Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FROM THE LIBERAL DOCTRINE TO THE CONCEPT OF TRAINING

Bykasova L.V. 1 Lyaschenko N.I. 1
1 Taganrog Institute named A. Chekhov (Branch) of Federal state budgetary educational instrution of higher education Rostov State University of Economics (RINH), Taganrog, Russia
The article considers the main purpose of professional education is to prepare scilled worker of the appropriate level and profile, competitive on the labor market, competent, capable of continuous professional growth, social and professional mobility through more relevant to modern pedagogical science objectives: consideration of the issue of professional development of pedagogical staff, systems and axiological approaches; the identification of the main characteristics that are created to improve the scills of divergent environments, representing a role of the subject in the development of natural-science and humanitarian practices; reflection of the phenomenon of training as substrate, filling the cultural content, from the evolution of modern digital, information-educational and e-environments.
modeling
divergent environment
competence
informatization
coherence
strategic development
В своем классическом варианте либеральная доктрина взаимоотношения государства и человека была разработана в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Спинозы. Ядро доктрины - свобода личности, которая может быть гарантирована при соблюдении естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. Либеральная доктрина предусматривает предоставление обществом максимальной свободы субъекту для полной самореализации личности.

Либерализм утвердил новый демократический символ веры: свобода - индивидуализм - равенство - братство [4; 38]. В рамках педагогической идеологии либерализм преломляется в новых направлениях педагогического исследования (педагогика достоинства, педагогика свободной личности, культурно-историческая психология, педагогика сотрудничества); прогрессивных концептах (оптика просвещения, аксиоматика нравственности, социокультурные перспективы, ценностный стержень личности) [3; 26].

В формате либеральной доктрины рассмотрим возможность предоставления индивиду свободы на примере повышения квалификации субъекта (курсы/учебные центры, институты, академии). Расширение культурного горизонта, освоение широкого спектра научно-педагогических практик, способствующих освоению достижений духовного труда и форм его материализации, происходит у обучаемых по индивидуальной траектории с учетом нормативных предписаний и пожеланий субъекта.

Культура - важнейшая характеристика человеческой жизнедеятельности; аккумуляция человечеством опыта познания действительности; результат творчества, свойственного некоторому обществу; совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; человеческая способность эти ценности производить и использовать» [10; 228]. Культура оказывает многогранное влияние на формирование среды, окружающей индивида. В этой связи представляется актуальным рассмотреть паттерны взаимодействия, взаимообусловленности и взаимовлияния культуры и среды.

В связи с разнообразием, разнородностью, референтностью терминов, определяющих концепт «среда», представляется возможным выделить ее различные виды, которые, с определенной долей условности, сгруппируем в три блока:

- субъектный: личностная, этнопедагогическая, экопедагогическая среда;

- образовательный: образовательная, информационно-образовательная, воспитательная среда;

- культурный: культурно-образовательная, культурно-историческая, поликультурная среда.

Расположение блоков в данной последовательности свидетельствует об аксиологическом подходе к проблеме существования и эволюционирования среды, а также о герменевтическом подходе в ее толковании, признании роли среды в формировании субъекта образования.

Проанализируем концепт «среда» с позиций ее структурной организации. По мнению Л.В. Быкасовой и К.В. Андреевой, среда - это

- культурообразная матрица, характеризующаяся максимальной синергией и качественным контентом (архетипы, смыслы, символы),

- интеллектуальная субстанция, свойственная ее субъектам и имеющая структуру, обладающую свойствами связности, целостности, управляемости, зависящую от насыщенности ее ресурсами (образовательными, воспитательными, информационными и др.);

- пространство, имеющее геометрию, комбинаторику, траекторию развития; четкую иерархию;

- информационное поле;

- административный ресурс;

- навигационная система;

- потенциал (интеграционного взаимодействия, профессиональный, деятельностный потенциал) [2].

Для повышения квалификации важно создание соответствующей образовательной среды. Образование - достаточно консервативная сфера, но и она претерпевает существенные изменения в России в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий:

  1. Применение инструментов обучения с привлечением IT-технологий: симуляторы, on-line курсы, тренажеры и др. позволяет развивать у субъекта образования когнитивные навыки;
  2. Индивидуализация образования (форма, скорость, модель обучения);
  3. Практико-ориентированный характер образования (получение субъектом на «выходе» реального продукта);
  4. Непрерывность образовательного процесса в течение жизни: свобода выбора содержания образования, индивидуальная траектория обучения; электронные наставники.

