Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUTURE TEACHER’S TRAINING AND RESEARCH PRACTICE CURRICULUM AND ITS IMPLEMENTATION IN SCHOOL – UNIVERSITY NETWORKING

Savina N.N. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga Institute, Elabuga, Russia
The article reveals the goal, objectives and content of the curriculum of teaching and research practice of students of pedagogical specialties in the institutions of higher learning, as well as the logic of its organization in conjunction with other academic disciplines of the module “Teacher’s research and experimental work”. Particular attention is paid to networking of university and secondary school as a condition fostering teacher training practical orientation. Conducting students’ educational and research practice in secondary schools ensures the implementation of the activity and competence approaches in the process of students’ professional training. The curriculum of teaching and research practice identifies competencies and labor actions, at the formation of which it is directed. The curriculum provides examples of intellectual and creative, problem solving, search and research assignments, phased implementation of which contributes to the formation of students’ primary experience in developing author’s research products, as well as professional and research activities in general. The results of our experimental research on the testing of teaching and research practice testify to its efficacy that manifests itself in the students’ increased interest in the teacher’s professional activity, removing psychological barriers to such practice direction as research activities, and show a positive dynamics of motivation forming process.
school
university
labor actions
competence
module disciplines
networking
future teachers
teaching and research practice

В соответствии с проектом «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальности «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», финансируемого министерством образования и науки России, был разработан модуль «Исследовательская и экспериментальная деятельность учителя». Его структуру составляют следующие учебные дисциплины: «Исследовательская деятельность учителя», «Организация исследовательской деятельности школьников», «Педагогическая диагностика», «Исследовательская культура и профессиональный рост учителя», «Экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении» и учебно-исследовательская практика студентов, которой и будет уделено особое внимание в данной работе.

Цель разработки модуля в целом - формирование готовности учителя к субъектно-авторской исследовательской и экспериментальной педагогической деятельности.

Основная цель учебно-исследовательской практики по отношению к дисциплинам модуля в целом состоит в обобщении и актуализации приобретенных студентами знаний, формировании умений и первичного опыта осуществления исследовательской деятельности, создании условий для выполнения студентами интеллектуально-творческих и исследовательских заданий на основе сетевого взаимодействия ВУЗа и школы на базе общеобразовательного учебного заведения.

В задачи учебно-исследовательской практики студентов входит:

- формирование мотивации к исследовательской и экспериментальной деятельности в общеобразовательном учебном заведении;

- формирование у будущих педагогов умений и навыков сетевого взаимодействия для решения педагогических и исследовательских задач в условиях неопределенности;

- формирование опыта применения полученных теоретических знаний на практике, самостоятельного решения педагогических задач и повышения качества общего среднего образования средствами исследовательской деятельности.

Программа учебно-исследовательской практики разработана в соответствии с Концепцией поддержки развития (модернизации) педагогического образования (проект) [1], Новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [2], Проектом ФГОС 3+ ВО [3], Профессиональным стандартом педагога [4], ФГОС ООО [5].

Организация и проведение учебно-исследовательской практики студентов предполагают:

1) сетевое взаимодействие студентов педагогических специальностей высших учебных заведений с учителями-практиками и руководителями общеобразовательных учебных заведений с целью ознакомления с актуальными задачами школы и овладения опытом их решения в процессе профессионально-исследовательской деятельности;

2) выполнение студентами ВУЗа заказа школы на проведение диагностических исследований на базе школы и разработку программных материалов (программа исследования, программа эксперимента и др.);

3) оказание помощи учителям школы в диагностировании состояния учебно-воспитательного процесса и выявлении причин их затруднений;

4) обогащение опыта исследовательской деятельности учителей средней общеобразовательной школы и повышение ее уровня (за счет формирования силами студентов и преподавателей ВУЗа пакета программных материалов, диагностического инструментария и осуществления их экспертизы);

4) формирование у студентов первичного опыта руководства исследовательской деятельностью школьников.

