Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF THE SYSTEM LIFE STUDENTS, MARRIED AND UNMARRIED (ON THE EXAMPLE OF ORENBURG STATE UNIVERSITY)

Vishnyakov A.I. 1 Karymova O.S. 1
1 FGBOU VPO "The Orenburg state university"
The article gives a detailed analysis of the system life students in marriage and outside marriage, for example students of the Orenburg state University. The results is a piece of comprehensive research of the peculiarities of value orientations and of the system life of modern youth. Within this become the features of the system life of boys and girls, in marriage and outside of marriage. As instrumentation technique was applied to the study of the system life V. Y. Kotlyakov. The study involved 265 students. The study obtained the features of the system life of boys and girls in marriage and outside of marriage.
themeaningoflife
familyvalues

Студенчество – один из значимых этапов в жизни каждого человека. На данный возрастной период приходятся важные события становления человека: профессиональный выбор, выбор брачного партнера и так далее. Помимо биографически значимых событий, у молодых людей устанавливается система ценностей и жизненных смыслов.

В рамках нашего исследования были рассмотрены системы жизненных смыслов у студентов в браке и вне брака.

В нашем исследовании приняли участие 265 студентов. Из них 110 состоящих в браке – 57 девушек и 53 юноши. А так же 155 студентов, не состоящих в браке, из них – 85 девушек и 70 юношей. Всего 142 девушки и 123 юноши. Средний возраст 21 год.

В качестве инструментария была использована методика исследования системы жизненных смыслов В. Ю. Котлякова.

После обработки результатов мы получили следующие особенности системы жизненных смыслов по группам.

Рис. 1. Представленность категорий смысла жизни в группе замужних девушек и женатых юношей

В первую очередь следует отметить категории, которые доминируют в системе жизненных смыслов у студентов в браке. Во-первых, это семейные смыслы жизни у девушек, включающие в себя жизнь ради своей семьи и ради детей, а также помощь родным и близким. У юношей в браке доминирующей категорией тоже является – семейная, но среднее ее значение немного меньше, чем у девушек. Второе место у студентов в браке принадлежит категории экзистенциальных смыслов жизни, как у юношей, так и у девушек. Экзистенциальная категория смыслов жизни включает в себя: свободу, смыслы, «чтобы жить» и «чтобы любить».

Следующая категория, которая имеет средние значения меньше двух предыдущих – коммуникативная категория, правда, высокие результаты только у девушек. Данная категория включает в себя радость общения с другими, желание быть с близким человеком и чувствовать, что ты кому-то нужен. Следовательно, у студентов в браке доминирующее значение в системе жизненных смыслов имеют 3 категории: семейная, экзистенциальная и коммуникативная у девушек. Далее рассмотрим категории, которые достаточно представлены в системе жизненных смыслов студентов в браке. Здесь можно выделить четыре категории: коммуникативная, гедонистическая, статусная и категория самореализации.

Такие категории как: коммуникативная, статусная (успех, хорошая карьера, достойное положение в обществе) и категория самореализации (совершенствование, осуществление себя, реализация своих возможностей) в большей степени развиты у юношей, чем у девушек. Это связано с тем, что юноши в браке несут ответственность за свою семью и им необходимо обеспечить их материально, поэтому юноши стремятся к развитию в профессиональной деятельности.

А также для юношей в браке важно быть рядом с близким человеком, чувствовать нужность кому-то и радоваться общению с другими. Гедонистическая категория, которая включает в себя: получение удовольствия, желание испытывать счастье и получать как можно больше ощущений и переживаний, в большей степени выражена у девушек, чем у юношей.

Категории, которые достаточно представлены в системе жизненных смыслов студентов в браке – это коммуникативная, статусная, гедонистическая и категория самореализации.

Теперь рассмотрим категории, которые слабо представлены в системе жизненных смыслов студентов в браке.

Во-первых, это когнитивная категория, которая включает желание понять самого себя, жизнь и познавать Бога.

Данная категория очень слабо развита как у юношей, так и у девушек. Когнитивную категорию мы связываем с общей картиной мира человека, с его собственным мировоззрением. Из этого следует, что такие мировоззренческие понятия как: «что есть Я», «что есть жизнь» следует развивать у студентов, так как является несформированной в системе жизненных смыслов наших респондентов, состоящих в браке.

Во-вторых, слабой является категория альтруистических смыслов жизни как у юношей, так и у девушек. Данная категория включает в себя: помощь другим людям, доброту и желание улучшить мир.

Это связано с тем, что для студентов, состоящих в браке, приоритетным является их собственная личность, а также их молодая семья. Все остальное как бы отходит на второй план.

Теперь рассмотрим представленность категорий смысла жизни у студентов вне брака.

Рис. 2 . Представленность категорий смысла жизни в группе незамужних девушек и неженатых юношей

В первую очередь, отметим те категории смыслов жизни, которые имеют доминирующее значение. Самой доминирующей категорией является категория самореализации у незамужних девушек. Следовательно, девушки, не состоящие в браке, в первую очередь стремятся к самосовершенствованию, к реализации всех своих возможностей. Семейная категория жизненных смыслов имеет доминирующее значение у юношей. Так как они не состоят в браке, а семейная категория наиболее выражена, значит, юноши направлены на то, чтобы жить ради своих родных и близких, помогать им. А также для них важно передать все лучшее своим детям, что, по нашему мнению, связано с инстинктивным стремлением мужчин к продолжению рода. А желание юношей помогать родным и близким подтверждает потребность быть значимым для других, и это придает им смысл жизни.