Данные инструменты обучения позволяют осваивать продуктивные состояния сознания обучаемых, развивают системное мышление, раздвигают рамки адаптационных процессов субъекта. Не случайно в списке профессий будущего будут эксперты по «образу будущего ребенка», управленцы детским R&D, корпоративный антрополог, специалист по детской психологической безопасности и др.

Особая роль на современном рынке образовательных услуг принадлежит педагогу, чья квалификация должна постоянно повышается в связи с требованием времени. Наиболее рельефно представим деятельность современного учителя, выступающего в качестве архитектора и транслятора трансмедийных продуктов:

  1. Характер специализации - внутриотраслевой;
  2. Характер навыков и умений - надпрофессиональные: (системное мышление, клиенториентированность, межотраслевая коммуникация, мультикультурность, управление проектами и др.);
  3. Характер деятельности - творческий [1; 61].

Для выполнения своей миссии (обеспечение успешного менеджмента процессом образования, повышение мотивации обучаемых к изучению предмета, улучшение результативности педагогического и образовательного процессов) педагогу в процессе повышения квалификации необходимо:

- заниматься проектированием контента (разработка ресурса, составление баз данных, разработке новых порталов, методик архивирования);

- создавать soft (обучающее содержание, методические разработки, дидактические пособия, иллюстративный материал /например, преобразование аудиовизуального ряда);

- выстраивать систему субъект-объектного, субъект-субъектного, объект-объектного взаимодействия между участниками образовательного и воспитательного процессов.

Решить проблему повышения квалификации призвана концепция, опирающаяся на дистанционное образование. Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств в обучающей системе. При этом обучающая система - это аппаратурно-программный комплекс, предназначенный для обучения пользователей, основная задача которого состоит в эффективной передаче знаний в зависимости от степени подготовленности субъекта и его способности усваивать полученную информацию.

Дистанционное образование сегодня - это оптимальный способ образования, вследствие полифункциональности, универсальности, многовекторности: индивидуальный выбор, комбинирование, сочетание различных курсов учебных заведений в рамках единого образовательного пакета и т.п. К несомненным достоинствам дистанционного образования относятся:

- возможность присутствия на лекциях ведущих ученых страны/мира;

- доступность университетов планеты для каждого образованного пользователя;

- отсутствие психологических проблем, связанных с типом темперамента, спецификой характера, жизненными привычками, проблемами взаимоотношений;

- возможность планировать время, интенсивность изучения курсов, тематику подлежащего усвоению материала и т.д. [8].

Современная Россия активно осваивает передовой опыт ведущих европейских стран; критически переосмысливает и осваивает новые гуманитарные практики; развивает дидактику высшей школы, позволяющую реформировать систему повышения квалификации. Основными задачами данного процесса являются дифференциация, интеграция, институционализация. На этом пути наблюдается ряд тенденций:

1. Развитие многоуровневой системы образования, к преимуществам которой относятся:

- мобильность, использование прогрессивных форм обучения (виртуальное/дистанционное образование, e-leaning, b-learning и др.);

- профессионализм (владение определенными педагогическими технологиями: общепедагогические/частнометодические; сциентистские, прагматические и др.);

2. Использование современных информационных технологий (Internet, мультимедиа, интерактивность);

3. Заданная функциональная направленность (контингент: педагоги детских садов, учителя школ, военнослужащие, люди с ограниченными возможностями);

4. Ресурсная база (штатные преподаватели, внештатные преподаватели, ученые вузов России);

5. Система контроля (цикличность);

6. Использование лицензионных программ (информационный кампус).

В системе современного повышения квалификации выделяют различные типы новаций. Сгруппируем их по критериям:

1. Преобразование отдельных звеньев и элементов системы;

2. Комбинаторика структуры образовательного учреждения;

3. Каузометрия (введение новых учебников, технологий, современных технических средств) [7; 96].

Современная концепция повышения квалификации должна строиться на принципах:

- учета требования информационного общества: профессиональная мобильность, владение основами информационной культуры, открытость к новым знаниям;

- законосообразности;

- преемственности, культуротворчества, корпоративности;

- социализации личности.

