Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTEXTUAL APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION

Albegova D.U. 1
1 North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
In the article the scientific and theoretical analysis of the contextual approach, which provides a framework for the development of a system of interconnected and complementary determining the criteria by which specific content is created and the concept of "quality education", in accordance with modern requirements and challenges of the society. In accordance with the identified criteria, you can develop a set of more specific requirements for the organization of daily activities of the primary, secondary and higher education, and for designing new educational systems. It is in these contexts, in our opinion, it is necessary to consider the content of the educational process and its expected results. At the same time in more than a context, the educational system (methods, techniques, means a form of organization of educational process and so forth.) Demonstrated its efficiency, the higher the quality of the whole.
The quality of education
the educational process
contextual learning technology
contextual learning
Несоответствие традиционного обучения студентов - будущих специалистов -  современным требованиям рынка труда актуализирует проблему разработки наиболее результативных технологий повышения качества образования, формирования у выпускников профессиональной компетентности. Управление качеством образования, - пишет Б.А. Тахохов, - весьма сложная и комплексная проблема, которая распространяется не только на конечный результат, на качество овладения студентами соответствующими компетенциями, но и на все элементы образовательной системы, «работающие» на достижение искомого результата. Качество образования в таком понимании рассматривается не как атрибут конкретной образовательной услуги, а как сущностная характеристика самой системы образования, отражающая ее процессуальный и результативный аспекты, общественное предназначение и социокультурный смысл [8, 283-287]. Задача современных образовательных технологий - это усиление фундаментальной подготовки, дающей обучаемому умение выделить в конкретном предмете базисную инвариантную часть его содержания, которую после самостоятельного осмысления и реконструирования он сможет использовать на новом уровне, при изучении других дисциплин, при самообразовании [1, с. 64-68].

В качестве одного из существенных направлений решения обозначенной проблемы выступает усиление практической направленности обучения, интеграция теоретической и практической подготовки будущих работников. Эта задача, по мнению некоторых авторитетных ученых (А.А. Вербицкий, А.В. Райцев, Б.А. Тахохов, О.И. Федотова и др.), может быть решена при контекстном подходе к образовательному процессу, обеспечивающим естественную связь получаемых теоретических знаний с будущей профессиональной деятельностью.

Благодаря контексту личность осознает, что ему следует ожидать, и может его осмысленно интерпретировать; прежде, чем действовать, он стремится собрать всю возможную контекстную информации; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее. Без сохранения в памяти контекста, в котором протекает целенаправленное поведение, оно нарушается, и организм находится во власти мгновенных состояний, которые он не может регулировать. В психологическом словаре контекст (лат. contextus - тесная связь, соединение) определяется как различные события и процессы, характеризующие конкретную ситуацию, которая влияет на поведение индивида (или точнее, то, как он сам представляет себе такую ситуацию) [11].

Таким образом, контекст играет важнейшую смыслообразующую роль во всех процессах психики, сознания и деятельности. Контекст - это совокупность внешних и внутренних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Соответственно, внутренним контекстом являются индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешним - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.

Но понятие «контекст» может иметь более широкий смысл (И.А. Жукова): им можно обозначить поступок, теорию, систему потребностей и мотивов, физическое действие и т.д., то есть контексты могут быть поведенческими, деятельностными, социальными, эмоциональными, культурными, историческими, педагогическими, образовательными [6, c. 47-48]. С этой позиции учебный процесс в образовательной организации выступает одним из проявлений социальной практики, он отражает все те закономерности, которые существуют в обществе. Следовательно, учебный процесс - это фрагмент в контексте многосторонней общественной жизни, а значит, он не может создаваться на одной конкретной технологии обучения.

Определение контекстного обучения как педагогического условия интеграции различных видов деятельности студентов (учебной, исследовательской, практической) наиболее полно представлено в исследованиях А.А. Вербицкого. Изучая феномен «контекст» с психологической точки зрения, ученый определяет его как смыслообразующую структуру и функцию психики, систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов. На данный момент, пишет А.А. Вербицкий, условиям реализации компетентностного подхода в образовании в большей мере, чем другие известные психолого-педагогические теории, отвечают теория и технологии контекстного обучения, уже более 25 лет разрабатываемые в нашей научно-педагогической школе. Переход к компетентностному образованию предполагает длительный процесс осмысления, исследований, разработок и принятия научно обоснованных и административно взвешенных решений. В реализации этого процесса нужна опора на развитую психолого-педагогическую теорию или комплекс теорий [4, с. 8-13].

Под контекстным обучением подразумевается личностно-ориентированное обучение (М.Н. Швецова), в котором обеспечивается преемственность, непрерывность, интегративность и целостность учебно-воспитательного процесса, при этом сам процесс обучения основан на контекстном погружении обучаемых в профессионально-ориентированную среду. Ценность контекстного обучения состоит в том, что:

- организованное таким образом обучение дает обучаемым ощущение принадлежности себя к той области знаний, которую они выбрали в качестве средства достижения избранной профессии;

-   обучаемые в процессе обучения не только накапливают знания и приобретают необходимые умения и навыки, но и гармонично развивают учебную и профессиональную компетентности [10, с. 7-10].

