Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURESDEVELOPMENT AND OPERATION OFSTATISTICAL AGENCIESOF WESTERN SIBERIA ANDTHE STEPPEIN SECOND HALFXIX-EARLYXX CENTURY

Skopa V.A. 1
1 Altai State Pedagogical University
In the article on the material of Western Siberia and the Steppes the features of the development and operation of statistical offices in the second half of XIX-early XX century. Dynamic impetus for the development of statistical institutions and as a consequence of the regional statistics were one-day census towns. On the 80th. XIX century., On the development of statistical services in Western Siberia and the Steppes influenced experience Zemsky statisticians. Development of the municipal government has stepped up activities of existing statistical agencies through self-statistical purposes. Significant impact on the further development and operation of national statistical agencies in the region to provide military-statistical records and activities of the Resettlement Department.
Statistical Committee.
province
statistical agencies
statistics
Steppe Region
Western Siberia
history

Позитивное влияние на процесс развития государственных институтов, в том числе и действующей статистической системы, оказали «великие» реформы, которые предопределили их дальнейшее развитие. Отмена крепостного права способствовала интенсивному развитию статистического учета в системе формирующихся капиталистических отношений в государстве, что не могло не отразиться и на регионах.

Мощные изменения происходили и в сибирском крае. В пореформенный период численность населения городов Западной Сибири быстро росла. По данным на 1858 г., общая численность городского населения составила 106050 чел. Только 5 городов имели население более 10 тыс. чел. Крупнейшими городами были: Омск (18437), Тобольск (15894), Томск (14071), Барнаул (11681) и Тюмень (10284). В этих пяти крупнейших городах Сибири проживало 2/3 городского населения. К 1880 г. общая численность городского населения составила 167639 чел. Увеличение составило 58,1%, т.е. в среднем за год увеличивалось на 2,6%. [6]. Постепенно менялся облик губерний и областей. Практическая потребность в статистических данных для управленческих структур была прямо пропорциональна.

Динамическим толчком в развитии статистических учреждений и как следствие регионального статистического учета являлись однодневные переписи городов. В территориальных границах Западной Сибири и Степного края были проведены переписи в Акмолинске (1877), Барнауле (1895), Верном (1870), Новониколаевске (1905), Омске (1877), Семипалатинске (1882), Тобольске (1872, 1882), Томске (1866, 1880, 1912), Тюмени (1886), Ялуторовске (1886), Таре (1887), где каждая имела свою специфику и особенности [22].

Достаточнозначимым условием для развития статистической системы в рамках всего государства во второй половине XIX в. являлась земская реформа, которая заложила принципы нового статистического учета - организации земской статистики [2]. Земства создавались для заведования делами, «относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда», что определяло их функциональные обязанности. К делам и нуждам земств относились: образование, здравоохранение, народное продовольствие, а ведение всего этого хозяйства требовало строгого статистического учета и контроля. Отсутствие земств в Сибири, вплоть до начала XX в., определило развитие и деятельность статистических служб в регионе в той форме, в которой они были заложены еще в первой половине XIX в. Во многом это предопределило формы и способы проводимых статистических обследований.

Начиная с 80-х гг. XIX в., на развитие статистических учреждений Западной Сибири и Степного края оказал влияние опыт работы земских статистиков. Нередко в организации и проведении статистических обследований приходилось их привлекать или пользоваться их наработками [5]. Представители статистических учреждений Западной Сибири и Степного края в практической деятельности использовали разработанные анкетные листы, выборочные методы обследования. Так, однодневная перепись населения г. Семипалатинска была произведена по принципу земских подворных переписей [1]. В областное правление из ЦСК писали: «Предложенная комитетом перепись по существу своему, ближе подходит к произведенным некоторыми земскими статистическими учреждениями Европейской России подворным описям» [15]. В тоже время фрагментарное заимствование не могло полностью компенсировать отсутствие земского статистического учета. Отдаленность региона от центра, заставляла изыскивать новые пути и способы для осуществления статистического контроля и учета посредством регулярных статистических работ.

Одной из проблем действующей региональной статистической системы являлась нехватка кадров, а также отсутствие уездных статистических учреждений и специального персонала для статистических работ. Во многом эта проблема была производной от финансовой, так как из-за слабого финансирования действующих статистических учреждений, в первую очередь комитетов, многие члены манкировали своими обязанностями. Полицейские и другие чиновники, на которых возлагалась обязанность доставления в губернские и областные статистические комитеты статистические сведения, смотрели это дело как на совершенно им чуждое, не входящее в круг прямых их обязанностей [7]. К тому же, недостаток времени заставлял относиться к делу исключительно формально - представлять сведения, мало думая об их качестве и достоверности. Существенно возрастала потребность региональных властей разного уровня в широкомасштабной деятельности административно-территориальной статистической сети под непосредственной централизацией статистических комитетов.