Программа практики развернута во времени и выстроена от набора компетенций и трудовых действий, формируемых в процессе преподавания дисциплин модуля. Ее трудоемкость составляет 72 часа (2 зачетные единицы). Из них 36 часов - лабораторные занятия, проводимые в школе, 36 часов - самостоятельной работы студента. Учебные события осуществляются на базе ВУЗа или средней общеобразовательной школы. Учебно-исследовательская практика имеет нераспределенный характер и сочетается с учебными занятиями. Логика и содержание ее прохождения определяется учебными событиями, предшествующими изучению учебных дисциплин модуля, и заказом школы на проведение актуальных для нее исследований силами студентов ВУЗа.

В результате освоения программы учебно-исследовательской практики, у студентов должны быть сформированы следующие компетенции [4]: общекультурные - способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); общепрофессиональные - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности (ОПК-6); профессионально-прикладные - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ППК-2); готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ППК-5); способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ППК-6); готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ППК-7) и др.

В соответствии с Профессиональным стандартом педагога [3] программа учебно-исследовательской практики направлена на формирование у будущих учителей следующих трудовых действий и необходимых умений: систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению (1.1.5), выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития (1.3.1), применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка (1.3.3), определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития (2.3.2), организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской (3.2.3) и др.

Образовательные результаты учебно-исследовательской практики тождественны основным результатам программы модуля. Студент, освоивший ее, должен знать: теоретические основы профессионально-исследовательской деятельности, методы научно-педагогического исследования, теоретические основы педагогического диагностирования, общие требования к диагностическим методам, логику и структуру диагностического исследования, теоретические основы педагогического эксперимента и организации исследовательской деятельности учащихся в средней общеобразовательной школе и др. Естественно, что в процессе проведения учебно-исследовательской практики создаются благоприятные условия для формирования у студентов, например, таких умений, как: умения применять в практической деятельности методы научного исследования, обобщать и анализировать полученные данные; осуществлять педагогическое диагностирование и мониторинг различных аспектов образовательного процесса; обрабатывать диагностические данные, табулировать их и графически представлять; осуществлять диагностический анализ воспитанности школьников; самостоятельно изучать, обобщать и анализировать опыт работы учителей школы и свой собственный; организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся; осуществлять подготовку учащихся к участию в различных формах организации учебно-исследовательской деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции) и т.д.

Текущий контроль эффективности учебно-исследовательской практики студентов осуществляется в форме проверки интеллектуально-творческих, поисковых и исследовательских заданий, выполненных в письменной форме, а также результатов их применения в учебно-воспитательном процессе школы.

Практической работе студентов в школе сопутствуют теоретические и практические занятия по дисциплинам модуля. В процессе этих занятий студенты овладевают знаниями необходимыми для формирования у них мотивации к исследовательской деятельности, исследовательской позиции, умений разрабатывать исследовательский инструментарий, программные материалы и алгоритм их реализации, фиксировать, обобщать, анализировать, оформлять полученные данные, осуществлять экспертизу исследовательских продуктов. Формированию готовности студентов к исследовательской деятельности в школе по разным ее направлениям способствует разработанная система интеллектуально-творческих, проблемных, поисковых и исследовательских заданий, последовательное выполнение которых позволит изучившим образовательную программу модуля выступать в качестве:

1) учителя-исследователя, разработчика программ и планов исследования и эксперимента;

2) руководителя исследовательской деятельности школьников;

3) консультанта в сфере образовательной, научно-методической, исследовательской и экспериментальной деятельности учебного заведения;

4) активного участника широкомасштабных и локальных экспериментов в системе образования.

В процессе изучения базовой учебной дисциплины «Исследовательская деятельность учителя» студенты непосредственно на базе школы выполняют следующие задания:

1. Разработать вопросы для дискуссии: «Учитель как исследователь: «За» и «Против». Подготовиться к участию в дискуссии (с участием молодых учителей школы).

2. Составить вопросы для интервью и план беседы с учителем. Цель: выявить отношение учителей к исследовательской деятельности. Провести интервью и беседу с учителями в школе.

