Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING SPECIALISTS TO WORK WITH SURROGATE FAMILY, EDUCATE CHILDREN WITH SPECIAL DEVELOPMENT NEEDS

Dekina E.V. 1
1 The Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy
It outlines the main directions of complex psychological and pedagogical support of the family in order to maximize successful socialization foster child with special needs in the development, especially psycho-pedagogical training of psychologists, educators, organizers of youth work to work with children with special needs in the development. The focus of future experts is studying the problems of replacement family, the use of the available resources of the family, the use of modern technologies of psychological and educational work with children with disabilities. The results of their own research problems of children with disabilities on the basis of questioning children, parents, professionals of psycho-pedagogical profile and volunteers. The directions of psychological and educational assistance to substitute families raising a child with special needs in the development.
substitute family
children with special needs in the development of the risks of socialization
psychological and educational assistance
training of psychologists
educators
organizers of youth work volunteers
Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, создания равных стартовых возможностей для их различных категорий определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Подготовка специалистов, способных организовывать продуктивное сотрудничество с детьми и их родителями, определять направления помощи замещающей семье, должна основываться на психолого-педагогическом содержании и соответствующих технологиях его освоения. Трудности, которые испытывают родители, воспитывающие детей с особыми потребностями в развитии, значительно отличаются от повседневных забот обычной семьи [1]. Семья Г.В. отмечает, что культурный посредник (воспитатель, приемный родитель, усыновитель и т.п.) должен строить свои взаимоотношения с ребенком так, чтобы способствовать развитию его самостоятельности и ответственности [5].  Поэтому знание особенностей такой семьи, особенно замещающей, понимание того, что испытывают родители, поможет психологам, педагогам, социальным работникам, организаторам работы данной категории семей.

Цели исследования:

1) осуществить системный анализ показателей отношения современного общества к проблеме замещающих семей и воспитанию детей с особыми потребностями в развитии;

2) изучить риски социализации приемных детей с ограниченными возможностями здоровья и семейной дезинтеграции;

3) выявить особенности психолого-педагогической подготовки будущих специалистов к работе с замещающей семьей, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии.

Методы исследования

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, анкетирование, включенное наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности.

Результаты исследования

В семье дети учатся социально приемлемым формам поведения, моделям общения и взаимодействия. В последние годы замещающая семья стала достаточно распространенным явлением. Приемный ребенок, тем более имеющий особые потребности в развитии, испытывает сложности социализации, имеет дефицит общения со сверстниками и взрослыми - членами замещающей семьи. В свою очередь приемные родители (опекуны) не имеют опыта взаимодействия с такими детьми и организации их жизнедеятельности в новом статусе. В область ответственности приемного родителя входит необходимость своевременного распознавания проявлений кризисного периода и рисков нарушения семейных отношений. В силу того, что родители не готовы к решению подобных проблем самостоятельно, стоит задача обращения к квалифицированному специалисту (психологу, социальному педагогу, организатору работы с молодежью). По данным собственных исследований, около 80% замещающих семей не осведомлены в вопросе о порядке организации и оказания психолого-педагогической помощи. Более 48% родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями, находятся в состоянии субклинически выраженной тревоги, а 10% - в состоянии выраженной депрессии. В связи с этим родители нуждаются в постоянной помощи в осознании ценности ответственного родительства, ценностного отношения к процессу воспитания приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

