Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRE-UNIVERSITY TRAINING OF PEOPLE WITH DISABILITIES, AS AN IMPORTANT CONDITION FOR THE FORMATION OF THEIR READINESS FOR TRAINING IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Osenkova D.I. 1 Konovalov I.E. 1 Mugalimova N.N. 1 Kolomytseva O.V. 1
1 Povolzhskaya state academy of physical culture, sport and tourism
The relevance of the study is to examine the main risks which may arise from prospective students with disabilities in obtaining higher education and directly influence the formation of their willingness to continue learning. A critical analysis of legal documentation, controlling and regulating the rights and opportunities of people with disabilities to study at a higher education institution, for example such documents as the Convention against discrimination in education, Convention on the rights of persons with disabilities, the Constitution of the Russian Federation, national doctrine of education in the Russian Federation, Federal law "On education in Russian Federation".the article presents the system components of pre-University training: the implementation of an individual approach to people with disabilities uchityvaya their nosology; the study material should be accessible and clear; interaction with persons with disabilities should be conducted in an interactive form; permanent preservation feedback; a combination of individual and collective forms of work; the variable use of on-line and off-line technologies; formation and correction of an individual educational trajectory, what is the practical value for the formation of readiness of students with disabilities to study at a higher education institution.
pre-university preparation
applicants with limited health abilities
readiness for training at a higher education institution
Актуальность исследования. В настоящее время одной из важнейших задач государства, как социального, является расширение возможностей для полной самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что тесно связано с проблемой их адаптации и совершенствования системы образования индивидов. Актуальность изучения данного вопроса объясняется также тем, что профессиональное образование людей с ОВЗ относится к категории сложнейших вопросов  в социальной работе. Большое значение  имеет создание необходимых условий, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция людей с ОВЗ в общество, через их адаптацию в социуме и мотивацию к продолжению образования.

В последние годы получение высшего образования становится для людей с особенностями развития ведущей целью в их жизни. С этим они связывают достижение наиболее важных жизненных позиций, возможностью самореализовать себя в будущем профессиональной деятельности.

Таким образом, учитывая все изложенное выше, целью нашего исследования является выявление основных проблем, влияющих на формирование готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении.

Задачи исследования:

1. Выявить основные факторы, влияющие на формирование готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении.

2. Разработать рекомендации для формирования готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к получению высшего образованию.

Базой проведения исследования является ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В исследовании принимали участие люди с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различные нозологии. Количество участников исследования 75 человек в возрасте от 18 до 35 лет, жители различных регионов РФ и муниципальных районов РТ.

Результаты исследования. Право на образование - одно из основных прав человека - закреплено на международном уровне и в Конституциях стран.

Международное звучание этот вопрос получил после Второй мировой войны в основополагающих документах Организации Объединенных Наций, в первую очередь во Всеобщей декларации прав человека. Изначально это была констатация необходимости равных возможностей в отношении образования.

14 декабря 1960 года ООН приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, в которой обра­зование уже связывается с его доступностью [1].

Через два года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года данная Конвенция была ра­тифицирована в СССР, это первый правовой документ о доступности высшего образования [5].

Право на образование является одним из основных прав человека, однако, его реализация для различных социально уязвимых категорий людей затруднена.  Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В Конвенции о правах инвалидов и принятой резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеей от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Россией в 2012 г., образованию посвящена отдельная статья № 24, где указано, что: «Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества». Там же указано, что «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества» [2, 6].

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751) в своих стратегических це­лях утверждает реальное равенство прав граждан и возможность каждому по­вышать образовательный уровень в течение всей жизни; гармонизацию нацио­нальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку через систему образования этнической самобытности народов России, гуманистических тра­диций их культур; качественное образование в сельской школе, реализацию ус­ловий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами. Высшие учебные заведе­ния утверждаются как центры образования, культуры, науки и новых техноло­гий. Российская система образования интегрируется в мировую образователь­ную систему с учетом отечественного опыта и традиций [4].

В Конституции Российской Федерации, в статье 43 в первом пункте, отмечено, что «Каждый имеет право на образование», а в пункте три «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [3].

Согласно ст.19 Федерального закона N 185-ФЗ от 02.07.2013г.«Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» [8].

Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена на: осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами бесплатного высшего образования.

В настоящее время получение высшего образования инвалидами регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.[7].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Для них должно быть организована инклюзивное образование, которое обеспечивает равный доступ к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Данная категория лиц должна обучаться по адаптированным образовательным программам. Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Таким образом, в РФ принята и действует нормативно-правовая база, контролирующая и регламентирующая права и возможности людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе получения высшего образования. Однако несмотря на это, данный вопрос по- прежнему остается актуальным. Это связано прежде всего с проблемами, которые могут возникнуть у людей с ограниченными возможностями здоровья при обучении в высшем учебном заведении. Для выявления таких проблем нами проведено анкетирование людей с ограниченными возможностями здоровья. В анкетном опросе приняли участие 75 респондентов, в возрасте от 18 до 35 лет, жителей различных регионов РФ и муниципальных районов РТ.

На основании проведенного анкетного опроса (в самом общем виде) были выявлены следующие 4 основные группы проблем, которые беспокоят людей с ограниченными возможностями здоровья при обучении в вузе:

1. Физическое состояние - имеющиеся отклонения в состоянии здоровья - 30 %.

2. Информационная культура - особенности восприятия информационного потока и управление им - 5 %.

3. Психологические особенности - степень развития коммуникативных навыков и адаптационных способностей - 25 %.

4. Уровень обученности - недостаточная степень овладения знаниями, полученными в школе - 40 %.

Таким образом, на основании полученных данных наибольшей проблемой для людей с ограниченными возможностями здоровья является слабая подготовка в школе, т.е. респонденты отмечают недостаточный собственный уровень знаний, полученный в школе.

Решению этой проблемы может служить система довузовской подготовки, основной целью которой является ликвидация разрыва в уровне знаний и способностей  людей с ограниченными возможностями здоровья при их переходе с общеобразовательного уровня на уровень профессионального образования.

Учитывая потребность в такой подготовке, нами были разработаны методические рекомендации по организации системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Система довузовской подготовки на современном этапе развития образования должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в вуз, но и создания условий для психологической адаптации, профессиональной ориентации, диагностики и коррекции знаний и способностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

В свою очередь специфика современной системы довузовской подготовки заключается в её способности не только вооружать людей с ограниченными возможностями здоровья первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность понимания будущей профессии; готовить к выбору направления дальнейшей траектории образования, будущей профессиональной деятельности с учетом ее специфики и особенностей.

Для эффективной организации системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие основные компоненты: осуществление индивидуального подхода к инвалидам учитывая их нозологии; учебный материал должен быть доступным и наглядным; взаимодействие с инвалидами должно осуществляться в интерактивной форме; постоянное сохранение обратной связи; обязательное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; вариативное применение on-line и off-line технологий; формирование и коррекция индивидуальной образовательной траектории.

Необходимым условием достижения наибольшего эффекта системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья является комплексное использование специальных информационных и дистанционных образовательных технологий, которые являются технологической основой информационно-образовательной среды.

В системе довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать образовательные специальные адаптированные программы, которые реализуются на базе вуза. В образовательные специальные адаптированные программы рекомендуется включить дисциплины трех групп:

1. Общеобразовательные дисциплины, основные предметы из школьной программы.

2. Специальные дисциплины, предметы, необходимые непосредственно для сдачи вступительных испытаний.

3. Адаптированные дисциплины, предметы, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение в вузе.

При необходимости проведение довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья возможно на базе специальных общеобразовательных организаций, а также с активным использованием дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, учитывая все изложенное выше, можно сделать выводы:

1. На основании анкетного опроса нами выявлены 4 основные группы проблем, которые беспокоят людей с ограниченными возможностями здоровья: 1. Физическое состояние. 2. Информационная культура. 3. Психологические особенности. 4. Уровень обученности.

2. Для эффективной организации системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие основные компоненты: 1. Организационный компонент. 2. Дидактический компонент. 3. Содержательный компонент. 4. Информационно-технологический компонент.

Рецензенты:

Бикмухаметов Р.К., д.п.н., доцент, декан факультета «Спорт» ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,  г. Казань;

Латыпов И.К., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Теория и методика циклических видов спорта» ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,  г. Казань.