Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING OF CHILDREN OF SPECIAL TYPE

Sanina E.I. 1 Akhmadov M.M. 1
1 Academy of public administration
In article the question of training of bachelors of a pedagogical profile for professional activity is considered. One of requirements to results of development by students of the main educational programs of a bachelor degree in the field of pedagogical activity is a readiness to apply modern techniques and technologies including information, for ensuring quality of teaching and educational process at a concrete educational step of concrete educational institution. Considering importance of training on the basis of information technologies, students of pedagogical higher education institutions have to be, are prepared for the organization of educational process with use of remote educational technologies. Remote form of education, owing to the prevailing positive aspects of this system, such as flexibility of lesson schedule and an individual approach to the most trained, gives the chance to children of special type to get the full general (full) education. In communication with the increasing number of disabled children in educational institutions the urgent need in training of the teachers capable to give classes with the children of special type needing individual training is observed. Modern higher education institutions have to meet the requirements of society and let out experts ready to work in new conditions.
distance learning
individual training
Internet
electronic educational resources
Введение многоуровневой системы образования обусловило существенные изменения в структуре, содержании и технологиях подготовки будущих педагогов в системе высшего образования. Сегодня наблюдается общая ориентация системы на социально-педагогическое сопровождение обучающихся, что является несомненным нововведением в образовательный процесс учебных заведений различного профиля и уровня.

В современной школе именно выпускник ВУЗа, имеющий степень бакалавра, призван преимущественно выполнять должностные обязанности тьютора. Ранее профессиональная подготовка к такому виду педагогической деятельности в ВУЗе не осуществлялась. Тем самым подчеркивая актуальность данного исследования.

В педагогической литературе проблема подготовки учителя к профессиональной деятельности рассматривалась многократно и с разных точек зрения. Научные основы этой проблемы были заложены трудами С.А. Батышева, В.А. Сластенина, Н.А. Томина, В.В. Шапкина и др. Различные подходы к обучению современного специалиста представлены в трудах Е.В. Бондаревской, Б.З. Вульфова, В.П. Сергеевой, А.П. Тряпицыной и др.

В условиях процесса информатизации общества как никогда ранее востребованы тьюторы сферы компьютерных технологий, обладающие высоким уровнем профессиональной компетенции, способностью к самообразованию, восприимчивостью к инновациям. Учитывая важность обучения на основе информационных технологий, многие аспекты реализации такого образования получили отражение в различных исследованиях. В частности, идея о всеобщем непрерывном образовании на основе информационно-коммуникационных технологий, индивидуальном графике работы с компьютерной обучающей программой и темпе обучения студента представлены в трудах М.П. Карпенко, В.П. Беспалько, А.А. Андреева. Синтез педагогических и информационных технологий в дистанционном обучении рассматривали И.Д. Брегеда, С.П. Грушевский, Е.Б. Крымская, О.М. Карпенко, Н.В. Тихомирова [8]. Повышение качества подготовки бакалавров в системе высшего профессионального образования с использованием индивидуально-ориентированных технологий М. Арноур, Б.П. Бахраев, П.Г. Щедровицкий; разработка образовательных траекторий, индивидуальных стратегий обучения Е.А. Суханова, А.В. Сластенин, А.В. Хуторской, Н.В. Рыбалкина и др.

Однако, возможность построения индивидуальной образовательной траектории, а так же подготовка на ее основе бакалавров педагогического профиля к использованию дистанционных технологий не получило должного отражения в научных исследованиях.

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров в области педагогической деятельности включает в себя [2]:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

Одно из требований к результатам освоения, предъявляемым студентам основных образовательных программ бакалавриата в области педагогической деятельности, является готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения [13].

Рассмотрим особенности подготовки студентов к реализации индивидуального обучения с помощью технологии дистанционного обучения.

Именно квалифицированная, систематизированная подготовка учителей, наряду с другими факторами, будет способствовать успешности дистанционного обучения.

Дистанционное образование является одной из форм индивидуального обучения. Такое явление зародилось достаточно давно, задолго до появления в нашей жизни сети Интернет, без которого в нашем современном восприятии дистанционного обучения его реализация невозможна [9]. Однако, на пути к использованию возможностей глобальной сети, обучение на дистанции прошло через почтовые отправления, радиоконференции, телеконференции и так далее [15].

Современная образовательная ситуация в России характеризуется тенденцией интеграции образовательной и технической подготовки на основе современных информационных технологий и глобальной сети Интернет (Ю.С. Брановский, В.Г. Буданов, И.В. Роберт и др.) [6]. Исследования отечественных психологов и педагогов (Б.С. Гершунский, Е.С. Полат, Е.Н. Ястребцева, Л.Г. Сандакова) в области информационных и коммуникационных технологий в образовании показывают, что основными задачами дистанционного образовательного взаимодействия между преподавателем и обучающимся является фасилитация, включающая:

- направление образовательного процесса;

- выявление многообразия точек зрения обучающихся, поддержка активности учащихся использованием элементов ЭОР;

- соединение теории и практики;

- оптимальное восприятие и усвоение, предлагаемого учебного материала [11].

В настоящее время широко используется учебные материалы электронных образовательных сред, к примеру таких как «Телешкола» (http://www.internet-school.ru/), «i.class» (http://iclass.home-edu.ru/). Образовательные учреждения, использующие в своей деятельности электронные образовательные ресурсы, также применяют учебно-методические комплексы «Живая математика», «Живая физика» и др. Неотъемлемой частью процесса образования при реализации ЭОР являются программные обеспечения для видео общения в режиме реального времени. Следовательно, реализация индивидуального обучения в виде дистанционной формы стало доступным, только при дидактически обоснованном использовании компьютерных технологий, электронных образовательных ресурсов [7].

При индивидуальной работе с учащимися необходимо обратить внимание на тот факт, что такая работа в большинстве случаев проводится с детьми особого типа, будь это одаренный ребенок или ребенок, отстающий от сверстников в классе, учащийся, с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся индивидуально на дому. Процесс обучения с представителем каждой из перечисленных категорий учащихся должен проходить в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося. Реализация системы индивидуального обучения дает учащемуся возможность максимального усвоения предлагаемого учебного материала. Дистанционная форма обучения, в силу преобладающих положительных аспектов данной системы, таких как гибкость расписания занятий, перенос несостоявшегося урока на более удобное время, индивидуальный подход к самому обучающемуся и так далее, предоставило детям особого типа возможность получения полноценного общего (полного) образования [12].

В Российской Федерации c 2009 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» введено дистанционное образование детей-инвалидов, обучающихся на дому, что в свою очередь способствует превращению детей-инвалидов в полноправных и полезных членов общества, создает условия для их реабилитации с помощью потенциала образования, в котором особенно нуждается рассматриваемая категория детей [14]. Студент должен быть подготовлен к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Будущий учитель должен с одной стороны обладать навыками использования в своей деятельности электронными образовательными ресурсами (ЭОР), как того требуют ФГОС ВПО, и в то же время использовать на своих занятиях педагогические и психологические методы для мотивации к обучению при дистанционном общении [3,4].

Обязательный минимум, который используется при реализации дистанционного образования учителем, состоит из следующих навыков:

- умение использовать ресурсы учебно-методических комплексов по своей дисциплине, например «Живая математика», «Геогебра», «Живая физика», «Живая география» и др.;

- использование электронной образовательной среды;

- умение пользоваться иными Интернет-ресурсами относительно своего профиля.

При непосредственном использовании на занятиях ресурсов учебно-методических комплексов педагог демонстрирует активное наглядное пособие в виде построения геометрических фигур, их перемещения, видоизменения, тиражирования и многого другого. Применение на уроках наглядного пособия, как было, так и остается неотъемлемой частью дидактики [5].

Реализация образовательного процесса с применением активного наглядного пособия дает обучающимся возможность визуально-осмысленного усвоения предлагаемого учебного материала. Следовательно, проектная деятельность учащихся продуктивная, насыщенная и красочная.

Использование современной электронной образовательной среды дает учителю возможность промежуточного или ежедневного мониторинга деятельности учащегося, формирование портфолио учащегося. Предоставление иллюстрированных дидактических пособий для учащихся и проведение внеурочных индивидуальных занятий решают одну из основных задач образовательных учреждений - максимальное усвоение учебной программы [1].

В связи c увеличивающимся количеством детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях наблюдается острая необходимость в подготовке педагогов, способных проводить занятия с детьми особого типа, нуждающимися в индивидуальном обучении [10]. Современные ВУЗы должны отвечать требованиям общества и выпускать специалистов готовых работать в новых условиях.

Рецензенты:

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, г. Арзамас;

Митрохина С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования Тульского государственного педагогического университета, г. Тула.