Положительное влияние на развитие системы статистических учреждений и их деятельности в Сибири оказало развитие городского самоуправления, которое активизировало деятельность существующих статистических учреждений, посредством самостоятельного проведения статистических работ. Развитие статистического учета в системе органов местного самоуправления в пореформенный период связано было с усложнением социально-экономических процессов и в первую очередь в городах. Муниципальные власти не могли осуществлять эффективное управление без информации о массовых экономических, социальных, демографических, экологических явлениях [21]. Получаемые данные от губернской администрации не всегда удовлетворяли муниципальные органы. Запросы местных властей в статистическом учете по вопросам социальной, экономической сферам и управлению существенно возрастали. С целью решения стоящих задач социально-хозяйственного плана муниципалитеты самостоятельно комплектовали статистический материал по отдельным сферам жизнедеятельности города. По ряду отдельных статистических работ органы местного самоуправления, пребывая в тесном взаимодействии с региональными статистическими учреждениями, втягивались в орбиту действующей статистической системы [18].

Серьезные изменения на административной карте Сибири произошли в 80-е гг. XIX в. В мае 1882 г. Западно-Сибирское генерал-губернаторство было упразднено [4]. Вместе с новой организацией государственной власти шел процесс и формирования статистической системы в территориальных границах Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областях. Передача Тобольской и Томской губерний в непосредственное ведение министерств не означало ослабления местной власти. Принципы организации и механизмы деятельности статистических комитетов в Томской и Тобольской губерниях оставались прежними.

Коррективы в организацию управления и развитие статистических учреждений, а вместе с тем и в их деятельность, внесли социально-политические процессы, связанные с переселенческой политикой государства. Важнейшим проявлением развития капитализма вширь, оказавшим существенное влияние на статистическую систему региона, в этот период являлась крестьянская колонизация - один из главных источников роста населения региона наряду с естественным приростом [23]. Так, для сопоставления, по данным ревизии 1858 г. коренное население Сибири составляло 648000 чел., по переписи 1897 г. - 822600 [12]. Данное обстоятельство способствовало активизации статистического учета в системе губернского и областного правления. В начале XX в. увеличение населения региона, как следствие переселенческой политики, привело к возникновению новых поселений и укреплению старых. В большинстве своем переселенческое движение носило стихийный характер. Так, число самовольных переселенцев в 1905 г. по Акмолинской области составило 54,7% от общего количества, по Семипалатинской - 61,5% [13]. Для региональных властей во многом это было большой проблемой. Требовался строгий учет и контроль как коренного населения и старожилов, так и вновь прибывших переселенцев. Данный процесс существенно усилился после строительства Сибирской железной дороги, последствия которой были несравненно большими [19]. Проведение Великого Сибирского пути оказало огромное влияние на расширение рынка, торговли, капиталистических отношений - как следствие, это требовало иной системы и формы статистического учета. Дорога «открыла Сибирь» для российского и мирового рынков, для российского и иностранного капиталов, для дальнейшей крестьянской колонизации и промышленного освоения [16].

