Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL ORIENTATIONAND SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH DISABILITIESOPPORTUNITIES WITH HEALTH COMPLEX DEFECTS

Tkacheva V.V. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
One of the problems of special education is to optimize and improve the system of professional orientation, training, social adaptation and socialization (accommodation accompanied) students with disabilities with a complex defect. Professional orientation, training, learning different types of work and professions available, socialization, integration of such persons and entities to which followed residence - a relatively little-studied problem of domestic science and practice. However, the practical need for researching, developing and finding ways to solve this problem is immense. The authors believe that for optimal professional orientation, training in the system of general, special and inclusive education is necessary to provide psychological and pedagogical support of children with disabilities who are in institutions of health and social protection, receiving services in the new types of educational institutions, and clarifications on the need for vocational guidance, employment and pre-professional training, employment and training of independent living of persons with disabilities with a complex defect; diagnostic complexes for professional orientation; the system of professional orientationgiven different types disability students with complex defects; models of socialization (accommodation accompanied) considering different types disability students with complex defects; methodological recommendations for professional orientation and training of independent living of persons with disabilities with a complex defect; special conditions for the formation of life and social and professional competencies of people with complex defects. The article presents the rationale for the phased development of social adaptation and integration of persons with disabilities with a complex defect in the social environment and the creation of favorable conditions for their activity.
students with disabilities with a complex defect
accommodation accompanied
socialization
social and professional adaptation
training
professional orientation
В настоящее время Правительством Российской Федерации сформулирован и реализуется комплекс задач, направленных на оптимизацию и реформирование образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обучающихся детей-инвалидов. Согласно Декларации о правах инвалидов они имеют право на удовлетворительную жизнь, а также на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции. Согласно Конвенции о правах инвалидов они имеют право на труд наравне с другими, а также на доступ к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства, профессиональному и непрерывному обучению, включая дистанционные формы получения образования.

Одним из стратегических направлений деятельности отечественной системы специального образования является создание и совершенствование системы профориентации, профподготовки, социально-трудовой адаптации и социализации (сопровождаемого проживания) обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом. Профориентация, профподготовка, обучение различным видам труда и доступным профессиям, социализация, интеграция таких лиц и организация для них сопровождаемого проживания - сравнительно малоизученная проблема отечественной науки и практики.  Вместе с тем практическая потребность в изучении, разработке и определении путей решения этой проблемы исключительно велика.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 г. в общеобразовательных организациях доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составила 3,2% (450 931), детей-инвалидов - 1,7% (239 557) от общей численности обучающихся [3]. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по состоянию на 1 января 2015 г. количество детей-инвалидов увеличилось до 603 074 человек [5].

Исследования отечественных ученых и практиков (таких как Т.А. Басилова, М.Г. Блюмина, Г.П. Бертынь, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская,  Е.М. Мастюкова, А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, И.А. Соколянский, В.В. Ткачева, В.Н. Чулков и др.) свидетельствуют о том, что дети со сложным дефектом составляют в среднем до 40-50% контингента государственных специальных образовательных организаций и до 100% контингента негосударственных образовательных организаций, финансируемых общественными объединениями и родительскими сообществами, оказывающими помощь детям-инвалидам и их семьям в профориентации, трудовой занятости, социализации (города Москвы и Московской области: НОУ «Школа св. Георгия», НП «Благотворительный центр поддержки лечебной педагогики и социальной терапии "Рафаил"», НП «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций», РОО «Яблочко», БО «Центр социальной реабилитации "Турмалин"», МОО «Дорога в мир», МОО «Мир для всех»; города Санкт-Петербурга: ГАООРДИ; города Пскова: «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов»; города Екатеринбурга: «Благое дело» и др.).

К категории детей со сложным дефектом относят: детей с бисенсорным дефектом, умственно отсталых детей с сенсорными и двигательными нарушениями, а также умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра. Сложный дефект, представленный двумя и более первичными нарушениями, вызывает значительные трудности у детей как  при овладении учебным материалом, так и при формировании представлений о трудовой профессии, формировании трудовых, пред- и профессиональных навыков. Несмотря на специфику психической деятельности, замедленность темпа развития детей с ОВЗ, становление у них качеств, значимых для социализации и профориентации, происходит по тем же закономерностям и в той же последовательности, что и у сверстников с нормальным развитием. Процесс социализации и профориентации детей с ОВЗ напрямую не зависит от степени выраженности первичного нарушения. Если общее психическое недоразвитие и оказывает прямое отрицательное влияние на объемные показатели степени социализации, ограничивая потенциально возможное для овладения содержание, то формирование компонентов, составляющих личностные качества, необходимые для социализации и профориентации, зависит от педагогических условий, создаваемых в образовательном процессе.

