Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS-FRESHMEN TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY

Buchneva O.A. 1
1 O. A. Buchneva, Penza Artillery Engineering Institute named after the Chief Marshal of the artillery N. N. Voronov – branch of the Military Educational and Research centre of the Army Forces “Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation” (PAEI)
The essence of key concepts "educational environment of the military higher education institution" and "pedagogical support of adaptation of foreign students-freshmen". To determine the main directions of pedagogical support of adaptation of foreign students-freshmen are determined by the peculiarities of the educational environment of a military University. Focus on meaningful characteristics developed by the author model of pedagogical support of adaptation of foreign students-freshmen to the educational environment of a military University. In accordance with the provisions of the whole pedagogical process, the model includes a target (goal, objectives, guiding principles); informative (the directions of pedagogical support); operational activity (forms, methods, techniques and tools); evaluation results (indicators, levels and score) blocks. A special feature of the principles of the model selected on the basis of systematic, personality-oriented and cultural approaches, as well as pedagogical conditions of effective realization of the developed model. Implementation of the proposed model of pedagogical support of adaptation of foreign students-freshmen can contribute to the practical solution of socio-pedagogical problems of successful and high-quality training of military personnel in friendly foreign countries.
model
foreign student-a freshman
educational environment of a military University
higher education institution
pedagogical support of the educational environment of the military
В условиях всемирной глобализации и стремительного расширения информационного образовательного пространства сложилась устойчивая тенденция к интеграции и интернационализации отечественного образования в мировое образовательное пространство. Данные процессы в полной мере охватывают и российское военное образование. Неоспоримым фактом является рост числа иностранных курсантов, прибывающих для получения военной специальности в российские военные ВУЗы. Успешность и эффективность освоения программ военно-профессиональной подготовки, во многом определяется эффективностью адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде российского военного ВУЗа.

С педагогических позиций, образовательная среда трактуется как «подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, набор связанных между собой условий, обеспечивающих образование человека» [5]. В свою очередь, мы определяем образовательную среду военного ВУЗа, как подсистему социокультурной среды, как часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства с системой взаимосвязанных структурных компонентов, оказывающей непосредственное и опосредованное влияние на процесс адаптации иностранных курсантов-первокурсников, в процессе выполнения учебно-профессиональных и служебно-функциональных обязанностей.

Специфика образовательная среда военного ВУЗа заключается: во-первых, в соблюдении круглосуточного регламентированного военизированного режима; во-вторых, образовательный процесс совмещает различные виды военно-профессиональной подготовки (оперативно-тактическую, специальную, техническую, общенаучную, общеинженерную, общевоенную); в-третьих, это образцовая военная часть, в которой сочетается как войсковая (отделение, взвод, рота и т.д.), так и вузовская (учебное отделение - аудитория, курс, факультет) организация образовательного процесса.

Специфика среды военного ВУЗа актуализирует проблему организации целенаправленной деятельности по педагогическому сопровождению адаптации иностранных курсантов-первокурсников. В данных условиях педагогическое сопровождение адаптации иностранных курсантов к образовательной среде военного ВУЗа будет являться не только целью, но и средством для решения социально-педагогической проблемы - успешной и качественной подготовки военных специалистов дружественных иностранных государств.

В современной педагогической науке даются различные трактовки понятия «педагогическое сопровождение», ставшего объектом многочисленных фундаментальных и прикладных исследований (Е.А.  Александрова, О.А.  Воскрекасенко, Л.А.  Жилиной, И.Э. Куликовская, Н.Н.  Михайлова, Р.В.  Овчарова, Т.В.  Павлушкина, М.И. Рожков, С.В. Сергеева, А.Л. Уманский, В.А. Шишкина, П.А. Эльканова, С.М. Юсфин, М.В. Шакурова и др.).

В свою очередь, учитывая мнения О.А.  Воскрекасенко, Л.А.  Жилиной, Т.В. Павлушкиной, С.В.  Сергеевой, конкретизируем понятие «педагогическое сопровождение адаптации» применительно к иностранным курсантам-первокурсникам [8]. Под педагогическим сопровождением адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа нами понимается целенаправленный педагогический процесс, отражающий систему взаимодействия всех субъектов педагогического сопровождения и направленный на создание условий для обеспечения успешной адаптации иностранных курсантов-первокурсников, путем реализации комплекса предупреждающих, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий.

Значимым условием практического решения проблемы успешной адаптации иностранных курсантов первого года обучения является разработка модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа.

Рассматривая модель в контексте образовательного процесса, мы соглашаемся с мнением В.М.  Полонского, что такая модель «описывает процесс или его составные части с помощью схемы... дает представление об их структуре, основных элементах... отображает функциональные связи обучения с различными условиями и факторами, социальной средой или представляет картину будущего состояния процесса и его результатов» [7, с. 67].