Функциональная зависимость социализации в субъект-объектной системе проявляется в том, что эрудированный, ангажированный преподаватель способен расширить диапазон обучаемых за счет:

1. Целенаправленного создания условий для обучения:

а) учет психологических особенностей обучаемых;

б) поиск путей индивидуализации обучения (учет возможности концентрации внимания, мнемических способностей, интеллекта);

в) применение инновационных технологий (обучение собственным примером; действие в решении задач в реальных условиях);

2. Стимуляции смыслового выбора, рефлексивного анализа/самоанализа объекта (анализ совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках; модель социальных групп и коллективов);

3. Выбора метода исследования (квалитативные, квантитативные).

Социализация субъекта, повышающего квалификацию дистанционно, осуществляется с помощью следующих средств:

- продуктов мате­риальной и духовной культуры;

- стиля и содержания общения;

- последовательного приобщения обучаемого к видам и типам отношений в сфере его жизнедея­тельности.

Механизмами социализации при дистанционной форме повышения квалификации являются: подражание, аккомодация, идентификация и обо­собление личности, закономерная смена фаз адаптации, индивидуализация и интеграция. Кроме названных механизмов, существуют психологические механизмы социализации (рефлексия, традиционные, институциональные).

В соответствии со сказанным, рассмотрим модель дистанционного образования с заданными свойствами. Так как экспликациями образовательной модели являются образовательная практика, программное обеспечение, ресурсы и т.п., нам необходимо вывести определение «модель образования». Модель образования - сформированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги, схематично отображающие образовательную практику в целом или ее отдельные фрагменты [5; 267]. Модели образования подразделяются на три вида:

а) описательные, дающие представление о задачах, структуре, основных элементах образовательной практики;

б) функциональные, отображающие образование в системе его связей с социальной средой;

в) прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательной практики. Пример прогностической модели - непрерывное образование.

Как сложное образование модель включает структуру образовательной модели; содержание курса обучения; организацию курса обучения; форму организации учащихся; управление учащимися; тесты и проверки; оценку процесса обучения.

В идеальной модели повышения квалификации механизмами приращения нового знания являются поризм, экстраполяция, рекомбинация. Модель имеет способность к трансформации с учетом заданных свойств, что позволяет проектировать образовательные системы и получать на «выходе» данные, имплицирующие развитие нового знания в контексте профессиональной и научной деятельности, технологической и управленческой практики, образовательных и социокультурных программ. Методологическим регулятивом модели повышения квалификации выступает диссипация [9].

Модель повышения квалификации в дистанционном формате представляет собой открытую социальную систему, имеющую заданную функциональную направленность; технологии; ресурсную базу; контроль; лицензионные программы; образовательный портал.

Резюмируя сказанное, отметим, что

  1. Заслуга системы повышения квалификации - в удовлетворении запроса общества в конкурентоспособном специалисте; стабилизации ситуации в сфере занятости населения; реформировании содержания и структуры высшего профессионального образования;
  2. Создание длительно развивающих продуктов трансмедийного характера, высокий уровень культуры модераторов, их широкая эрудиция, профессионализм и компетентность, применение передовых информационных технологий способствуют раскрытию индивидуальной субъектности, расширению исследовательской культуры, творчества, мобильности обучаемых;
  3. В современной модели повышения квалификации важная роль принадлежит созданию дивергентных сред, способствующих максимальной синергии (модально-специфические, педагогические, психологические, способности и др.);
  4. Основной принцип концепции повышения квалификации - прагматический. В фокусе данного принципа значительная роль принадлежит дистанционному образованию как социально-культурному феномену, отражающему

- важную часть государственной политики страны: отечественными учеными разрабатываются и внедряются модели образования, удачно сочетающие теоретическую подготовку обучаемых с практической работой;

- микро-, макросреду (род учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни);

- развитие педагогического знания прогностической направ­ленности и практику его реализации;

- непрерывность, доступность, мобильность образования;

- формирование интереса, интеллекта и диспозиции субъекта образования;

- интериоризацию, интроекцию культурного опыта и, как следствие, социализацию личности.

Рецензенты:

Михайлычев Е.А., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог;

Стеценко И.А., д.п.н., профессор, декан факультета экономики и права Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог.