Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES THE FREE ECONOMIC ZONES IN THE COURSE "ECONOMIC AND SOCIAL GEOGRAPHY OF RUSSIA" IN HIGH SCHOOL

Pukhova A.G. 1 Tolkunova S.G. 2 Kosolapova O.A. 1
1 ”Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kuzma Minin"
2 "Moscow State Pedagogical University"
The authors of the study presented peculiarities of free economic zones in the course "Economic and social geography of Russia" at the university. The technique of studying the topic in a high school course. The study found that in the study of this topic is advisable to use a certain sequence and content of the presentation. The variety of existing definitions, objectives, assumptions, area classification requires their geographical expertise. It was revealed that the SEZ as a geographical category should, to a large extent, to integrate different features and criteria: territorial, economic, functional, typological. It was determined that the study of theoretical issues of creation and functioning of free economic zones is expedient to build a combination of territorial and functional approaches to the study of the theory within the concept of "function space". The authors concluded that the theory of "function space" allows a fruitful examination of the geographic diversity of approaches and aspects to the definition, objectives, assumptions and classifications SEZ. It captures a central place in this assay system of geographical method of analysis of this category and to determine the SEZ as a special territorial socio-economic system.
territorial socio-economic system.
a functional approach
territorial approach
scientific and technical mechanisms
social mechanisms
the theory of "function space" economic mechanisms
Free Economic Zone
Курс «Экономическая и социальная география России» является одной из важнейших дисциплин, изучаемых бакалаврами в области географии. Его изучение даёт студентам комплексные представления об основных закономерностях и специфике территориальной организации населения и хозяйства России, а также рассмотрение её районов с выделением основных проблем социально-экономического развития в современный период. Теоретические вопросы создания и функционирования свободных экономических зон (СЭЗ)  изучаются в разделе «Хозяйство России». При рассмотрении данной темы в ВУЗе целесообразны следующие последовательность и содержание изучения СЭЗ:

1) географическая экспертиза разнообразных подходов и аспектов к определению понятия «свободная экономическая зона»;

2) основные цели, механизмы и предпосылки создания СЭЗ;

3) различные научные подходы к классификации СЭЗ.

1. При изучении понятия «свободная экономическая зона» необходимо предложить студентам проанализировать литературу по данной проблеме с целью выявления различных подходов к определению понятия. В теоретических работах зарубежных и отечественных авторов [1; 2; 3] нет единых подходов к определению понятия «свободная экономическая зона». Возможные подходы и аспекты анализа СЭЗ многоплановы и сами по себе образуют сложную структурированную систему. В основе каждого из подходов лежат определённые признаки и критерии: территориальные, экономические, функциональные, типологические. Географические аспекты анализа СЭЗ не могут быть определены без учёта «багажа», накопленного всеми другими научными направлениями. Поэтому определение понятия СЭЗ как географической категории должно, в значительной мере, интегрировать различные подходы.

В наиболее развернутом виде термин «свободная экономическая зона» обоснован представителями экономической науки, но её экономические определения изначально несут определённые ограничения, вытекающие из существа подходов и представлений, определяемых предметом и методом экономической науки [1; 4].

Как показывает опыт изучения курса «Экономическая и социальная России», одним из наиболее важных условий, которые обеспечивают успешное усвоение студентами определений географических понятий, является четкое содержание формируемого понятия. Это предполагает установление существенных признаков формируемого понятия, которые могут быть усвоены обучающимися, с учетом их предшествующей подготовки и уровня развития их познавательной деятельности. Существенные признаки выделяются с таким расчетом, чтобы каждый из них был необходим, для формирования содержания определения географического понятия. При формировании представлений о понятии СЭЗ студенту следует уточнить, конкретизировать, а при обнаружении неправильных представлений – исправить их.

Для географической науки при определении понятия свободных экономических зон в качестве первостепенных выступают признаки территориального свойства. Территориальный подход в географических исследованиях СЭЗ, по нашему мнению, не в полной мере раскрывает сущность понятия, его сложность и многогранность. В данном случае игнорируется специфика СЭЗ как особых территориальных образований с определённым хозяйственно-правовым режимом.

Наиболее полно определить с географической точки зрения понятие «свободная экономическая зона» можно, взаимоувязав первичные свойства территориальности с понятием «функция места» (рисунок 1).

 

Рис.1. Факторы, определяющие «функцию места» [5]

Большая часть сугубо территориальных параметров СЭЗ (географическое положение, размеры и т.п.) задаётся не произвольно, а через призму предполагаемой «функции данного места» [5]. Таким образом, в рамках теории «функции места» свободная экономическая зона может быть определена как некоторая часть географического пространства, которая создаётся для реализации определённой функции деятельности общества и, следовательно, удовлетворяет (может удовлетворить) определённую потребность общества. При этом важно учитывать не только современную, но и потенциальную функцию места СЭЗ, а также то, что СЭЗ может нести множество функций.

Далее необходимо проанализировать различные аспекты изучения СЭЗ. Учитывая юридический аспект территориально-функционального подхода, СЭЗ можно определить как часть географической территории, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами таможенной территории страны, и не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению.