3. Составить список литературы по теме научно-методической работы учителя школы, оформить его в соответствии с требованиями ГОСТ-2008 и передать учителю школы (выполнение заказа учителя школы) и др.

Изучение вариативной учебной дисциплины «Организация исследовательской деятельности школьников» предусматривает следующие формы взаимодействия студентов с педагогами-практиками и выполнение заданий на базе школы:

1. Найти крупные центры проведения научно-практических конференций и конкурсов научно-исследовательских работ учащихся в стране. Составить электронную версию географической карты России, отметив на ней выявленные центры работы с учащимися-исследователями. Передать учителям (школе).

2. Изучить опыт работы учителей школы по организации исследовательской деятельности школьников; обобщить и проанализировать результаты его изучения.

3. Подготовиться к встрече с руководителями и членами школьных научных обществ учащихся. Тема встречи: «Наши достижения, проблемы и перспективы».

4. Разработать план работы научного общества учащихся (по заказу учителя-руководителя школьного НОУ).

6. Оказать помощь учителю школы в подготовке ученика к выступлению на научно-практической конференции и др.

В программу учебно-исследовательской практики по вариативной учебной дисциплине «Педагогическая диагностика» включены, например, такие задания, как:

1. Разработать план диагностики воспитанности учащихся класса.

2. Разработать анкету для ее применения в диагностическом эксперименте в школе, провести анкетирование.

3. Разработать программу наблюдения и осуществить наблюдение за одним из учеников класса на уроке, обобщить полученные данные.

4. Провести в школе беседу с учащимися по разработанному плану и обобщить ее результаты.

5. Выполнить комплексную обработку данных, полученных в ходе выполнения диагностической деятельности по заказу школы; оформить результаты в форме отчета и др.

Вариативная учебная дисциплина «Исследовательская культура и профессиональный рост учителя» включает следующие задания для студентов, которые предполагается провести с участием учителей-супервизоров на базе школы:

1. Изучить и обобщить инновационный опыт работы учителей школы (возможно по теме курсовой или будущей дипломной работы).

2. Выявить и классифицировать условия эффективной реализации программы развития школы).

3. Подготовиться к презентации и защите результатов субъектно-авторской деятельности на Форуме «Мой исследовательский потенциал» и др.

Учебная программа базовой учебной дисциплины «Экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении» содержит такие, предполагающие сетевое взаимодействие студентов со школой задания, как:

1. Учебное событие: расширенное заседание методического объединения учителей на тему «Защита аналитического отчета» (студентами).

2. Разработать программу педагогического эксперимента II уровня (по заказу школы).

3. Разработать для школы программу наблюдения инновационного урока и апробировать ее в школе и др.

В процессе прохождения учебно-исследовательской практики студенты в зависимости от характера и емкости выполняемых заданий, а также индивидуально-личностных особенностей работают индивидуально или в малых группах и овладевают многообразным опытом исследовательской деятельности.

Авторские продукты студентов (анкеты, планы бесед, программы наблюдения, текст интервью, программы исследования и эксперимента, а также циклограммы их реализации, план работы научного общества учащихся и др.), апробированные на практике, должны войти в их рабочее портфолио, которое они смогут использовать, приступив после окончания ВУЗа, к педагогической деятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность, по апробации программы учебно-исследовательской практики свидетельствует о том, что в ходе сетевого взаимодействия с учителями и руководителями средней общеобразовательной школы (основанного на договорных условиях) существенно меняется отношение студентов к обучению в целом. Оно становится более осознанным и ответственным по отношению к изучению дисциплин модуля в целом и прохождению учебно-исследовательской практики в частности. Студенты стали проявлять интерес к продолжению образования в магистратуре, по крайней мере, они все чаще стали задавать вопросы, касающиеся следующей ступени вузовского обучения.

