Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT AS MEANS FOR SUBJECTIVITY FORMATION IN MEDICAL STUDENTS IN SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

Korovina I.A. 1 Khabarova T.S. 1
1 Orenburg state medical university
The article deals with the mode of education content modernization – education commitment to innovative technologies that actualize internal motivation and personal and professional development of the students, promote transition to learning based on personal responsibility and the tendency to increase self-esteem. Technology of critical thinking development is interpreted as system of educational strategies and methods, involving students in self-educational activity. Technology of critical thinking development is associated with personal subjective experience, the ability to construct knowledge independently in self-educational activity, orientate in information environment and realize reflexive and evaluative analysis of own activity. This technology is a means of subjectivity formation which reflects the active, selective, responsible attitude to himself, to the activity and its results, and to the world.
educational technology
axiological orientations
self-educational activity
critical thinking
subjectivity
Глобальные преобразования в экономической и научно-технической сфере, вхождение России в мировое экономическое и образовательное пространство определяют объективную потребность в реформировании высшего профессионального образования в целом, и медицинского в частности. В современном обществе востребован профессионал, обладающий субъектной активностью, самостоятельностью, инициативностью, гибкостью мышления, способностями к непрерывному и продуктивному самообразованию. Практика высшего образования в настоящее время связана с процессами ценностно-смыслового отношения к деятельности и всем ее составляющим. Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к сохранению уникальности человека, его способности выбрать свой жизненный и профессиональный путь, усилению ориентаций на субъектный опыт, развитие творчества в сочетании с ценностной ответственностью за результат своих действий. Требование времени заключается в том, чтобы специалист умел критически оценивать изменяющиеся условия внешнего мира и самостоятельно преобразовывать свою деятельность согласно запросам общества и своим личностным убеждениям и планам.

Расширение миссии врача в современном мире, открытие новых способов лечения и диагностики, сочетание традиционности и инноваций в медико-профессиональной деятельности детерминируют востребованность субъектного опыта студента, его умения самостоятельно организовывать свою деятельность, осознавая степень ответственности за принятые решения.

Целями обучения в медицинском вузе как этапа профессионального становления студентов являются: адаптация будущего профессионала к требованиям системы образования, профессиональному образу мышления и действий; актуализация аксиологического потенциала студентов, ориентированного на ценности образовательной и предстоящей профессиональной деятельности; формирование готовности к продуктивной профессиональной деятельности в виде приобретенных общекультурных и профессиональных компетенций, к непрерывному самообразованию.

Значительно возрастает роль высшей медицинской школы  в формировании готовности студента к самообразовательной деятельности, ценностного отношения будущих специалистов к ней, в осознании особой значимости самообразовательной компетентности для непрерывного профессионально-личностного развития, которое подразумевает в большей степени субъектность, самоконтроль, активное самообучение. Самообразовательная деятельность, с учетом взглядов ведущих педагогов (А.К. Громцевой, В.А. Корвякова, Г.Н. Серикова, Е.А. Щуклина), определена нами как составляющая учебной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, организованностью, систематичностью, индивидуальной способностью студента быть стратегом в самообучении. Педагогические возможности самообразовательной деятельности как средства становления субъектности студента предполагают субъектную позицию личности по отношению к собственному развитию. Особое значение имеет наличие в структуре личности побуждений профессионального самосовершенствования, отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Речь идет о проблеме субъекта и становлении субъектности студентов медицинского вуза.

Необходимость внимания к субъекту в разных аспектах его взаимодействия с миром подчеркивалась в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, В.В. Знакова, А.Н. Леонтьева, Т.А. Ольховой, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Б.М. Теплова и других исследователей. Во всех концепциях речь идет о «самопроцессах», которые отражают активную субъектно-деятельностную позицию человека в мире: самоактуализация, самообразование, самоутверждение, самореализация, самооценка, саморегуляция, самодетерминация и субъектная активность в личностно-профессиональном плане. Мы понимаем под субъектностью студента медицинского вуза интегративную характеристику личности, в основе которой лежит его образовательная активность, выбор индивидуальной образовательной траектории, рефлексивность, высокая мотивация достижений и ценностное отношение к выбранной профессии, деятельности и ее результатам. Субъектность, раскрывающаяся в продуктивности самообразовательной деятельности, отражает индивидуальность, является важной характеристикой образовательной активности студента, позволяет выйти за пределы заданной деятельности и выработать перспективы дальнейшего саморазвития. Становление субъектности, направленное на интериоризацию внешней деятельности студента, определяет ценностно-смысловую самоорганизацию поведения.