К правовым аспектам анализа СЭЗ тесно примыкают политические аспекты, которые  рассматривают зоны  как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений страны с зарубежными партнёрами.

При географическом анализе социально-экономических аспектов изучения СЭЗ на первый план выходит также географическая составляющая. Это проявляется в выделении под неё не любой, имеющейся в наличии, а специально и целенаправленно подобранной территории, максимально способствующей достижению с её помощью конкретных социально-экономических результатов.

Таким образом, исходя из многообразия подходов и аспектов изучения зон, именно теория «функция места» позволяет вести плодотворную географическую экспертизу определений понятия СЭЗ и определить ее как особую территориальную социально-экономическую систему.

2. Необходимо подчеркнуть, что создание свободных экономических зон позволяет любой стране ставить перед собой конкретные цели, которые могут быть различными. Одни государства пытаются решать с помощью зон проблемы конкретных регионов, связанные с реальной или ожидаемой безработицей, низким уровнем социально-экономического развития, защитой интересов отечественных производителей и потребителей. В других странах СЭЗ используются в качестве эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего исповедуются обе цели, так как, несмотря на их различия, очевидно, что они имеют много общего. В частности, для достижения обеих целей используются одни и те же механизмы: экономические, социальные и научно-технические. При изучении данных механизмов студентам можно предложить  следующее задание.

Задание 1. Используя литературу и Интернет-ресурсы, выявить экономические, социальные и научно-технические механизмы, используемые для формирования целей в создании СЭЗ.

Определение целей создания СЭЗ в свою очередь требует анализа предпосылок, играющих связующую роль между условиями и факторами их формирования. Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что набор предпосылок создания СЭЗ, так же достаточно стандартен, как и перечень целей их создания. Весь набор предпосылок можно подразделить на две большие группы: предпосылки общего характера и предпосылки регионального характера. В ходе изучения предпосылок формирования СЭЗ студентам предлагается следующее задание.

Задание 2. Используя дополнительную литературу и Интернет-ресурсы, необходимо заполнить таблицу 1 «Предпосылки формирования СЭЗ».

Таблица 1

Предпосылки формирования СЭЗ

Предпосылки общего характера

Предпосылки регионального характера

 

 

На основании данных таблицы необходимо сделать выводы.

3. В практике мировых экономических отношений наблюдается огромный калейдоскоп типов и видов свободных экономических зон. Всё многообразие существующих классификаций зон можно объединить в несколько групп по главенствующему классификационному признаку:

- во-первых, зоны классифицируют по основным стадиям их эволюционной динамики;

- во-вторых, разработаны классификации СЭЗ по особенностям их правового режима;

 - в-третьих, СЭЗ классифицируются по характеру собственности.

Географические классификации СЭЗ, на наш взгляд, целесообразно строить на основе сочетания территориального и функционального признаков зон в рамках концепции теории «функции места». Студентам предлагается выполнить следующее задание.

Задание 3. Используя литературу по теме из предложенного списка, составить схемы «Территориальный подход к классификации СЭЗ» и «Функциональный подход к классификации СЭЗ».

Территориальный подход позволяет выделить, в первую очередь, географически существенные признаки зон. Например, можно рассматривать свободные экономические зоны по критерию их размера, то есть, возможна классификация СЭЗ по величине их территории. Географически она очень интересна, так как по этому показателю зоны размещаются практически на всех ступенях территориально-иерархической лестницы – от точечных (в виде предприятия, зоны свободного склада, свободного порта) до территорий в несколько квадратных километров и даже десятков квадратных километров и, далее до зон в рамках регионов, субъектов федерации в государствах с федеративным устройством. Амплитуда размеров территорий СЭЗ колеблется весьма значительно. Есть, наконец, целые «оффшорные страны». Однако классификация по размеру территории СЭЗ даёт в большей мере арифметическое представление о зоне как предмете классификации.

С позиций функционального подхода зона – это особый преференциальный режим, распространяемый на определённый вид предпринимательской деятельности, независимо от местоположения хозяйствующего субъекта. В соответствии с этим подходом статус субъекта зоны со всеми предоставляемыми ему льготами получают предприятия, относящиеся не к определённой территории, а к определённой отрасли производства.

На практике же каждая создаваемая зона определённого типа и по конституирующему правовому акту, и особенно в процессе последующего функционирования, вбирает в себя черты и признаки зон других типов, их статуса, режима вводимых последними льгот. Для закрепления изученного материала студентам предлагается выполнить задание 4.

Задание 4. Составить доклад с презентацией на тему: «Свободные экономические зоны России».

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что тема «Свободные экономические зоны» является достаточно сложной для изучения. В процессе ее изучения студенты должны усвоить, что существующие определения понятия «свободная экономическая зона», цели, предпосылки, классификации интегрируют важнейшие особенности зон.

Рецензенты:

Лопатников Д. Л., д.г.н., профессор кафедры экономической и социальной географии Московского педагогического государственного университета, г. Москва;

Таможняя Е. А., д.п.н.,  профессор кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета, г. Москва.