Человекоцентричность, технологичность, интерактивность, диалогичность неизменно указываются в качестве важнейших параметров учебно-воспитательного процесса в нормативных документах, определяющих современные тенденции развития высшего и среднего образования в Российской Федерации. Именно риторизация учебного процесса нацелена на практическую реализацию принципов антропоцентричности, формирование личности через слово, «речевой поступок», гражданское становление учащихся, духовного становления личности обучающихся.
В соответствии с вузовскими и школьными ФГОС предполагается использование активных и интерактивных форм обучения и воспитания, направленных на развитие у обучаемых самостоятельного мышления. Целью обучения выступает развитие мышления обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний, а вместе с этим и одновременное развитие практических навыков и осмысление своих действий. Экспериментально установлено, что в памяти человека остается до 10% того, что он слышит, до 50% того, что видит, и до 90% того, что сам делает.
Интерактивные формы обучения и воспитания обеспечивают взаимодействие не только между педагогом и обучающимся, но и между самими обучающимися, которое необходимо в ходе моделирования жизненных ситуаций, использования ролевых игр, совместного решения проблем.
К наиболее существенным характеристикам деловых игр относят следующие:
«1) двуплановость - промежуточное положение между областями реального и ирреального в языковом сознании участников коммуникации;
2) игровая интенция - стремление к игре как свободной самоценной деятельности, в которой языковая личность получает свободу самовыражения;
3) равная осведомленность адресата и адресанта об условности происходящего» [3].
Деловые (ролевые) игры как воплощение интерактивных технологий успешно применяют в учебно-воспитательном процессе вуза и школы. Наиболее эффективными являются игры, направленные на развитие эффективного межличностного и коллективного общения обучающихся. Акцент на профильную подготовку в старших классах, а также гуманизация школьного и вузовского образования сопровождаются активной его аксиологизацией, при этом само становление ценностных ориентаций обучающихся носит междисциплинарный характер [2].
Старшеклассники и студенты младших курсов стремятся осмыслить предлагаемые им обществом (в первую очередь СМИ) определенные социальные образцы и ценности, построить соответствующие их представлению отношения со сверстниками и взрослыми. Детально разработанные и подготовленные совместно с педагогами ролевые игры позволяют объективировать ценностные установки обучающихся и подвергнуть эти установки всестороннему анализу [4].
Передача готовой информации в большинстве случаев не побуждает студентов к способности выявлять и анализировать проблемы и самостоятельно определять пути их решения, поэтому эффективным способом активизации деятельности студентов в процессе подготовки их к педагогической деятельности является деловая игра.
Такие известные ученые, как Ю.С. Арутюнов, Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, С.А. Габрусевич, Э.М. Мартузина, А.А. Соловьева и иные, неоднократно писали о том, что императивная педагогика (передача образцов деятельности в виде набора «инструментов» - знаний, умений, навыков) должна быть заменена педагогикой сотрудничества и развития, в основе которой лежит понимание того, что обучение выступает как средство развития индивидуальных качеств субъекта с помощью знаний, умений, навыков. Такая педагогика кардинально меняет технологию обучения. Суть ее состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность студента, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Для этого студент должен подходить к учебе как к творческому процессу, самостоятельно овладевать знаниями. А это в свою очередь требует такой технологии обучения, при которой учебные занятия сопровождаются, направляются, поддерживаются способами, активизирующими культурно-творческую познавательную деятельность обучающегося.
Деловая игра с позиции игровой деятельности - это познание и реальное освоение обучаемыми социальной и предметной деятельности в процессе решения важнейшей проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным, заложенным в условиях игры правилам и на модели профессиональной деятельности в условных ситуациях [1].
