение специалиста для комментария по обсуждаемой проблеме, проведение видеоконференций, разработка социальных проектов, решение ситуационных задач, формирование и защита портфолио будущего педагога и др.» [7 , с. 19].

Практико-моделирующий этап направлен на формирование у магистров совокупности умений и навыков, позволяющих им моделировать социально-педагогическую деятельность. На данном этапе особое внимание отводится совершенствованию профессиональных навыков в рамках прохождения научно-исследовательских и педагогических практик.

Различные виды практик: «Педагогическая практика», «Научно-исследовательская работа», «Научно-исследовательская практика», «Научно-педагогическая практика» вовлекают в самостоятельную деятельность, содействуют приобретению необходимых для реализации социально-педагогической деятельности компетенций. Магистры вводятся в круг реальных проблем, знакомятся с содержанием социально-педагогической деятельности. Во время практик студенты выполняют задания по разработке и созданию моделей социально-педагогической помощи обучающимся, проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей и подростков, а также использованию и усовершенствованию технологий взаимодействия с родителями с целью оказания помощи и социально-педагогической поддержки.

Программы практик ориентированы на повышение уровня самостоятельности в реализации основных направлений социально-педагогической деятельности. Важной задачей практики магистров является интеграция научно-исследовательской деятельности в структуру будущей профессиональной деятельности. Этому способствует включение в программы практики магистров заданий, связанных с получением практически значимых и востребованных результатов исследования, и внедрением их в практику своей профессиональной области. В ходе практики формируется также готовность представить результаты своих социально-педагогических исследований в научных публикациях, стремление к своевременному и самостоятельному выполнению магистерской диссертации и других форм научной работы.

При формировании готовности к социально-педагогической деятельности на практико-моделирующем этапе немаловажное значение приобретает организация процесса активной профессионально направленной деятельности студентов, которая способствует практическому овладению необходимыми компетенциями.

Особое значение в данной области отводится добровольческой деятельности, осуществляемой в нескольких направлениях, среди них: профилактика злоупотребления ПАВ в молодежной среде и заболеваний, передаваемых половым путем (СПИД, ВИЧ и т.д.); оказание социально-педагогической помощи, поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, дети из неблагополучных семей, дети с отклоняющимся поведением и т. д.); ведение просветительской деятельности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни и т. д. Активная социально-педагогическая деятельность нередко проводится будущими педагогами в студенческой среде с целью привлечения к активной социально-значимой деятельности.

Завершающий этап - аналитико-обобщающий - определяет готовность к самостоятельной оценке и регуляции своего поведения, анализу своих действий, коррекции и прогнозированию результатов социально-педагогической деятельности.

Критериями эффективности формирования готовности магистров к социально-педагогической деятельности на завершающем этапе являются: 1) сформированность мотивации к социально-педагогической деятельности, ценностных и социальных ориентаций будущего педагога, направленность магистров на осуществление социально-педагогической деятельности, возможность саморазвития и рефлексии (личностный компонент); 2) освоенность совокупности профессионально-педагогических, специальных, предметных знаний, обеспечивающих успешность реализации будущим педагогом исследуемой деятельности (когнитивный компонент); 3) владение совокупностью профессионально-педагогических умений, необходимых для выполнения данной деятельности, способность осуществлять социально-педагогическую деятельность адекватно обстоятельствам, сформированность профессиональной рефлексии при осуществлении данного вида деятельности (деятельностный компонент).

Вывод

Таким образом, процесс формирования готовности к социально-педагогической деятельности является сложным многогранным процессом. Организация данного процесса в условиях педагогического вуза позволяет приобрести знания о способах построения конструктивного общения (взаимодействия) с представителями различных социальных групп; овладеть методами и способами оказания практической помощи различным категориям детей по разрешению социально-педагогических проблем; приобрести способность демонстрировать коммуникационные умения в контексте социального партнерства; овладеть практическими навыками в ходе социально-педагогической деятельности и навыками самоконтроля собственной практической деятельности, что и определяет компетентность и успешность практической социально-педагогической деятельности будущего педагога при решении задач адаптации, социального развития, социализации детей.

Работа проводится при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты:

Рябова Н.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой коррекционной специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск;

Карпушина Л.П., д.п.н., профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.