Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYSTEM JOBS REGIONAL CONTENT IN THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES UNGRADED SCHOOL

Egorova G.I. 1 Tikhonova G.R. 2
1 Branch of "Tobolsk Industrial Institute" Federal State budget educational institution of higher professional education "Tyumen State Oil and Gas University"
2 Municipal special (correctional) educational institution for trained, pupils of the "special (correctional) secondary school VII, VIII species"
The features of small schools in the implementation of the GEF focused on quality education and further professional self-determination. Shows the essential foundations of universal education, highlighting its relationship to General cultural and professional competences of future BSC, MSC. Methodological ways of development of universal educational activities through the use of the system of educational tasks, acting as a form of presentation of regional information and a means of developing students. The examples of problems, the construction of which was carried out in accordance with the principle of enrichment of personal experience of the student, the solution of which aims to change the student as an operating entity. The rationality of development of universal educational actions in the framework of the personality - focused, systemic approaches that take account of the principles of nature-conformity (relationship to the student as part of nature); cultural conformity (focus on cultural self-development of students); individualization (relationship to the student as a person, individuality, identity); value-semantic approach (creating conditions for achieving the student of the meaning of life); cooperation (joint activity, communication, understanding and mutual assistance); life, taking into account life events, ways of organization and accommodation, the transformation of the living environment. Revealed positive dynamics of evaluation criteria development of universal educational activities ungraded school that provides quality training in the implementation of the FSES of new generation.
universal educational actions
ungraded school
job regional content
the development of students

В условиях яркого проявления процессов глобализации и интеграции в образовании малокомплектная сельская школа сегодня остро нуждаются в особой организации педагогического процесса, в специфических подходах к развитию универсальных учебных действий учащихся. Можно назвать основные причины актуальности выживания малокомплектной школы: школа – культурно-образовательный центр сельской местности [1]; условие развития детей, необходимость жизнедеятельности, место работы для взрослых; фактор получения качественного, индивидуального обучения – обучения на всю жизнь, для будущего развития села. Сегодня нормативные документы, стандарты, регламентирующие деятельность общеобразовательных школ, в целом российское поликультурное общество требуют развития толерантности, диалогичности, коммуникативной грамотности школьников малокомплектной школы.

Отметим тот факт, что сегодня доля малокомплектных, сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет 68,9%, но при этом всем понятно, что если школа в маленькой селении исчезает, то исчезает и само селение. Современная малокомплектная школа это школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся [2]. До начала 70-х годов ХХ в. термин «малокомплектная» применялся только к начальной школе, в которой учащиеся двух, трех, четырех классов объединялись в один класс – комплект, если в них было менее 15 учеников. С классом – комплектом работал один учитель, работа которого весьма специфична. Приоритетные задачи учителя ориентированы на развитие индивидуальной личности через воспитание творческого отношения к миру, что требует высокого уровня преподавания, применения таких технологий, которые несут в себе максимально возможный развивающий потенциал. Отметим, тот факт, что традиционные российские методики преподавания школьных предметов не дают полностью развивать универсальные учебные действия, школьника в малокомплектной школе. Наибольшая вероятность причины такого психологического дискомфорта заключается в периодически возникающих стрессах, связанных с противоречиями между особенностями индивидуального характера школьника и неадаптированностью требований современного образования к условиям малокомплектной школы.

Унифицированный подход к обучению и воспитанию школьников малокомплектных школ, приводит к тому, что неадаптированная школьная программа плохо усваивается детьми и делает для многих из них невозможным получение высшего образования. Те же, кто его получает, отрываются от местности, где проживали и не ориентированы на традиционные сельские отрасли.

Существующая система малокомплектных образовательных учреждений Тюменской области приспосабливается к обучению детей с целью воспитания их социальной готовности и подготовки для работы и жизни в традиционных условиях [3]. Образование адаптируется ко многим национальным особенностям сельского этноса, его психофизической специфике.

В нашем понимании развитие универсальных учебных действий в процессе обучения – это целенаправленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях малокомплектной школы, надежный способ получения знаний, умений. Отметим, что развитие универсальных учебных действий учащихся малокомплектной школы имеет свои характеристики: это индивидуальный процесс, ориентированный на повышение качества обучения; условие, способствующее активизации процесса обучения и развития личности [4].