Следующая доминирующая категория у студентов вне брака – экзистенциальная у девушек. Она включает в себя свободу и такие определения как: жить для того, «чтобы жить» и «чтобы любить». Кроме реализации себя, для незамужних девушек имеет большое значение сам процесс жизни («жить ради самой жизни»), то есть у них как бы нет ярко выраженных смыслов. Скорее всего, они не осознают тех смыслов, ради которых живут.

Далее рассмотрим категории жизненных смыслов, которые представлены в достаточной мере у студентов вне брака.

Категория коммуникативных смыслов и у юношей и у девушек максимально выражена в достаточной степени в их системе жизненных смыслов. Для студентов вне брака важно быть с близким человеком, радоваться общению с другими и чувствовать себя кому-то нужными.

У юношей достаточно выражены следующие категории жизненных смыслов: альтруистическая, экзистенциальная, гедонистическая и категория самореализации. А у девушек достаточную выраженность имеют статусные и семейные категории.

Самая слабая выраженность среди студентов вне брака прослеживается в когнитивной категории жизненных смыслов у юношей.

Сложность у юношей, не состоящих в браке, составляет мировоззренческая сторона жизни. Им трудно понимать самих себя и свою жизнь. Возможно, это связано с их сопротивлением тем философским мыслям, которые у них возникают. Юноши не готовы осознавать себя и свою жизнь в целом.

Также слабо выражена альтруистическая категория жизненных смыслов у незамужних девушек.

Исходя из результатов других методик, у девушек высокие показатели по эгоцентрическим смыслам жизни, то есть они, в большей степени, направлены на себя, на свою жизнь. Альтруистическая категория включает в себя: помощь другим людям, доброту к ним и улучшение мира.

Значит, доминирующими категориями жизненных смыслов у студентов вне брака являются: категория самореализации у юношей, семейная у юношей и экзистенциальная у девушек. А слабовыраженными являются: когнитивная категория у юношей и альтруистическая у девушек.

Исходя из результатов применения U-критерия Мана-Уитни, были выделены следующие значимые различия. Во-первых, значимые различия в переменных по таким категориям жизненных смыслов как: самореализация (U=345,0 при p≤0,001), семейные (U=652,0 при p≤0,001) и когнитивные смыслы жизни (U=436,0 при p≤0,001).

По категории самореализации у студентов, состоящих в браке, показатель выше, чем у тех, кто в браке не состоит. По этому поводу возникает два предположения. Во-первых, это может быть связано с тем, что вступление в брак мотивирует и побуждает к деятельности и соответственно к собственному развитию, так как повышается степень ответственности за семью. А во-вторых, семья занимает все свободное время у людей и тем самым повышается ценность самосовершенствования и реализации своих возможностей.

По категории семейных смыслов у студентов, не состоящих в браке, показатель значительно выше, чем у людей в браке. Это может быть связано с тем, что у студентов, вступивших в брак, семейные смыслы заменяются другими, новыми смыслами, например, любить или реализовывать все свои возможности.

А по когнитивной категории жизненных смыслов у студентов, состоящих в браке, результат значительно выше, чем у студентов вне брака. Это мы связываем с тем, вступление в брак – это серьезный шаг, который делает студентов более самостоятельной, повышает степень их осознанности. И тем самым, замужние и женатые студенты становятся более зрелыми, а их мысли становятся более глубокими. Они в большей степени склонны размышлять о жизни и о себе самом.

Во-вторых, наблюдаются значимые различия в переменных по тем же категориям жизненных смыслов между группами юношей и девушек. В категории самореализации – у юношей показатель выше, чем у девушек. В категории семейных смыслов у девушек показатель значимо выше, чем у юношей, а в когнитивной категории – у юношей показатель выше, чем у девушек.

По категории самореализации можно сделать следующий вывод: у девушек заключение брака резко повышает самореализацию как жизненный смысл, а у юношей при вступлении в брак показатели категории самореализации не изменяются. Возможно, девушки в браке реализуют себя в роли жены и матери, либо, найдя брачного партнера и, определившись в семье, у них появляется возможность самосовершенствоваться и в других сферах жизни.

Наблюдается семейная ценность для исследуемых студентов.

Вывод может состоять в том, что вступление в брак заметно понижает семейные смыслы у девушек, почти в два раза. Значимость категории семейных смыслов гораздо заметнее понижается у девушек, чем у юношей. Это может быть связано с тем, что у девушек до вступления в брак были одни представления и ожидания от замужества, а после вступления в брак эти представления разрушились, и возникло разочарование. Юноши по своей природе более рациональные и относятся к браку намного серьезнее. У юношей отсутствует зачастую фантазийная мысль о сущности брака.

Таким образом, существуют различия в системе жизненных смыслов у юношей и девушек, состоящих в браке и вне брака.

Рецензенты:

Кирьякова А. В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;

Зубова Л. В., д.псх.н., заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.