Для выявления тенденций в отношении к детям с особыми потребностями проведен опрос 10 экспертов по дельфийской методике, в рамках которой им предлагалось оценить по 10-балльной шкале вероятность осуществления к 2025 г. (через 10 лет) предложенных им суждений. Результаты экспертизы показали, что в ближайшей временной перспективе доминирующей формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, будет государственная (6,3 балла). При этом экспертами достаточно высоко оценивается вероятность увеличения числа семей, имеющих желание принять ребенка в свою семью, в том числе с особыми потребностями (5,7 балла). По мнению экспертов, в общественном сознании произойдет сдвиг в сторону осознания проблемы социального сиротства, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как общественной (5,1 балла). Такая форма замещающей семьи, как профессиональная семья, нацелена на создание условий семейного воспитания детей, которые имеют в этом особенные потребности, - это дети-инвалиды, дети старшего возраста, кровные братья и сестры, которые должны устраиваться в одну семью. Профессиональный родитель имеет более высокую квалификацию, специальное образование, обладает определенными дополнительными знаниями (медицинскими, психологическими, педагогическими и др.). Эффективность адресной помощи замещающим семьям эксперты оценивают в 6,8 баллов. Профилактика возможных осложнений и рисков, оказание психолого-психотерапевтической помощи замещающим семьям, испытывающим опасения по поводу жизнедеятельности семьи в новом статусе, улучшат положение детей (6,2 баллов).

Анкетирование педагогов, волонтеров в количестве 50 человек выявило основные характеристики детей с особыми потребностями в развитии, которые можно распределить по категориям: физические (инвалид, заболевание, «не такой, как все» и т.д.), индивидуально-психологические (единственный, уникальный, богатый внутренний мир, сильный морально и духовно, преодоление трудностей, солнечный и т.д.), социальные (одиночество, неадаптированность, депривация, беспомощность, потребность ухода, поддержка и т.д.), деятельностные (инклюзивное обучение, развитие талантов и способностей, труд и  т.д.). Ценность данного материала состоит в том, что был получен обобщенный портрет ребенка с особыми потребностями.  В описаниях детей с ограниченными возможностями здоровья больше всего представлено индивидуально-психологических характеристик. Далее по степени встречаемости имеют место социальные, физические и деятельностные характеристики.

Представим выдержки из эссе студентов-волонтеров различных направлений подготовки (будущих педагогов, психологов, организаторов работы с молодежью, социальных работников) по теме «Мое отношение к детям с особыми потребностями в развитии».

 «Дети с ограниченными возможностями не такие, как все, им нужно не только вырасти, необходимо выжить и не сломаться. Принятие таких детей такими, какие они есть, сделает их гораздо сильнее, придаст уверенности в своих силах, а значит, даст новые возможности для самоопределения в жизни».

«Дети с ограниченными возможностями здоровья - это особая "страна" страданий, боли, непонимания, непринятия. Взрослея, они учатся преодолевать обиды и препятствия. Стоит порадоваться за человека-инвалида, который чувствует себя полноценным человеком».

 «Я восхищаюсь детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые, несмотря на свой недуг, ставят перед собой цели и достигают их, справляются со всеми сложностями жизни».

«Главной проблемой ребенка с особыми потребностями в развитии является ограничение его связи с миром, контакта со сверстниками и взрослыми» и т.д.

На вопрос: «Какие проблемы Вы могли бы выделить при работе с детьми с особыми потребностями в развитии? Каковы пути их решения?» педагоги ответили: «Отсутствие мотивации познавательной деятельности; трудности с освоением программы и общением со сверстниками; низкий темп выполнения заданий; необходимость постоянной помощи взрослого; низкая самооценка; нарушения координации движений и др.». Можно выделить следующие направления деятельности, которые, по мнению педагогов, будут способствовать улучшению качества жизни ребенка: развитие индивидуальных способностей детей; регулирование межличностных отношений в детском сообществе; организация общения со взрослыми и сверстниками. 

Результаты анкетирования подростков с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дом детского творчества, показали, что дети хотят научиться «вести себя в разных ситуациях без помощи родителей»; «общаться с другими детьми»; «стать более уверенными в себе», «развить творческие способности», «узнать себя, попробовать себя, в том числе в будущей профессии» и др. Подростки отметили, что «больше хотели участвовать в различных праздниках, мероприятиях», «представлять свои работы на выставке, чтобы другие увидели и оценили», «необходим помощник, так как на занятиях не все получается» и др. Опрошенные стремятся принять участие в различных мероприятиях и конкурсах, выйти «за границы» дома детского творчества. В поведении родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии, выделяется ряд особенностей: неэмоциональный характер сотрудничества, неумение создавать ситуации совместной деятельности, недостаточная потребность в общении с ребенком, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, не учитываются индивидуальные особенности ребенка и др.