На современном этапе развития общества ценностная составляющая медицинского образования и врачебной деятельности является основой профессиональной компетентности специалиста медицинского профиля. Обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента-медика; создание условий для овладения навыками проведения научных исследований и развития соответствующего стиля мышления; обеспечение овладения методологией нововведений в медицинской сфере, по мнению Т.Л. Бухариной, выступают основными целями инновационного образования [1]. Инновационное образование - это смена образовательной парадигмы, рождение новой педагогики, новых образовательных процессов и технологий. При этом инновационное образование совместно с аксиологическим подходом может стать системообразующим фактором, который призван наполнить смыслом и объединить в одно целое различные попытки по реформированию учебного процесса в высшей школе [3].

Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования диктуют необходимость применения инновационных образовательных технологий, сетевой формы обучения, а также  отмечают значимость способностей профессионалов к принятию ответственных самостоятельных решений. В современных условиях необходимо использовать такие инновационные технологии, которые способствовали бы развитию информационно-познавательной самостоятельности студентов, активизации их самообразовательной компетенции, при которых процесс усвоения знаний происходит полноценно при включении механизмов развития личности. Информационно-познавательная самостоятельность связана с изменениями представлений студентов о процессе обучения и своем месте в нем, с переходом от потребления информации к ее самостоятельному активному осмыслению [5].

Становление субъектности происходит в процессе самообразования и самоисследования личности, предполагает моделирование и прогнозирование личностью своих действий, ценностно-смысловой анализ собственной деятельности и ее результатов в определенных профессиональных ситуациях, развитие рефлексивных способностей осмысления себя и своих качеств в соотношении с предстоящей профессиональной деятельностью, что позволяет оценить себя как будущего специалиста на фоне деятельности других.

В связи с этим особое значение приобретает технология развития критического мышления, обеспечивающая качественное усвоение учебного материала и формирование необходимых профессиональных компетенций будущего врача. По определению И.О. Загашева, С.И. Заир-Бека, критическое мышление есть мышление оценочное и рефлексивное, являющееся главным условием развития интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание, которое приведет к технологическому прогрессу страны в целом [2].

Данная технология соответствует основным методологическим требованиям - критериям технологичности:

- концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую обоснование достижения образовательных целей);

- системность (наличие признаков системы: логика процесса, взаимосвязь частей, целостность);

- управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов);

- эффективность (оптимальность по затратам, гарантированность достижения определенного результата);

- воспроизводимость (возможность применения педагогической технологии в разных образовательных учреждениях).

Под технологией развития критического мышления мы понимаем систему учебных стратегий, методов и приемов, предполагающую участие студентов в различных видах самообразовательной деятельности. Данная технология, являясь средством становления субъектности студента, позволяет актуализировать его внутреннюю мотивацию и личностно-профессиональное развитие. Результат обучения оценивается качеством усвоения знаний и развитием способностей к дальнейшему самообразованию, к высказыванию субъектной позиции, оценки и суждения.

Студент с развитым критическим мышлением - это самоорганизующийся субъект образовательного процесса, способный к собственной образовательной деятельности, которая характеризуется: свободой выбора образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления; продуктивным взаимодействием преподавателя и студента, их взаимообогащением; рефлексией, осознанием и выработкой ее целей, смыслов; актуализацией проблемы личностных достижений, основанных на осознании своей уникальности, самоценности; креативным прогнозированием, ориентированным на выработку студентом осознанных планов, сценариев своей будущей профессиональной жизнедеятельности [4].