Социализация обучающихся со сложным дефектом - это процесс и результат формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения и воспроизводства ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, осуществляющийся в воспитании, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности [1]. Под социализацией понимается включение индивида в социум и усвоение им его правил и норм. Профориентация в соответствии с современными положениями науки представляет собой комплекс мероприятий (медицинских, психологических, психофизиологических, социально-педагогических), направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Это длительный процесс, начинающийся еще в дошкольном возрасте, имеющий свои этапы и включающий такие формы, как профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, а также корректировка планирования работы по профессиональной ориентации, реализуемой различными организациями. Профориентация является первым этапом профессиональной реабилитации лиц со сложным дефектом, преобладающее большинство которых имеет статус «инвалид». Успешность профориентационной работы зависит от эффективности межведомственного взаимодействия различных государственных структур: систем общего и специального образования, здравоохранения, социальной защиты, служб трудоустройства.

Анализ отечественного опыта и практики свидетельствует о том, что наиболее успешно в настоящее время профориентационная работа и профподготовка проводятся в государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях. Для лиц со сложным дефектом и сочетанием сенсорных, двигательных, аутистических нарушений с легкой и умеренной умственной отсталостью, обучающихся в коррекционных школах VIII вида, основным содержанием профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки в настоящее время является знакомство с возможным спектром профессий, видами профессионального труда и их освоение в производственных классах и послешкольных профессиональных отделениях коррекционных школ и школ-интернатов, учебно-производственных комбинатов (ООО УПК «Федоровец» г. Москва), в специальных группах колледжей (ГБОУ СПО г. Москва: педагогические колледжи № 16, 21, 34; г. Псков: «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов» и др.). Для лиц со сложным дефектом в сочетании сенсорных, двигательных аутистических нарушений  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью подобные формы профессиональной ориентации и профессиональной реабилитации осуществляются также на базе центров социальной реабилитации, центров дневного пребывания, реабилитационных отделений при психоневрологических интернатах (г. Москва: отделение по социально-трудовой адаптации ГБУ ПНИ № 26; г. Санкт-Петербург: фонд «Спасение» при ПНИ № 10, оказывающий помощь в социально-трудовой адаптации и интеграции воспитанников; Центр дневного пребывания Алтайского благотворительного фонда «ФАРТ» и др.). На базе образовательных организаций стали создаваться ресурсные центры для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые позволяют реализовывать потребности лиц с ОВЗ со сложным дефектом в трудовой деятельности и, что самое главное, решать проблему их трудовой занятости без временного ограничения на длительное время (ресурсный центр при Педагогическом колледже № 16 г. Москва). Все эти формы профессиональной подготовки осуществляются непосредственно на рабочих местах, при этом возможно присвоение квалификационного разряда по профессии.

Профориентационный выбор для лиц со сложным дефектом вызывает серьезные затруднения в силу значительных ограничений к профессиональной деятельности. Как правило, ребенку со сложным дефектом предлагается такой вид трудовой деятельности, который ему доступен, соответствует его психофизическим возможностям и который будет формировать у него чувство успешности.

В коррекционно-развивающей работе особый акцент специалистами делается на формирование у ребенка мотивации к труду. Это направление работы начинается с раннего возраста и включает формирование санитарно-гигиенических навыков ухода за собой и самообслуживания, навыков совместного посильного труда с взрослым или сверстниками в семье и в детском коллективе, формирование мотивации к художественно-прикладной деятельности (работа с природным материалом, рисунок, лепка, конструирование, вышивка, бисероплетение и др.).

Основными направлениями трудовой подготовки лиц со сложным дефектом в настоящее время выступают: обслуживающий труд, вышивание, бисероплетение, ткачество, швейное дело, кулинария, озеленение.

Серьезная работа по профессионально-трудовой и социальной реабилитации лиц со сложными нарушениями проводится негосударственными организациями, финансируемыми благотворительными и спонсорскими объединениями. В таких организациях действуют разнопрофильные художественно-ремесленные мастерские: керамическая, свечная, ткацко-валяльная, столярная, кукольная, кулинарная, мастерская батика, растениеводства, деревообработки, швейная, мастерская по изготовлению тары, обслуживающий труд и др.