Деловые игры, применяемые в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности, позволяют раскрыть личностный потенциал обучающихся: каждый участник игры могут продиагностировать свои собственные возможности в самостоятельной и в совместной деятельности с другими членами группы. Студенты во время проведения игры становятся не только творцами профессиональных ситуаций, но и «создателями» собственной личности. Они решают задачи самоуправления, выбирают пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. В этом отношении важно следующее: «Обнаружение общих признаков миромоделирования на любом уровне деятельности человека позволяет говорить о наличии культурного кода, подчиняющего себе отдельных индивидов, которые становятся своеобразными инструментами культуры. Порождение речевого текста, в том числе и художественного, подчиняется определенным моделям и самоорганизуется в системе культуры» [5].
С позиции системного анализа деловая игра - открытая система, в которой деятельность участников основана на информации, поступающей по линии обратной связи с постоянным диагностированием реакций партнеров. Деловая игра рассматривалась нами как динамичная и детерминированная система «преподаватель - студент», «студент - студент». Например, если обычные учебные занятия предусматривают общение преподавателя и студентов «по вертикали», когда преподаватель полностью диктует направление и режим работы, выявляя недоинформированность студентов по ряду вопросов, то отношения в деловой игре между участниками складывались «по горизонтали». Она позволяет выработать основу свободных, творческих отношений равно информированных партнеров. Преподаватель исключается из числа непосредственных партнеров, он как бы уходит на второй план, в среду зрителей; это обстоятельство позволяет снять психологический барьер общения, раскрепощает студентов. Обучающийся наполняет роль индивидуальными средствами самовыражения, борется за профессиональное и интеллектуальное признание в группе.
При подготовке к деловым играм, реализуемым в процессе учебной деятельности, необходимо соблюдать следующие требования:
1) игра - логическое продолжение и завершение конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическое дополнение к теме (разделу) или же завершение изучения дисциплины в целом;
2) максимальная приближенность к производственным условиям;
3) создание атмосферы поиска и непринужденности;
4) тщательная подготовка учебно-методической документации;
5) четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
6) выявление вариантов возможных решений указанной проблемы;
7) наличие необходимого оборудования.
Как видим, деловая игра - вид квазипрофессиональной деятельности: чем игра сложнее, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека. Увлекательная игра, обучающая принципам рациональной организации труда в профессии и дающая простор для самовыражения, приносит удовлетворение ее участникам, стимулирует их самостоятельность и активность, потребность в приобретении знаний и навыков, необходимых в практической деятельности. Вовлечение в игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному осознанию студентами будущей профессии.
В последние годы отмечается возросшее внимание преподавателей вузов и общеобразовательных учреждений к деловой игре как воплощению одной из интерактивных технологий, определяющих для учебно-воспитательного процесса.
Деловые игры могут проводиться в форме круглых столов. Впервые понятие «круглый стол» было употреблено в 1150 г. в истории о короле Артуре, который ввел особую форму рассадки гостей на мероприятиях для того, чтобы гости пиршеств не спорили друг с другом о лучшем месте и могли чувствовать себя равноправными. Не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», так как он предполагает обмен мнениями и формулирование решения-резолюции. Ключевой элемент любого круглого стола - это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Задача модератора-ведущего - объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт обсуждению, т.е. он является фактическим участником мероприятия.
Сама встреча «за круглым столом» может проходить по-разному:
1) участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение;
2) ведущий интервьюирует участников круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом».
Суть любого круглого стола - осуществить попытку «мозгового штурма» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы, принять решение-резолюцию. Для этого нужно собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации, выработанные в ходе обсуждения, или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия.
Представляем краткий сценарий круглого стола на тему «Формирование толерантности и эмпатии в молодежной среде». Для того чтобы понять сущность, уровень и особенность проявления толерантности среди молодежи, ведущий предлагает четко определить содержание понятий «толерантность» и «эмпатия». Заранее готовятся буклеты, в которых эти понятия определены следующим образом. 1) Эмпатия (греч. «сопереживание») - проникновение в переживания другого человека, способность поставить себя на его место; способность сопереживать, сочувствовать, сострадать; способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. 2) Толерантность (лат. «терпеливо переносящий») в широком смысле понимается как терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. Толерантность предполагает терпимость к иному мировоззрению, религии, культуре, образу жизни, особенностям поведения, обычаям, традициям, представлениям, верованиям, суждениям, мнениям, идеям, оценкам, т.е. к не похожему на наши, непривычному, незнакомому. Маркером отсутствия толерантности выступают фразы типа: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда»; «На этот счет есть только два мнения: одно мое, а другое неправильное!»; «Ты не прав, а почему - не твое дело!»