Структурно, в соответствии с основными положениями теории целостного педагогического процесса, модель педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников включает в себя: целевой (цель, задачи, ведущие принципы); содержательный (направления педагогического сопровождения); операционно-деятельностный (формы, методы, приемы и средства); оценочно-результативный (показатели, уровни и результат) блоки [1, с. 188]. Рассмотрим каждый блок модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа более подробно.

Учитывая требования, содержащиеся в Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран, по обеспечению высокого качества подготовки военных специалистов для дружественных иностранных государств путем создания благоприятных социальных, экономических, педагогических, бытовых условий в образовательной среде ВУЗов, целью модели педагогического сопровождения является обеспечение адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа [6].

Многоаспектность адаптационного процесса иностранных курсантов-первокурсников, обуславливает достижение цели через решение группы педагогических задач: педагогическое сопровождение психофизиологической, социокультурной, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной адаптации.

Исходя из цели и задачи, в ходе построения и реализации модели мы следуем принципам, сформулированных на основе системного, личностно-ориентированного и культурологического подходов.

Так, педагогическое сопровождение адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа строится на основе принципов системного подхода - целостности и комплексности. Принцип целостности предполагает готовность всех компонентов системы к конструктивному взаимодействию и взаимовлиянию. В основе принципа комплексности лежит учет внутренних (субъективных) и внешних (средовых) факторов, оказывающих влияние исследуемый процесс.

В контексте темы нашего исследования важным представляется учет требований личностно-ориентированного подхода, в основе которого признание индивидуальных особенностей и создание условий для саморазвития и самореализации личности. Принцип субъектности предполагает, что иностранный курсант-первокурсник является активным субъектом деятельности, готовым к выбору способов деятельности в процесс адаптации к новой образовательной среде.

Культурологический подход выражается в соблюдении принципов  культуросообразности и диалога культур. Принцип культуросообразности предполагает построение педагогического сопровождения с учётом социокультурных особенностей образовательной среды военного ВУЗа. В основе принципа диалога культур лежит создание средовых условий для эффективного межкультурного взаимодействия представителей разных национальностей.

Содержательный блок модели включает в себя основные направления педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников. Они соотносятся с видами адаптации курсантов первого года обучения к образовательной среде военного ВУЗа: психофизиологической, социокультурной, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной и культурно-бытовой. Рассмотрим подробнее каждое направление.

В качестве сопровождения психофизиологической адаптации предполагается следующий комплекс мероприятий: проведение профессионального психологического отбора иностранных курсантов на первый курс; осуществление психофизиологического обследования (оценки физического развития, познавательных психических процессов, психологических особенностей); обучение первичным навыкам саморегуляции психоэмоционального и функционального состояния организма; проведение адресных мероприятий по психологической и психофизиологической коррекции поведения; разработка рекомендаций командованию и профессорско-преподавательскому составу по оптимальному распределению физической и психической нагрузок.

Сопровождение социокультурной адаптации иностранных курсантов-первокурсников подразумевает проведение специальных элективных курсов, направленных на повышение межкультурной компетентности руководящего состава ВУЗа; проведение внеаудиторных занятий с иностранными курсантами-первокурсниками и курсантами российских факультетов по формированию их межкультурной компетентности.

Сопровождение социально-психологической адаптации иностранных курсантов-первокурсников подразумевает разработку рекомендаций командному составу по комплектованию курсантских коллективов с учётом их психологической и национальной совместимости; проведение тренинговых занятий по повышению уровня адаптированности и личностного адаптационного потенциала иностранных курсантов-первокурсников (тренинг адаптивности); проведение консультаций, инструкторско-методических занятий, тренингов для руководящего состава ВУЗа с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, понимания проблем адаптационного периода и особенностей адаптации иностранных курсантов-первокурсников; разработка индивидуальных программ и рекомендаций по адаптации иностранных курсантов-первокурсников [2].

В процессе сопровождения учебно-профессиональной адаптации планируется: проведение групповых и индивидуальных занятий с иностранными курсантами-первокурсниками по ознакомлению с методикой и техникой учебной, научной и общественной работы в военном ВУЗе; проведение психолого-педагогического анализа причин неуспеваемости и отчисления иностранных курсантов-первокурсников, а также разработка рекомендаций по повышению качества их успеваемости.

Сопровождение служебно-функциональной адаптации иностранных курсантов-первокурсников подразумевает проведение мероприятий, направленных на: формирование знаний, умений и навыков, достаточных для успешного выполнения всех требований Общевоинских уставов; оказание помощи руководящему составу военного ВУЗа по анализу причин дисциплинарных проступков, снижения учебной мотивации с последующей разработкой психолого-педагогических рекомендаций в индивидуальной воспитательной работе.