Для малокомплектной школы развитие универсальных учебных действий это определяющее условие для школьника, без которого невозможно развитие национального образования в условиях реализации ФГОС, а для учителя это творческий выбор программы, отвечающей интересам, особенностям класса, профилю школы. Многолетний опыт показывает, что наиболее востребован в условиях малокомплектной школы региональный компонент в предметах гуманитарного, естественнонаучного циклов. Однако анализ программ и вариативных учебников по предметам для малокомплектной школы показал, что в большей степени вопросы регионального характера включены фрагментарно в курс органической химии, истории, географии, БЖД, где чаще всего используются природные объекты, вещества. Сравнительный анализ уровня и качества подготовки выпускников малокомплектных школ за последние 3 года по результатам специализированных тестовых заданий в выпускных классах по каждой ступени обучения позволяет отметить некоторые общие тенденции: не сформированность у обучающихся целевых установок на получение качественного образования; дальнейшее профессиональное самоопределение; неготовность к продолжению образования следующего уровня. При этом, следует отметить тенденцию увеличения желающих обучаться в профильных классах: в 11 классах 35%, в 10 классах – 42% от общего количества обучающихся в малокомплектной школе.

Сегодня становится очевидным тот факт, что понятие «универсальные учебные действия» в условиях реализации ФГОС стало ключевым для образовательной деятельности. Исследуются аспекты содержания, методики развития универсальных учебных действий через систему действенных ориентиров: личностных (самоопределение, смыслообразование; морально – этическая ориентация); метапредметных (саморегуляция, коммуникация, познавательная деятельность); предметных (освоение систематических знаний, преобразование, применение, самостоятельное пополнение знаний).

Сегодня не надо никому доказывать и такой факт, что развитые универсальные учебные действия это, прежде всего, качественные показатели подготовленности выпускника общеобразовательной школы к обучению в ВУЗе, и основа общекультурных и профессиональных компетенций будущего инженера, учителя, врача.

Особенности развития универсальных учебных действий учащихся мы связываем с использованием системы развивающих задач, которая выступает особой формой предъявления информации и средством обучения [5]. Развивающая задача в нашем понимании это элемент содержания, эффективный метод обучения, методический прием развития универсальных учебных действий, так как через решение задач происходит организация и управление познавательной деятельностью учащихся.

Нами составлена и реализована в процессе обучения в малокомплектных школах Тюменской области система развивающих задач по химии, биологии, экологии, БЖД с учетом принципов: системности, региональности, инновационности, проблемности. Содержание развивающих задач включает широкий спектр многообразных видов деятельности, выполнение которых направлено на изменение самого ученика как действующего субъекта. Конструирование системы задач осуществлялось в соответствии с принципом обогащения личностного опыта школьника.

Приведем примеры некоторых учебных задач на развитие метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). Задачи на развитие познавательных универсальных учебных действий включали региональные задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации, на правила и определения, их преобразования в виде схем, таблиц, алгоритмов, работу с различными словарями. Все задачи включали систему ключевых слов на развитие познавательных операций сопровождаемые инструкцией: сравни, разбей на группы, найди истинное высказывание.

Задачи на развитие коммуникативных универсальных учебных действий включали региональные задания на подготовку устных рассказов, инсценирование природных объектов, словесное рисование, творческий пересказ, предметное сочинение, составление связных рассказов на изученные темы. Эффективными заданиями стали задания для работы в паре, в команде, диалоговые формы работы: «учитель-ученики», «ученик-ученики», «ученик-ученик». Все задачи включали систему ключевых слов на развитие коммуникативного взаимодействия, сопровождаемые инструкцией: объясни, докажи, обоснуй свое мнение, выскажи критику, проведи дискуссию.

Задания на развитие регулятивных универсальных учебных действий включали работу с региональными текстовыми задачами на решение: проблемных вопросов, ситуаций, составление плана, проведение самопроверки, редактирование текста.

Содержание заданий с использованием регионального характера включало информацию: о структуре, истории Тюменского региона; механизмах и принципах функционирования; об истории города Тобольска как культурно-образовательного центра России; о процессах и явлениях регионального характера (социум, демос, культура); о планировании устойчивого развития региона; о новых промышленных предприятиях города и области с целью дальнейшего трудоустройства обучающихся.

