Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL ASPECTS OF VOLUNTEER ACTIVITIES IN EDUCATION

Zaynulabidov B.M. 1
1 FGBOU VPO «Dagestan State Pedagogical University»
The article was carried out theoretical and methodological analysis of educational potential of volunteering in the educational institutions. We were considered main directions of volunteer technologies in civil and moral education of high school students. One of the pedagogical conditions of increase of efficiency of educational process is the involvement of students in secondary and high school students in social practice and volunteering: to support students with disabilities and other groups at risk, participation in the organization of work with young people, providing school government. The implementation of voluntary practices in the education system is coordinated by the school service of psycho-pedagogical and social support (educational psychologist, social teacher, class teachers) under the leadership of the administration.
volunteering
high school students
moral education
patriotic education
Добровольчество в последние годы становится одной из наиболее эффективных социальных технологий в образовании. В ряде психолого-педагогических работ отмечается роль добровольческой деятельности в достижении высокой результативности образовательных траекторий, разрабатываемых в современных российских условиях: в психолого-педагогическом сопровождении школьников с посттравматическими стрессовыми расстройствами [8], профилактике школьного насилия [10], в инклюзивном образовании [9], миротворческом и патриотическом воспитании молодежи [11, 12], в педагогической профилактике зависимого поведения учащихся [2]. Однако исследований воспитательного потенциала добровольческих технологий сравнительно немного, что обусловило интерес автора к проведению теоретико-методологического анализа поставленной проблемы.

Цель исследования

Выявить воспитательный потенциал добровольческих технологий в  образовательной деятельности.

Материал и методы исследования: теоретико-методологический анализ, изучение литературных источников.

Результаты исследования и их обсуждение

В последние годы отмечаются рост интереса государства к проблемам реализации молодежной политики, совершенствования воспитательного процесса в общеобразовательной школе, обращение образовательной системы к ценностям духовно-нравственного воспитания учащихся. В нормативно-правовом плане это находит отражение в таких документах, как Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г., Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 г., Национальная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и др.

В документах, регламентирующих молодежную политику государства, определенный акцент сделан на вовлечение молодежи в добровольческую деятельность и социальную практику. С этой целью во всех федеральных округах проводятся всероссийские и региональные молодежные форумы, силами региональных исполнительных органов власти в области молодежной политики реализуются образовательные площадки по обучению добровольческим практикам, на базе вузов действуют волонтерские штабы студенческой молодежи.

Многие мероприятия международного и всероссийского уровня (Олимпиада в Сочи, празднование 2000-летия Дербента и др.) были успешно реализованы еще и потому, что в их проведении участвовали молодые добровольцы-волонтеры. Несмотря на значительный рост добровольческого движения в России, школы вовлечены в этот процесс весьма незначительно, методологическая база такой деятельности силами учащихся общеобразовательных школ практически не разработана, что обусловливает наш интерес к теоретическим аспектам проблемы выявления воспитательного потенциала добровольчества для старшеклассников.

В ряде исследований добровольческая помощь старшеклассников психолого-педагогическому коллективу образовательной организации упоминается в контексте решения разнообразных проблем, оказавшихся в фокусе внимания школьной службы медико-психологического и социально-педагогического сопровождения (при поддержке детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами, с зависимым поведением и пострадавших в результате школьного насилия [2, 8, 10], а также в системе реализации инклюзивного образования [9]. Однако в этих исследованиях практически не рассматривались изменения, происходящие в сознании и поведении самих школьников-добровольцев.

Можно отметить лишь небольшое количество педагогических работ, направленных на привлечение школьников к волонтерской деятельности [3, 14, 15].

В исследовании О.В. Митрохиной (2004) отмечается, что учащиеся подросткового возраста являются наиболее перспективной категорией добровольцев для работы в среде сверстников по профилактике безнадзорности. Однако, по мнению автора, необходимо сформировать у них интерес к такой деятельности и вооружить их специальными знаниями. Ведущая роль в этом принадлежит социальному педагогу школы.

В работе Н.В. Попович (2009) отмечается, что вовлечение детей старшего подросткового возраста в социальную практику и деятельность детских общественных объединений является эффективным фактором педагогического влияния на школьников, что выражается качеством сформированности гражданской позиции, характером включенности в жизнь общества, закреплением социально-позитивного поведения.

В исследовании Т.А. Садчиковой (2009) выработаны критерии и показатели эффективности добровольческой деятельности в формировании гражданской ответственности старшеклассников: сформированность мотивации, социальная ориентированность, эмоциональная отзывчивость, развитие самоконтроля, социальная активность. При этом педагогическими условиями вовлечения учащихся в добровольчество выступают: специализированная психолого-педагогическая подготовка, партнерское взаимодействие педагогов и школьников, формирование волонтерских отрядов, осознание учащимися своей роли в добровольческом движении.

Приведенные выше исследования свидетельствуют о том, что добровольческая деятельность учащихся позитивно влияет на развитие их социальных качеств и способствует успешной социализации и становлению гражданской позиции. Это позволило нам прийти к выводу о необходимости более тщательного теоретико-практического анализа феномена школьного добровольчества, изучения его воспитательного потенциала и специфики его влияния на поведение и социально-психологические характеристики школьников-добровольцев.

С этой целью нами была разработана модель вовлечения учащихся старших классов общеобразовательной школы в социальную практику на основе использования добровольческих технологий, частично описанная в наших исследованиях [1]. Модель включает в себя: цель, задачи, принципы, направления деятельности, критерии оценки, показатели вовлеченности в добровольческую практику.

Согласно предлагаемой нами модели основными направлениями добровольческой деятельности старшеклассников являются:

1) воспитание патриотизма, дружбы народов и гражданственности;

2) первичная психосоциальная поддержка населения различных групп риска;

3) профилактика девиантного поведения несовершеннолетних:

4) создание условий для саморазвития и самообразования учащейся молодежи;

5) развитие социальных и предпрофессиональных компетенций старшеклассников;

6) волонтерское сопровождение региональных и республиканских культурно-массовых и спортивных мероприятий;

7) поддержка деятельности ресурсных центров инклюзивного образования и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

8) реализация программ помощи ветеранам и лицам пожилого возраста.

В настоящее время нами осуществляется апробация указанной модели на базе Движения добровольцев Дагестана в городских и сельских школах республики.

Заключение

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Вовлечение старшеклассников в добровольческую деятельность является эффективным механизмом роста гражданского самосознания школьников и их социальной активности.

2. В числе основных направлений добровольческой деятельности учащихся старшего школьного возраста могут выступать: волонтерское сопровождение культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведение в школе с учащимися начальных классов тренингов по формированию межнационального общения и гармонизации межкультурного диалога, поддержка инклюзивного образования и помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, реализация программ помощи ветеранам и лицам пожилого возраста.

3. Результаты апробации модели вовлечения школьников в социальную практику позволят оценить влияние добровольческих технологий на социальную активность, специфику поведения и социально-психологические характеристики старшеклассников.

Рецензенты:

Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала;

Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.