Сопровождение культурно-бытовой адаптации включает проведение занятий по ознакомлению с культурными особенностями образовательной среды военного ВУЗа, а также основными требованиями по соблюдению режима и распорядка дня (разработка памяток).

Следующий, операционно-деятельностный блок модели, включает в себя формы, методы, приемы и средства педагогического сопровождения. Основываясь на классификации предложенной И.И. Грачёвым и О.Н. Пономаревой, мы выделяем следующие формы организации педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников: аудиторные (лекция, семинар, лабораторная работа, практическое занятие); внеаудиторные (самостоятельная работа, реферат); дополнительные занятия (военно-научное общество, научно-практическая конференция, тренинговые занятия, художественная самодеятельность, спортивные соревнования, посещение музеев, выставок, театров, экскурсии по историческим местам, вечера дружбы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, патронаж) [4].

Среди методов, использование которых наиболее целесообразно в ходе педагогического сопровождения можно назвать следующие: лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, познавательная игра, ролевые игры, психогимнастика, аутотренинг, творческая визуализация, музыкотерапия, проективный рисунок, специальная диагностика, устный и письменный опрос, самопроверка и др. В качестве средств мы считаем целесообразно использовать словесные (речь преподавателя, куратора, командира); учебную литературу и пособия (книги, наглядные пособия); аудиовизуальные, компьютерные и мультимедиа, дидактические материалы и др. [3, с. 628].

Оценочно-результативный блок модели включает показатели и уровни адаптированности иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа. Показатели адаптированности нами выделены в соответствии видами адаптации иностранных курсантов-первокурсников: психофизиологической, социокультурной, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной, культурно-бытовой. Поскольку уровни определяют эффективность реализации модели педагогического сопровождения, то можно выделить высокий, средний и низкий уровни адаптированности иностранных курсантов-первокурсников.

Низкий уровень адаптированности иностранных курсантов-первокурсников характеризуется: неудовлетворительными психическим и физическим самочувствием; неудовлетворительными оценками по физической и строевой подготовке; систематическими обращениями за медицинской помощью; негативным отношением к новой социокультурной среде, культурным шоком; низким уровнем межкультурной компетентности и толерантности. Иностранных курсантов-первокурсников с низким уровнем адаптации отличает наличие дезадаптивности, конфликтности, яркое проявление индивидуализма и стремления к доминированию и эмоциональный дискомфорт. Данные курсанты не усваивают материал учебных занятий, у них отсутствует готовность к активной военно-профессиональной деятельности, знания, умения и навыки исполнения служебно-функциональных обязанностей.

Средний уровень адаптированности характеризуется: удовлетворительным психическим и физическим самочувствием; удовлетворительными оценками по физической и строевой подготовке; наличием обращений за медицинской помощью; равнодушным отношением к новой социокультурной среде; средним уровнем межкультурной компетентности и толерантности. У данных курсантов недостаточный уровень способности к адаптации. Они устанавливают не всегда адекватных связей с окружающими. Тревожность и недостаточная уравновешенность сочетаются с удовлетворительным усвоением учебного материала и недостаточной готовностью к активной военно-профессиональной деятельности. В процессе военно-профессиональной подготовки данные курсанты демонстрируют удовлетворительные знания, умения и навыки исполнения служебно-функциональных обязанностей.

Высокий уровень адаптированности иностранных курсантов-первокурсников характеризует: отличное психическое и физическое самочувствие; отличные оценки по физической и строевой подготовке; отсутствие обращений за медицинской помощью. Для них характерно эмоционально положительное отношение к новой социокультурной среде, высокий уровень межкультурной компетентности и толерантности. Установление адекватных связей с окружающими сопровождается эмоциональным комфортом, уравновешенностью, самоконтролем и оптимизмом. Иностранные курсанты-первокурсники легко усваивают учебный материал, свободно выражают своё мнение, проявляют достаточную готовность к военно-профессиональной деятельности, демонстрируют отличные знания, умения и навыки исполнения служебно-функциональных обязанностей.

В качестве ожидаемого результата реализации разработанной нами модели, выступает адаптированный иностранный курсант-первокурсник, характеризующийся готовностью к качественному обучению и получению военной специальности. Для достижения данного результата необходимо соблюдение следующих педагогических условий: комплексность воздействия на группу объективных и субъективных факторов; организация педагогического взаимодействия всех субъектов педагогического сопровождения; учет педагогического потенциала образовательной среды военного ВУЗа как социокультурной образовательной среды; координация усилий командного, профессорско-преподавательского состава, специалистов психолого-педагогической и медицинской служб [8].

Реализация разработанной нами модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников будет способствовать практическому решению социально-педагогической проблемы успешной и качественной подготовки военных специалистов дружественных иностранных государств.

Рецензенты:

Полукаров В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Сергеева С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.