Организация решения развивающих задач включает преоб­разование всей имеющейся информации в понятную, легкодос­тупную форму, выделяя ключевые факторы и важные взаимо­связи.

Решение развивающей задачи начинали с постановки цели, а затем школьники заново, своими словами формулировали за­дачу, чтобы упростить подход к ее решению. Многие проблемы находили свое решение через раскрытие скрытых за­кономерностей, для этого школьники высказывали точку зрения на проблему со стороны.

Развивающие задачи носят в большей степени творческий, оригинальный характер.

Наблюдение и анализ анкет на констатирующем этапе эксперимента позволяет сделать вывод о недостаточном использовании заданий регионального характера в обучении. Выявлено, что 70% учителей из числа опрошенных такую работу осуществляют, но из них только 12% проделывают ее систематически, а 58% – проводят эпизодически, по-своему усмотрению с учетом имеющейся у них соответствующей информации. Диагностика состояния исследуемого нами вопроса среди школьников малокомплектной школе показывает, что 85 % учащихся считают, что такие задания развивают универсальные учебные действия, но школьники не владеют методикой их составления, применения и при изучении, закреплении материала их не используют.

Качественные стороны развития универсальных учебных действий при работе с региональной задачей (таблица 1).

Таблица 1

Качественные стороны развития универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия (УУД)

Баллы

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, контроль, оценка).

1 2 3 4 5

Познавательные (общеучебные, логические, решение проблем)

1 2 3 4 5

Коммуникативные (коммуникация, сотрудничество, постановка вопросов, речь).

1 2 3 4 5

Личностные (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация).

1 2 3 4 5

Предметные (освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний).

 

1 2 3 4 5

Динамика развития универсальных учебных действий по этапам реализации методической системы была связана и с решением ряда проблем. Наибольшие трудности у школьников вызывали региональные задачи по систематизации, обобщению, выявлению причинно-следственных связей при решении задачи. Динамика изменения количества школьников (%), правильно выполняющих задания на развитие на отработку изменилось от 10 до 43 %.; на обобщение – от 17 до 35%; на систематизацию – от 18 до 33 %.

Дополнительно в процессе реализации модели методической системы проводился анализ значений коэффициента полноты выполнения умственных операций (Кпо) в контрольных и экспериментальных группах (рисунок 1).

Рис.1.Изменение коэффициента полноты выполнения умственных операций по результатам контрольных срезов

Особенностью обучения в условиях малокомплектной школы является включение регионального материала в развивающие задания, расчетные задачи, используемые на различных типах и этапах уроков. Региональный компонент включает в себя знания об окружающем мире от истории к современности. Применительно к сельской местности нами разработаны программы развития универсальных учебных действия для учащихся с 5 по 10 классов, которые предусматривают включение материала о родном крае, селе не только на уроках гуманитарного, но и естественнонаучного цикла.

Развитие универсальных учебных действий мы рассматриваем с позиций личностно-ориентированного, системного подходов как неотъемлемый процесс обучения для малокомплектной школы, направленный на повышение качества знаний учащихся с учетом принципов: природосообразности (отношение к школьнику как к части природы); культуросообразности (ориентация на культурное саморазвитие и самоизменение школьника); индивидуализации (отношение к школьнику как к личности, индивидуальности, самобытности, требующей педагогической поддержки); ценностно-смыслового подхода (создание условий для обретения школьником смысла жизни); сотрудничества (совместная жизнедеятельность, общение, взаимопонимание и взаимопомощь); жизнетворчества (событийный), предполагающий учет событий жизни, способы их организации и проживания, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.

Таким образом, нами показано, что процесс развития универсальных учебных действий при обучении в малокомплектной школе ориентирован на повышение качества и выполняет дидактические функции: культурологическую, развивающую, воспитывающую, обучающую, ориентированных на согласованность внутренних действий школьников с окружающим миром.

Рецензенты:

Кривых С.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург;

Назарова С.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры образовательного менеджмента ДПО ИПК СПО, г. Санкт- Петербург.