Одно из основных положений данной технологии - три фазы учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия. Организация работы на стадии вызова (процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения) предполагает создание мотивации к получению знаний, позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения темы. На стадии осмысления (реализации смысла) вводится и систематизируется новая информация, студенты учатся формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. На стадии рефлексии (размышления) закрепляются новые знания, меняется представление об изучаемом материале, определяется направление дальнейшего изучения темы. Такое построение самообразовательной деятельности помогает им целостно осмыслить новые знания, сформировать собственное отношение к изучаемому материалу [6].

Для медицинского вуза проблема развития критического стиля мышления у студентов требует особого внимания. Критичность ума крайне необходима во всех звеньях образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности врача, поскольку всюду требуется анализ, сравнение, обобщение и отрицание. Целью реализации технологии развития критического мышления в самообразовательном пространстве медицинского вуза является формирование собственного критичного взгляда на мир, развитие способности формулировать свое мнение в процессе поиска соответствующей информации; осмысленное и объективное оценивание качества этой информации; изменение своих взглядов при обнаружении нового и достоверного.

Методологическую основу технологии развития критического мышления составляют личностно-деятельностный и аксиологический подходы. Принципиально важна идея ценности личности и ее развития, процесса самопознания, саморазвития, самообразования и самовыражения, что позволяет использовать данную технологию в образовательной деятельности с субъект-субъектными, партнерскими взаимоотношениями между преподавателем и студентами, между студентами. Данная технология ориентирована не только на ответственность студента перед собой, но и перед другими участниками образовательного процесса.

Приемы развития критического мышления актуализируют самостоятельную поисковую активность студентов, превращают занятие в увлекательную игру, повышая мотивацию. Особое значение имеют навыки критического мышления в ситуациях выбора, когда студент должен осознанно принять решение.  Стратегии делают возможным постоянное повышение продуктивности образования, личной и профессиональной результативности каждого студента.

Приемы «Идеал», «Мозаика проблем», «Инсерт», «Дневники и бортовые журналы» формируют способность осуществлять рефлексивный анализ собственной деятельности, развивают умения формулировать проблему, определять оптимальную стратегию поиска информации и способа работы с ней. Использование данных приемов способствует обретению уверенности в поиске вариантов решения трудностей, формирует готовность к обсуждению различных вариантов решения проблемных ситуаций. Такие приемы, как «Верные и неверные утверждения», «Фишбон», позволяют структурировать и систематизировать знания, помогают рассмотреть проблемные ситуации с разных точек зрения, установить причинно-следственные связи. Прием «Зигзаг» развивает умение принимать решения как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы; умение сотрудничать с другими людьми, проявлять терпимость и внимательность к различным точкам зрения. «Чтение с остановками» способствует развитию творческих способностей, повышению коммуникативной компетенции, формирует способность к анализу, синтезу и обобщению информации, к осуществлению оценочных выводов. «Дерево предсказаний» помогает научиться строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели. Прием «6 шляп мышления» обогащает мышление и делает его всесторонним, позволяет избирательно рассмотреть проблемы с различных углов зрения. Данный прием обеспечивает самостоятельность и активность в совместной работе, развивает умение размышлять о своих чувствах и оценивать их.

Таким образом, становление субъектности студентов медицинского вуза предполагает актуализацию личностного отношения студента к будущей профессиональной деятельности, принятию им субъектной позиции, формированию профессионально значимых качеств, профессионального сознания и готовности к непрерывному самообразованию. Технология развития критического мышления, используемая в самообразовательной деятельности, выступает средством становления субъектности студентов медицинского вуза и позволяет:  ориентировать образовательный процесс на личностно-профессиональное развитие будущего врача с учетом его ценностных ориентаций, устремлений и возможностей;  увеличить долю субъектного творчества и свободного выбора вариантов поиска информации;  расширять границы самоисследования и самосовершенствования студента путем умения осуществлять рефлексивно-оценочный анализ самостоятельной образовательной деятельности.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;

Ольховая Т.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.