Контекстное обучение ориентируется на то, что знания, умения, навыки рассматриваются не как предмет, на который должны быть направлены активность и деятельность студента, а в качестве средства решения профессиональных задач будущего специалиста. Усваиваемое содержание обучения становится средством активного продвижения человека в будущее, реализации своего собственного проекта жизненного пути. В качестве основных целей подготовки выпускников образовательных организаций, пишет в этом отношении М.И. Бекоева, все чаще выступают личностно профессиональные, определяющие не столько узкопрофессиональные компетенции работника, сколько проявление нравственности, уровень его интеллектуального развития, профессиональной мобильности [3, с. 27-30]. В этой связи наряду с фундаментальной может использоваться и случайная, несистематизированная и противоречивая информация. Приведение ее в соответствующий порядок, установление непротиворечивости и эффективности - забота самого обучающегося при поддерживающей и направляющей роли преподавателя. Обучающийся не только усваивает готовые представления и понятия, но и сам добывает информацию и с ее помощью строит свой проект, свое представление об окружающей действительности.

Текстовое содержание контекстного обучения проектируется с учетом ряда требований: семиотических - к организации знаковой информации; психолого-дидактических, определяющих удобство работы с учебным материалом и адекватность его усвоения; научных - учебный предмет должен системно отражать фундамент науки; профессиональных - в учебных моделях должно быть представлено содержание целостной профессиональной деятельности или ее крупных фрагментов.

Основной характеристикой учебно-воспитательного процесса в рамках контекстного подхода, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. В специальных дисциплинах воссоздаются реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства, отношения занятых в нем людей, студенту задаются контуры его будущего профессионального труда. Единицей деятельности преподавателя и студента при этом становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.) студент формируется как специалист и член будущего трудового коллектива.

В качестве исходных для определенной теории обучения принимаются те ее положения, которые приобрели достаточную очевидность и определенность в своих значении и роли в учебном процессе. Обобщая имеющиеся в литературе определения, можно сказать, что принцип - это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса, вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и реализуемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов. Исходя из вышеизложенного к числу основных принципов контекстного обучения относятся:

- принцип педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность и последовательного моделирования целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;

принцип адекватности и проблемности содержания обучения, форм организации учебной деятельности студентов целям, содержанию образования и процесса его развертывания в образовательном процессе;

принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса;

принцип педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;

принцип единства обучения и воспитания личности профессионала.

Педагогические технологии контекстного обучения проектируются исходя из указанных принципов, целей обучения, содержания программного материала, условий, в которых протекает образовательный процесс (очное или дистанционное образование, наличие или отсутствие компьютеров, аудиовизуальных технических средств и т.п.), контингента обучающихся, направлений их профессиональной подготовки, индивидуальных предпочтений преподавателя. Разработка и реализация комплекса конкретных технологий контекстного обучения с опорой на его основные принципы - это сфера педагогического творчества преподавателя. Материалом для такого комплекса могут служить как все известные формы и методы обучения, - инновационные («активные»), программированные, традиционные и другие, - так и создаваемые самим разработчиком. В контекстном обучении можно использовать любые формы, методы и процедуры, обоснованные в рамках других подходов. В этом отношении методология контекстного обучения не несет в себе отрицания других подходов, наоборот, она их как бы вбирает в свою логику. Важно лишь придерживаться при этом требований изложенных выше принципов, прежде всего принципа адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию их образования.

Таким образом, контекстным является такое обучение, при котором с помощью всей системы методов, приемов, форм и средств обучения последовательно моделируется личностное и предметное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. Овладение профессией осуществляется как процесс динамического движения от учебной деятельности академического типа через учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности с помощью моделируемых профессиональных ситуаций, что обусловливает развитие познавательной и профессиональной мотивации, личностный смысл учения.

Построение учебного процесса на базе технологии контекстного обучения дает возможность максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии. В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников. Это позволяет нам утверждать, что технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебной деятельности с ведущей ролью лекционных и практических занятий; квазипрофессиональной, воплощающейся в деловых играх, спецкурсах, семинарах, лекториях, круглых столах, проектах; учебно-профессиональной, реализующейся в процессе учебной или производственной практики, научно-исследовательской работы студентов, выпускной квалификационной работы и т.д.

В контекстном обучении содержание научных знаний представлено, как и в любом другом, в виде учебной информации. Однако за ней, сформулированными на языке наук проблемными ситуациями, проблемами, моделями и задачами от начала к концу обучения все более четко прорисовываются контуры профессионального будущего студента. Это наполняет его познавательную деятельность личностным смыслом, создает возможности для собственных целеобразования и целеосуществления, для движения деятельности от прошлого через настоящее к будущему, от учения к труду.

Рецензенты:

Бекоева Т.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.