Применение качественных методов научно-педагогического исследования (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, анализ отзывов и эссе и др.) способствовало выявлению динамики формирования мотивации студентов к исследовательской деятельности. Так, если в начале формирующего эксперимента по изучению дисциплин модуля только 5,71% студентов проявили к нему высокий интерес, а 35,72% - были настроены против, то после его окончания уже 23,19% студентов, участвовавших в эксперименте, можно было отнести к высокому уровню сформированности мотивации к исследовательской и экспериментальной работе учителя (приращение составило 17,48%), а на низком уровне остались 13,04% (убыло 22,68% студентов). Что касается среднего уровня сформированности у студентов мотивации к исследовательской и экспериментальной деятельности, то в начале формирующего эксперимента она составила 58,57%, в конце - 63,77% (+5,2%).

Перемещение студентов с одного уровня на другой можно было наблюдать. Оно ярко проявлялось в эмоционально окрашенных впечатлениях о посещении школы, в растущем интересе к диагностическим процедурам, к интервью с учителями и т.д. Каждый выход в школу становился для студентов событием, которое они активно обсуждали и делали свои выводы, о которых писали в своих отзывах о посещении школы. Например: «Сколько бы мне не говорили на занятиях о том, что исследовательская деятельность является одним из направлений профессиональной деятельности учителя, я не осознавала это. И только после того, как лично услышала это от директора и молодого учителя школы, а затем получила данные интервью, взятого у учителей, я поняла насколько изменились требования к современным учителям по сравнению с теми, которые предъявлялись к нашим учителям ранее» (Махалова Д.).

Опыт организации учебно-исследовательской практики свидетельствует о том, что в процессе взаимодействия студентов с учителями и руководителями школы создаются условия для включения будущих учителей в осмысление и анализ конкретных, а не вымышленных ситуаций и проблем, а также целевой разработки исследовательского инструментария, необходимого для выявления причин их возникновения.

Выводы:

1. Дисциплина «Учебно-исследовательская практика» обеспечивает сетевое взаимодействие ВУЗа и школы и практикоориентированность процесса подготовки будущего учителя, что является одним из основных условий повышения его эффективности в современных условиях.

2. В процессе прохождения учебно-исследовательской практики у студентов снимаются психологические барьеры, препятствующие профессионально-исследовательской деятельности и активно формируется мотивация к ней.

2. У студентов появилась дополнительная возможность в процессе учебно-исследовательской практики определиться с темой курсовой или выпускной квалификационной работы, проводить констатирующий эксперимент по выбранной теме (анкетирование, изучение опыта работы учителей и т.д.), что способствует повышению уровня учебно-исследовательских работ студентов и их выходу на научно-практические конференции, конкурсы и т.д.

3. Учебно-исследовательская практика студентов способствует воспитанию будущих учителей. В процессе сетевого взаимодействия с учителями, руководителями и учащимися школы у студентов формируется культура профессионального общения. Кроме этого, было выявлено, что процесс изучения школьников также оказывает на студентов воспитывающее воздействие. Так, получив результаты анкетирования учащихся, они с удивлением писали: «Вопреки ожидаемым результатам, подавляющее большинство учащихся (82%) ответили, что их все устраивает на родине и уезжать за границу они не планируют».

4. Студенты высоко оценили возможность выполнять исследовательские задания самостоятельно, что отразили в своих отзывах: «Мы трижды сами оказались в роли исследователей. Первый опыт мы получили при проведении интервью с учителями (на основе самостоятельно разработанного перечня вопросов) с целью выявления их отношения к исследовательской деятельности. Затем, разработав программу наблюдения, апробировали ее в учебно-воспитательном процессе. Благодаря заданию, направленному на проведение анкетирования учащихся, мы овладели организационными и исследовательскими умениями, которые являются одними из ключевых составляющих работы учителей. В рамках изучаемых нами дисциплин для меня были, прежде всего, ценны приобретенные практические навыки исследования, которые теснейшим образом были взаимосвязаны с теоретической и методологической базой» (Макарова А.) и т.д.

Рецензенты:

Литвак Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Челябинской академии культуры и искусств, г. Челябинск;

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГАОУ ВО «Елабужский институт (филиал) Казанского федерального (Приволжского) университета», г. Елабуга.