Результаты анкетирования позволяют выделить риски социализации: проблемы детско-родительских отношений, нарушение психического здоровья родителей, неэффективные методы воспитания, незнание возрастных и индивидуальных особенностей детей, отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения и др.

Будущему педагогу, организатору работу с молодежью, социальному педагогу важно знать, что собой представляет тот или иной возраст, чтобы в будущем работать с ним профессионально. Будущий специалист должен овладеть умениями выявления,  анализа проблем детей и молодежи, выработки путей их решения. Психолого-педагогическое содержание должно отражать существенные моменты профессиональной деятельности специалиста: формирование детской общности, работу с различными категориями детей (детей с особыми потребностями в развитии и т.д.), организацию различных форм партнерства, психологическое сопровождение процесса воспитания детей, привлечение родителей и др.

В профессиональной подготовке будущих организаторов работы с молодежью, педагогов на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого реализуется курс по выбору «Психологические основы работы с учащейся молодежью» [4]. Знание закономерностей развития человека на разных этапах онтогенеза входит в целевые, содержательные и организационные аспекты будущей профессиональной деятельности будущего специалиста. Дисциплина призвана сформировать у студента систему обобщенных знаний о субъективной реальности, вооружить его средствами понимания себя и других, познакомить с многообразием явлений внутреннего мира. По дисциплине осуществляются подготовка портфолио, разработка социально значимого проекта, дневника профессионального становления, представление результатов индивидуальной научно-исследовательской работы на студенческой конференции. Приведем примеры заданий по теме «Семья с "особым ребенком": психологическая, педагогическая, социальная помощь»: составление глоссария, написание теоретического минимума по теме, анализ возрастных особенностей проблемных детей, выстраивание стратегий помощи, разработка проекта классного часа, мастер-класса для детей и их родителей и др.  В рамках психолого-педагогического практикума по дисциплине зарекомендовали себя следующие формы работы: проектно-аналитические сессии, проектные мастерские, организационно-деятельностные, деловые игры, дискуссии, мастер-классы, мозговые штурмы, решение кейсов, тренинги и т.д. Интерес у студентов вызывает организация практикума на базе волонтерского центра вуза. Выделим основные задачи работы волонтеров с детьми с ограниченными возможностями в развитии: изменение отношения общества к детям-инвалидам, организация клубно-досуговой деятельности для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии, оказание адресной помощи и др. Школа волонтера включает теоретические и практические аспекты [2]. Теоретические занятия включают следующие темы:  понятие и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, технологии работы с детьми с особыми потребностями в развитии, современные модели психолого-педагогического и психолого-психотерапевтического сопровождения замещающих семей,  воспитательный потенциал современной замещающей семьи с детьми с особыми потребностями в развитии и др. В рамках практических занятий осуществляются анализ  проблем детей с ограниченными возможностями здоровья на основе анкетирования детей, родителей, специалистов психолого-педагогического профиля, составление практических рекомендаций семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями в развитии, выявление актуальных направлений психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и др. [3].

Выводы

Основными задачами психолого-педагогической поддержки являются: помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь в избавлении от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи и др. Их практическое внедрение будет способствовать: уменьшению количества отказов от приемных детей с особенностями развития, снижению рисков социальной дезадаптации приемных детей, повышению ценности ответственного родительства и родительской компетентности. Данные вопросы должны рассматриваться в процессе психолого-педагогической подготовки будущих специалистов.

Рецензенты:

Пазухина С.В., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;

Ежкова Н.С., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.