Существенное влияние на процесс дальнейшего развития и деятельности государственных статистических учреждений оказала военная статистика или военно-статистический учет, имеющий принципиальную постановку дела в организации и проведении статистических работ. Военная наука того времени нуждалась не столько в отдельных описаниях значения географических факторов, сколько в создании проработанной системы комплексного анализа военной силы государства [9]. Такая система была еще разработана Д. А. Милютиным, что значительно повлияло на дальнейшее развитие российской военной теории и практики, а вместе с тем на осуществление статистических работ. Существенно усилил процесс формирования статистических данных оформленный Генеральный штаб, имеющий в своем распоряжении оперативные статистические сведения и выполняющий военно-статистические работы. Функции Генерального штаба были сосредоточены в первых двух отделениях департамента, и прежде всего во втором - военно-ученом [8]. Отдельное внимание было уделено производству военно-исторических, топографических и военно-статистических работ [20]. Вся статистическая информация на местах формировалась в военных округах. Так, в соответствии с приказом по военному ведомству № 279 от 6 августа 1865 г. был образован Западно-Сибирский военный округ, который объединил Тобольскую и Томскую губернии, а также Акмолинскую и Семипалатинскую области. В 1882 г. в состав Западно-Сибирского военного округа вошла Семиреченская область. В штабе Омского военного округа были следующие отделения: строевое; инспекторское; мобилизационное; судное; казачье; хозяйственное отделение; военно-топографическое; военно-статистическое отделение; эвакуационное; архивное. Военно-статистический отдел занимался «сбором военно-статистических и топографических сведений в районе округа и ближайших областях, соседних государствах и содержал эти сведения в возможно полной форме» [14]. Статистические работы, осуществляемые военными, являлись строго выдержанными и соответствовали четко определенной программе. Масштабы осуществляемых работ выходили далеко за пределы потребностей военных, тем самым способствуя дальнейшему развитию действующих статистических учреждений. Основные статистические работы офицеров округа отчетливо прослеживаются по результатам таких изданий как «Военно-статистическое обозрение», «Военно-географические и статистические описания» и отдельные самостоятельные программы статистических обследований. Количество и масштабы статистических обследований проводимых военными во второй половине XIX в. существенно возросли, что в свою очередь не могло не оказать влияние на статистические службы. Так, по заданию Генерального штаба полковником М. И. Венюковым с 1872 по 1875 г. было проведено первое военно-статистическое описание областей и губерний России, расположенных вдоль всей ее азиатской границы. Это описание являлось продолжением работ Военного министерства по изучению страны в целом и ее регионов в частности [3]. Военно-географические и статистические описания по военному округу так же имели научно-практическое значение, а в организации и проведении статистических работ по разработанным формам комплексно и всесторонне охватывали регион. Основное внимание было уделено описанию округа, его отдельным частям, характеристике географического положения. Содержательная часть дополнялась разнообразными табличными формами, которые позволяли по годам в динамике оценивать происходящие изменения конкретных объектов статистического обследования [17].

Существенным фактором в конце XIX - начале XX в., оказавшим влияние на развитие и деятельность региональной системы статистических служб Западной Сибири и Степного края, являлась деятельность переселенческих управлений и формируемых при них статистических отделов, которые способствовали отраслевому накоплению статистического материала и дополняли в деятельности региональную статистическую систему. Отраслевое формирование статистических данных указывало на потребность административно-государственных структур в качественном и своевременном статистическом материале. Важнейшей стороной данного процесса являлся непрерывный статистический учет. В Западной Сибири и Степном крае статистический учёт переселенческих хозяйств вели хозяйственно-статистические и агрономические отделы Акмолинского, Тобольского и Томского переселенческих районов. Главным в переселенческом процессе являлся Томский переселенческий район, образованный в 1906 г. [10] Формируемые при них статистические сведения широко использовались в организации управления регионом и выработки адекватных управленческих решений. В территориальных границах Степного края переселенческая политика активное развитие получила в Семипалатинской области, что способствовало укреплению и развитию действующей статистической системы.

Развитие капиталистических отношений в конце XIX - начале XX в. в сельском хозяйстве, способствовало росту торгового земледелия, скотоводства и классовому расслоению крестьянства, изменения произошли в торговле и торговом предпринимательстве. Это порождало не только дальнейшее развитие статистических учреждений, но и зарождение отраслевого статистического учета. Процесс капитализации отношений и хозяйствования интенсифицировал дальнейшее развитие системы статистических учреждений Западной Сибири и Степного края, формализуя направления деятельности.

Непосредственное влияние на развитие статистических служб Западной Сибири и Степного края оказали сдержанные темпы индустриального развития и масштабы неосвоенных земель. Так, в 80-90-е гг. XIX в. плотность населения Западной Сибири на 1 кв. версту составляла 1,7 чел. Для сравнения, в Московской губернии этот показатель равнялся 83,2 жителей на 1 кв. версту, средняя плотность населения Центрально-промышленного района (губернии: Московская, Тверская, Ярославская, Костромская, Владимирская) составляла 35,5 жителей на 1 кв. версту [12].

Итак, во второй половине XIX - начале XX в. на развитие и деятельность статистических учреждений Западной Сибири и Степного края положительное влияние оказали рост населения, переселенческое движение, развитие промышленности и строительство железных дорог, развитие капитализма в сельском хозяйстве, приток капиталов. Потребности в совершенствовании и развитии статистических учреждений в регионе во второй половине XIX - начале XX в. были значительно выше по сравнению с существующей статистической системой первой половины XIX в. Совершенствующиеся формы хозяйствования оказывали благоприятное влияние на рост потребностей в статистическом учете и контроле.

Рецензенты:

Труевцева О.Н. д.и.н., профессор, заведующая кафедрой историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул;

Еремин И.А., д.и.н., профессор кафедры историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул.