Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE SOCIALIZATION OF STUDENTS IN PRIMARY GENERAL EDUCATION UNDER FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Parfenova T.A. 1
1 Regional state state-owned educational institution «School for students with disabilities №23»
The analysis of the federal state educational standard of primary education methodological basis, which is a system-activity approach, aimed at personal development of students. The results of the development programs of primary education through the personal, substantive and metasubject results. Elementary School plays a crucial role in the general system of education, laying the foundations for further development of the personality and provides a holistic development of the child, his socialization. Analysis of psychological and educational literature allowed to define the concept of "socialization" as the process of entering students in the social environment, which results in the absorption of a certain system of knowledge, social norms, behavior patterns corresponding to the implementation of certain social roles, introduction to the spiritual, moral and cultural values, allowing it to function as a full member of society. As a result of this work have been identified components of readiness for social and domestic orientation of students in the conditions of primary education, which are intertwined with the components of socialization. Discussion of selected components has allowed to suggest that the success of the socialization of students in the initial general education affect the efficiency of formation of readiness for social and domestic orientation.
commitment to community and consumer orientation.
socialization
metapredmet
Federal state educational standard of primary education

Современное состояние российского образования характеризуется развитием в условиях новой системы ценностей общества, социально-экономических изменений, внедрением федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, выдвигающего новые социальные требования, как к системе школьного обучения, так и к структуре и условиям реализации основной образовательной программы (ООП). Так как начальное общее образование закладывает основы дальнейшего развития личности, играет исключительно важную роль в общей системе образования и обеспечивает целостное развитие ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование общей культуры, основной задачей федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) является обеспечение качественного начального образования.

Происходящие в обществе изменения выдвигают новые требования к личности современного выпускника начальной школы, поэтому актуальность вопросов социализации обучающихся в начальном общем образовании не вызывает сомнения и оказывается вполне обоснованной.

Материал исследования. В основе разработки ФГОС НОО лежит представление об образовании как институте социализации личности и трактуется в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» как «... совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [20]. ФГОС НОО предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода, основоположником которого является А. Г. Асмолов. Данный подход представляет собой синтез двух психологических концепций понимания человека и личности: системного (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) и деятельностного (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Представители первого подхода за единицу анализа мира психических явлений человека принимали его предметную деятельность, представители второго - рассматривали психологию как «науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в деятельности человека» (единство психики и деятельности) [1].

ФГОС НОО содержит две основные группы требований к условиям и результату реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе, касающиеся:

- личности обучаемых: в соответствии с ФГОС НОО системно-деятельностный подход должен обеспечить «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики» [19, с. 4], т.е. человека, способного активно социализироваться в условиях многонационального современного информационного общества, иметь активную гражданскую позицию, способствовать диалогу культур в мире тотальной глобализации;

- содержания, организации и результата образования: в стандарте рассматриваются не только образовательные, но и социальные результаты обучения ребёнка в школе, т.е. школа позиционируется в качестве площадки по формированию, прежде всего, социально активных граждан, направленных на достижение «социально значимых результатов». В качестве основного содержания образования рассматриваются «знания, умения, компетенции, виды и способы действия» [19, с. 5], а результат - создание основы для их самостоятельного усвоения [19, с. 5].

Результаты освоения основной программы начального общего образования затрагивают три сферы: личностную, предметную и метапредметную. В качестве основных личностных результатов стандарт предлагает рассматривать «готовность и способность обучаемых к саморазвитию; сформированность мотивации к познанию и обучению; сформированность основ гражданской позиции» [19, с. 5]. Таким образом, основная направленность личностного результата образования - формирование гражданина, члена общества, способного к саморазвитию.

Общие требования к предметному результату, содержащиеся в стандарте, также носят инновационный характер: результатом обучения конкретным предметам должен стать, прежде всего, опыт деятельности по получению новых знаний по предмету, а также способность к их преобразованию и применению [19, с. 6]. Таким образом, предметные результаты углубляют и расширяют содержание стандарта - заложить у ребёнка основы для дальнейшего самообразования и реализации основного принципа современного образования - «образование в течение жизни».

Стандарт включает и совершенно новый компонент результата образования - метапредметный, под которым можно понимать то, что И. Я. Кузьминов называет «компетентность к обновлению компетенций» [2]. В основе метапредметов лежат идеи А. В. Хуторского о том, что «метапредмет - это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними» [21]. Метапредметный результат образования должен позволить детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, что в свою очередь позволит постоянно сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий.

Формулировка требований к результатам образования через единство трех компонентов (личностный, предметный и метапредметный) позволяет реализовать такие характеристики образовательного процесса, как «стандартизация образования» и «вариативность образования» [2]. Стандартизация образования обеспечивает достижение всеми обучаемыми минимально необходимого уровня общего образования, в то время как вариативность образования служит для «расширения возможностей развития личности при решении жизненных задач», способствует развитию творческого потенциала личности, учит ребенка успешно социализироваться в условиях постоянного «информационного стресса» [2].

Для обеспечения вариативности обучения в условиях начального общего образования Законом об образовании образовательным учреждениям дано право построения образовательного процесса на основе симбиоза различных существующих на данный момент образовательных программ, анализ которых показал, что каждая из них, следуя требованиям ФГОС НОО рассматривает вопросы развития личности обучающихся, создаёт базу для усвоения ими социального опыта и их успешной социализации.

А. В. Мудрик под социализацией понимает развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию в том обществе, к которому он принадлежит. Давая характеристику сущности социализации учёный приходит к выводу, что «в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе» [12, c. 9]. Польский социолог Я. Щепаньский характеризует социализацию как влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей [22]. В Российской педагогической энциклопедии социализация определяется как «развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества» [17, с. 359].

По мнению Л. В. Мардахаева, социализация представляет собой процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности [11]. Как процесс, социализация означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптацию к ней, с учётом индивидуальных особенностей; как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности; как проявление - выступает с позиций социальной реакции человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений; как результат, социализация является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом [11].

В контексте нашего исследования социализацию обучающихся начального общего образования мы будем рассматривать как процесс вхождения обучающихся в социальную среду, в результате которого происходит усвоение определенной системы знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих выполнению определенных социальных ролей, приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям, позволяющим ему функционировать как полноправному члену общества.

Ряд исследователей (В. А. Беликов, Б. П. Битинас, Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, Л. В. Ковинько, С. Н. Гавров, Т. В. Ефимова и др.) выделяет следующие компоненты социализации обучающихся в начальном общем образовании:

- когнитивный компонент связан с формированием у ребёнка целостной картины мира, приобретением знаний и умений социальных отношений для функционирования в социуме;

- мотивационно-ценностный компонент характеризуется сформированностью ценностных представлений, умением делать нравственный выбор, способностью определить мотив поведения, наличием относительно целостной «Я-концепции»;

- деятельностно-творческий компонент определён творческим подходом к деятельности, наличием навыков распределения и организации деятельности, адекватной оценкой собственной деятельности и деятельности сверстников, характером совместной деятельности [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Таким образом, процесс социализации обучающихся в условиях начального общего образования, с точкой зрения В. С. Ильина, Д. Р. Пташко, С. А. Расчетиной, В. А. Сластенина, представляет собой системное образование, ведущее к формированию компонентов социализации личности при обязательном включении в разнообразную деятельность, а также способствующее овладению обучающимися начальных классов новым содержанием образования, нацеленным на формирование и развитие социальных качеств каждого ученика [10, 15, 16, 18].

С нашей точки зрения, данным социальным качеством может выступать готовность к социально-бытовой ориентации, как действенное (активное) свойство личности, мобилизованность сил для актуализации знаний и умений, опыта практической деятельности с целью выполнения различных видов социально-бытовой деятельности [14]. Следует отметить, что выявленные в нашем исследовании компоненты готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в условиях начального общего образования переплетаются с компонентами социализации, выделенными исследователями (В. А. Беликов, Б. П. Битинас, Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, Л. В. Ковинько, С. Н. Гавров, Т. В. Ефимова и др.) и включают:

- личностный (ценностные ориентации; социальные ориентации; мотивационная направленность; качества, характеризующие свойства личности),

- когнитивный (знания о предметах и явлениях социума; знания о взаимодействии с окружающим миром; знания по социально-бытовой деятельности; нормативно-правовые и социокультурные знания),

- деятельностный (общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения) [13].

Это даёт нам право предположить, что на успешность социализации обучающихся в начальном общем образовании влияет эффективность формирования готовности к социально-бытовой ориентации.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ проведенного исследования свидетельствует, что проблема социализации обучающихся в начальном общем образовании является актуальной в современном мире. В ФГОС НОО содержится новая концепция системы образования, предполагающая существенное расширение понимания содержания образования, предпринята попытка корреляции содержания, организации и результатов образования с требованиями, предъявляемыми к образованию обществом, государством и экономикой, попытка организовать обучение таким образом, чтобы подготовить ребёнка к успешной социализации в условиях постоянного «информационного стресса».

Заключение. Начальное общее образование закладывает основы дальнейшего развития личности, создаёт базу для усвоения социального опыта обучающимися и ориентировано на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. Развитие личности зависит от меняющихся условий его взаимодействия с окружающим миром, с социумом. В системе конкретных общественных отношений социализация является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества.

Рецензенты:

Варданян Ю.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск;

Рябова Н.В., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск.