Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

JUSTIFICATION OF THE CRITERIA OF EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY SCHOOL OF HIGHER EDUCATION

Lazukin V.F. 1 Baklanov I.O. 2
1 Air force academy n. a. professor N.E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin
2 Voronezh branch of Moscow institute of economy and humanitarian sciences
The paper deals with justification of the criteria of efficiency of the educational process in military school of higher education. Each criterion is presented with a set of indicators. The system approach to the estimate of efficiency of the educational process in military school of higher education is based on the following criteria: the quality criterion of the content of the educational process, the criterion of educational technologies. The system of the assessment criteria of educational technologies helps to characterize not only quantitative, but also qualitative parameters of training in military school of higher education. The paper considers a pressing problem of the estimate of efficiency of the educational process. The considered estimate is to justify the global criteria resulting from the main tasks of military school of higher education. The structural analytic model of education of officers is developed, its analysis is conducted, conclusions are made and advice is given at the stage of justification of the criteria.
military school of higher education
efficiency of the educational process
assessment of educational technologies
military student
officer

Эффективность образовательного процесса предполагает количественную оценку на основании критериев, результатов, которых добиваются преподаватели и курсанты в ходе его реализации в высшем военно-учебном заведении (ввузе).

Интегральным конечным результатом следует, очевидно, считать образованность курсанта. Такой подход поддерживается целым рядом отечественных ученых, которые отмечают, что образованность формируется на основе обученности личности. По их мнению, образованность - свойство личности, выражающееся в стремлении к самосовершенствованию (самопознанию, самоопределению и самореализации) [4].

При этом можно выделить следующие критерии образованности обучающегося: 1) личностно-смысловое его отношение к изучаемому учебному материалу и процессу собственной учебной деятельности; 2) самостоятельно выработанные им способы учебной работы (интеллектуальные, информационные, исследовательские и др.), в которых представлены усвоенные в образовательном процессе способы проработки учебного материала и результаты накопления собственного опыта; 3) владение метазнаниями (знаниями о приёмах и средствах усвоения учебного материала, переработка информации, данной в словесной, знаково-символической и графической формах); 4) владение логикой предметного знания.

Каждый из названных критериев может быть представлен совокупностью показателей. Однако используемые показатели зачастую не отражают структуру этого критерия. Речь идет о качестве предметных знаний курсантов.

Отмеченные конечные результаты представляют собой всего лишь необходимый минимум результатов, на основе анализа которых можно судить об эффективности образовательной системы.

Оценка эффективности образовательного процесса может быть выполнена на основании следующих критериев: критерий качества содержания образовательного процесса; критерий образовательных технологий.

Критерий качества содержания образовательного процесса может быть представлен целым рядом показателей, которые в свою очередь группируются по уровням представления содержания образования. В качестве таких уровней принимаются:]: инвариантный, вариативный  и личностный [5, 6].

Инвариантный уровень содержания образования характеризуется фундаментальностью образования, его интегративностью, концептуальностью и деятельностным характером.

Для второго - вариативного уровня имеют место такие показатели, как вариативность, непрерывность содержания.

Личностный уровень содержания образования - включенность субъективного опыта курсантов в содержание образовательного процесса; согласованность субъектного опыта курсантов с нормативно задаваемым военным и общественным опытом.

В оценке эффективности образовательного процесса важную роль играет оценка качества условий протекания данного процесса, среди которых ведущее место занимают управленческие условия. Оценка эффективности в данном случае предполагает отслеживание конечных результатов управления, а также выявление эффективности видов управлен­ческой деятельности: мотивационно-целевой, информационно-аналитической, планово-прог­ностической, организационно-исполнительской, контрольно-регулировочной и оценочно-результативной.

Кроме того, оценке должны подвергаться кадровые условия, научно-методические, психологические условия и др.

Критерий качества образовательных технологий может быть представлен системой критериев, которая позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения в высшей военной школе.

Система критериев оценки образовательных технологий представлена на рис. 1, из которой следует, что интегральный критерий оценки образовательных технологий подразделяется на три группы критериев: критерии оценки на этапе проектирования технологий обучения; критерии оценки технологий обучения на этапе функционирования; критерии эффективности результатов обучения.

Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную образовательную технологию не только на этапе оценок результатов, но и на этапах её проектирования.

В целом оценить эффективность образовательного процесса, учитывая всю совокупность приведенных выше частных критериев и обеспечивающих их показателей (параметров) сложно и трудоемко, но возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа.

Однако оценка эффективности образовательного процесса военного вуза является актуальной проблемой, заключающейся в обосновании глобальных критериев, вытекающих из главных задач высшего военно-учебного заведения, которыми являются [2, 3]:

  • подготовка и переподготовка для Вооруженных Сил офицеров - квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации;
  • профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров, в том числе руководящего и научно-педагогического состава вузов;
  • организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности страны и совершенствования профессионального образования военнослужащих, удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования,
  • повышения квалификации в соответствующей области военно-профессиональной деятельности;
  • организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в высшие военно-учебные заведения.

Рис. 1. Система критериев оценки образовательных технологий

При этом напрямую относится к образовательному процессу и является доминантной задачей военного вуза - это подготовка для Вооруженных Сил офицеров - квалифициро­ванных специалистов с высшим профессиональным образованием, а также обеспечивающая не только в количественном, но и в качественном отношении данную задачу - это организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в военно-учебное заведение. Поэтому по данным направлениям деятельности военного вуза, по нашему мнению, целесообразно обосновывать критерии эффективности его образовательного процесса [1].

На первом этапе обоснования глобальных критериев эффективности образовательного процесса военно-учебного заведения была разработана структурно-аналитическая модель подготовки офицеров в военном вузе (рис. 2), на основании анализа которой сделаны следующие выводы:

1. Эффективность организации и проведения работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в военные вузы должна оцениваться количественными и качественными показателями прибывших для поступления в военно-учебное заведение кандидатов (Nk), которые в свою очередь подразделяются на кандидатов из числа военнослужащих (Nk') и кандидатов из числа гражданской молодежи (Nk''). Эффективность данного вида работы предлагаем оценивать по количественному показателю-критерию конкурса (Кk); по качественному показателю-дифферинциальным критериям качества кандидатов (Кдиф.к) и  интегральному критерию качества кандидата (Кинт.k). При этом, по нашему мнению, с учетом многолетнего опыта организации и проведения данной работы, о ее эффективности целесообразно говорить тогда, когда конкурс составляет не менее 1,5 кандидата на одно место.

2. В результате проведенного профессионального отбора кандидатов для зачисления в военный вуз курсантами составило (Nkyp1), что по количеству соответствует наборной директиве с превышением на количество поступающих студентов, планируемых для перевода на 2 или 3 курс обучения после общевойсковой подготовки. Не прошедшие профессиональный отбор откомандировываются в воинские части и военные коммисариаты. При этом, количество курсантов, набранных на первый курс, на 10% превышает кадровый заказ МО РФ на офицеров-выпускников данного военного вуза с учетом возможного их отчисления за полный период обучения (5 лет).

  

Nk- общее количество кандидатов для зачисления в ввуз курсантами;

Nk' -  количество кандидатов из числа военнослужащих;

Nk'' - количество кандидатов из числа гражданской  молодежи;

 - количество кандидатов, не прошедших профессиональный отбор из числа гражданской молодежи;

Nкур1 - количество курсантов в начале 1-го курса;

Nкур2, Nкур3,  Nкур4, Nкур5 - соответственно переведенных на 2,3,4,5 курс;

Nоф - количество офицеров выпускников ввуза.

 - количество курсантов 1-го курса, отчисленных из ввуза из числа поступивших военнослужащих;

- количество курсантов 1-го курса, отчисленных из ввуза из числа поступившей гражданской молодежи;

Nвi - количество курсантов, переведенных на i-й курс других вузов (i=2-5);

Nотi - количество курсантов, отчисленных из в ввуза на i-том курсе (i=2-5);

Nпi - количество курсантов, переведенных на i-й курс других вузов (i=2-3);

Nстi - количество курсантов 1-го курса из студентов, переведенных на  i-й курс (i=2-3)

Рис. 2. Структурно-аналитическая модель подготовки офицеров в ввузе3.

Количество отчисленных курсантов за весь период обучения (Nот) складывается из отчисленных курсантов с i-того курса (i=1-5) за вычетом восстановленных курсантов на i-тый курс (Nвi) при i=2-5, переведенных из других военных вузов на i-тый курс (Nni) при i=2-3 и количества студентов вузов, поступивших на первый курс сверх директивы набора с последующим переводом послеобщевойсковой подготовки на i-тый курс (Nстi) при i=2-3. При этом курсанты, отчисленные с 1-го курса, являются безвозвратно потерянными, так как не имеют права на восстановление.

4. Дискретно по курсам обучения эффективность образовательного процесса может быть оценена по количественному показателю - критерию отчисления (Кот) и качественным показателям - дифференциальному и интегральному критериям качества обучения (Кдиф.о и Кинт.о.). При этом критерий отчисления должен, как правило, по курсам обучения быть ориентировочно 2%, а за весь период обучения - 10%.

5. В целом, эффективность образовательного процесса военного вуза целесообразно оценивать количественным показателем - критерием выполнения кадрового заказа (Ккадр) и качественными показателями - дифференциальным и интегральным критериями качества подготовки офицеров (Кдиф.п и Кинт.п.).

6. В качестве дополнительного показателя эффективности организации и проведения работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовки ее к поступлению в военный вуз может быть использован критерий престижа военного вуза (Кпр), представляющий собой произведение критерия конкурса (Кк) и критерия относительного проходного балла (Кб). Чем выше данный критерий (Кпр), тем выше конкурс и проходной балл для поступления в данное военно-учебное заведение.

Кроме того, по нашему мнению, может применяться и критерий военно-профес­сио­нальной мотивации к обучению (Км), характеризующей на этапе поступления в военный вуз долю кандидатов, повторно поступающих из не прошедших ранее профессиональный отбор, а на этапе обучения - долю курсантов, восстановленных в военный вуз из ранее отчисленных. Данные вспомогательные критерии характеризуют, хотя и косвенно, престиж конкретного военного вуза по отношению к другим военно-учебным заведениям, а также в определенной степени военно-профессиональную мотивацию курсантов к обучению в данном военном вузе.

Указанные критерии эффективности образовательного процесса ввуза позволяют оценить в количественном и качественном плане не только обучающихся курсантов и выпускников ввуза, но также период организации и проведения работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и, сопоставляя предложенные критерии, в динамике проследить выполнение главных задач ввузом. Обеспечивают оперативное реагирование и корректировку образовательного процесса и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи с целью повышения их эффективности.

После выпуска из ввуза служба офицеров оценивается, по отзывам на выпускников из войск по их военно-профессиональной подготовленности к выполнению служебных обязанностей по должностному предназначению, а также по количеству уволенных офицеров-выпускников из рядов Вооруженных Сил РФ по невыполнению условий контракта.

Рецензенты:

Селезнев Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин и иностранных языков, Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института, г. Воронеж;

Гладких В.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.