Своевременная профориентация, реализованная на основе функционального диагноза и значимых для трудовой деятельности психологических факторов, во многом определяет трудовой прогноз, а следовательно, и уровень социальной адаптации лиц со сложным дефектом. Следует также иметь в виду, что адекватная профессиональная ориентация предполагает знание особенностей современного производства, свободного рынка труда, умения соотнести требования, предъявляемые не только профессией, но и условиями трудовой деятельности, с клиническим состоянием профессионально ориентируемого, формами его поведения, компенсаторными и адаптивными возможностями. Задачей профориентации лиц со сложным дефектом является максимальный учет особенностей адаптации к труду и работоспособности при рациональном напряжении функциональных систем. Процесс трудовой занятости для лиц со сложным дефектом должен быть физически и психологически комфортным и осуществляться без значительного напряжения. С целью повышения эффективности профориентационного выбора к трудовой и профессиональной деятельности в процедуру профориентации лиц со сложным дефектом должно быть введено социально-трудовое прогнозирование - определение профессиональной пригодности к выполнению того или иного вида труда, границ, уровней возможной адаптации и необходимых форм организации трудовой деятельности. Определяющими предпосылками оптимального методического подхода в профессиональной ориентации являются ее многоплановость и комплексность, учет особенностей контингента обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом.

Уровень социально-коммуникативных и познавательных способностей, образовательных и трудовых навыков лиц с ОВЗ со сложным дефектом в силу особенностей их психофизического развития оказывается недостаточным для осуществления самостоятельной жизни в обществе. Большинство таких лиц остро нуждаются в социально-трудовой ориентации, а также  в длительном (а чаще и в пожизненном) социальном сопровождении специалистами, социальными работниками, родителями [2, 4]. Для осуществления этой задачи используется модель «социального проживания».

Сопровождаемое проживание - это создание условий для проживания людей с инвалидностью в нестационарных, но адаптированных условиях с сопровождением здоровыми лицами (в своей квартире, в квартире или гостинице/доме коллективного проживания в городе или за городом, в мини-общежитиях, общинах и пр.). Как правило, модель социализации «сопровождаемое проживание» инициируется негосударственными общественными родительскими организациями, заимствующими зарубежный опыт. Для родителей детей со сложным дефектом эта модель социализации их детей становится (согласно анкетированию и опросам) все более предпочтительной в связи с тем, что многие из них отказываются помещать своего ребенка в психоневрологические интернаты в ситуации преклонного возраста и приближения собственного ухода из жизни.

В настоящий момент наиболее популярными моделями по факту наличия являются:

1) сопровождаемое проживание в квартирах, социальных гостиницах (социальная квартира создана «Ассоциацией Родителей Детей-Инвалидов "Свет"» г. Владимир, Отделение учебного проживания в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Псков, Социальная гостиница и дом учебного проживания в г. Порхов, Псковская область);

2) сопровождаемое проживание в социальном  поселении (поселения «Исток» в Иркутской области, «Светлана» в Ленинградской области, «Чистые ключи» в Смоленской области, «Мир для всех» в Московской области).

В качестве проблем, требующих решения, можно выделить:

1) отсутствие в Российской Федерации единой системы квалифицированной помощи по профессиональной ориентации и профессионально-трудовой подготовке, которая охватывала бы всех с лиц с ОВЗ со сложным дефектом, получающих помощь как в государственных, так и негосударственных организациях;

2) недостаточность разработанных и профессионально апробированных диагностических методик, методик профориентации, моделей социализации в рамках комплексной реабилитации и целенаправленной трудовой занятости лиц с ОВЗ со сложным дефектом, отсутствие которых приводит к ограничению жизнедеятельности и резкому снижению социальной защищенности лиц с ОВЗ со сложным дефектом.

Представители государства и общественных объединений заинтересованы в решении проблем жизнеустройства лиц с тяжелыми нарушениями психического и физического развития и рассматривают обустройство их жизни (сопровождаемое проживание), включение в общество как одну из наиболее острых социальных задач в Российской Федерации.

В результате выполнения государственного задания по проекту № 3305 «Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом» будут реализованы следующие задачи: уточнены сведения о потребностях в профориентационной работе, трудовой и предпрофессиональной подготовке, трудовой занятости и обучении самостоятельному проживанию лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом; разработаны и апробированы диагностические комплексы для проведения профориентационной работы; разработана, теоретически обоснована и экспериментально апробирована система профориентации с учетом вариативных ограничений жизнедеятельности обучающихся со сложным дефектом; разработаны, теоретически обоснованы и апробированы модели социализации (сопровождаемого проживания) с учетом вариативных ограничений жизнедеятельности обучающихся со сложным дефектом; разработаны методические рекомендации по вопросам профессиональной ориентации и обучению самостоятельному проживанию лиц с ОВЗ со сложным дефектом; осуществлена поэтапная социальная адаптация и интеграция лиц с ОВЗ со сложным дефектом в социальную среду, созданы благоприятные условия их жизнедеятельности; разработаны специальные условия для формирования жизненных и социально-трудовых компетенций лиц со сложным дефектом.

Рецензенты:

Жигорева М.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Левченко И.Ю., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.