Далее ведущий перечисляет участников заседания круглого стола: представителей из сферы образования, органов муниципальной власти, курирующих вопросы молодежной политики, психолога, работников культуры и СМИ. Для конструктивного разговора студенты предварительно провели социологический опрос среди молодежи, который выявил: 1) важнейшей сферой жизнедеятельности человека признаны культура, семейные и межличностные отношения; 2) уровень толерантности личности, отдельной социальной группы, общества в целом во многом обусловливает социально-психологический настрой и выступает как важнейший критерий их духовного развития; 3) телевидение продолжает пропагандировать культ материальной успешности; 4) во многих сферах жизни проявляется агрессия, нетерпимость к иному (культуре, религии и др.); 5) отсутствие таких общечеловеческих ценностей, как семья, труд, в современных молодежных увлечениях. Ведущий круглого стола знакомит присутствующих с данными опроса и предлагает их прокомментировать, а также просит высказаться относительно того, что можно сделать для повышения уровня толерантности и эмпатии в молодежной среде; какую роль сегодня играют образовательные учреждения в формировании терпимости друг к другу; как поднять значимость семьи в формировании толерантности и эмпатии. В результате приняты следующие решения:
1) разработать программу, предусматривающую комплекс мер, направленных на формирование эмпатии и толерантности у молодежи;
2) разработать мероприятия по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения норм толерантности и в снижении социальной напряженности в обществе;
3) поддерживать развитие психологических клубов для родителей при городском психологическом центре;
4) создать эффективную систему мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму, привлечению средств массовой информации, проведению общественно-гражданских акций;
5) инициировать и поддерживать создание национальных творческих коллективов; проводить смотры, конкурсы, фестивали национальных культур;
6) проводить на базе Городского музея работу по изучению памятников материальной культуры народов, проживающих у нас в городе;
7) регулярно знакомить общественность с результатами этой работы (проводить публикации, выставки, репортажи).
Деловые игры направлены на повышение эффективности семинарских занятий и на развитие у студентов навыков комплексного анализа социальных ситуаций, поскольку работник сферы образования должен иметь способность вырабатывать рекомендации по решению сложных социальных проблем, к которым традиционно относят все этические проблемы. Например, общественная дискуссия на тему «В чем конфликт поколений?» предполагает обсуждение вечного конфликта «отцов и детей», рассмотрение серьезных воспитательных вопросов; учит находить точки соприкосновения, разрешать возникающие противоречия между людьми. Работа заседания предусматривает коллективную дискуссию, позволяет органично соединить серьезный научный спор и элементы шоу, сочетать технические аудиовизуальные средства воспроизведения информации и непосредственность человеческого общения, обеспечить высокий интеллектуальный уровень мероприятия и в то же время зрелищность, что немаловажно в молодежной аудитории. В заседании участвуют студенты, проигрывающие роли представителей разных поколений, людей разных профессий, а также эксперты-психологи, которые заранее готовили выступления по данной теме. Предварительно студентам предлагалось просмотреть фильм «Легко ли быть молодым?», впервые показанный в 1987 г. и вызвавший тогда широкий общественный резонанс. С тех пор сменилось целое поколение, однако проблема «отцов и детей» и сегодня не потеряла своей актуальности. Проблемность - вот самое главное требование к подобного рода мероприятиям. Сценарий дискуссии строится вокруг конфликтной ситуации, выход из которого ищут участники при помощи ученых, специалистов, просто уважаемых людей с большим жизненным опытом. Такой жанр предполагает оперативность и быстроту в задавании вопросов и изложении ответов. За сравнительно короткое время необходимо обсудить довольно большой объем информации. Динамичность - еще одно требование, предъявляемое к такого рода мероприятиям. Таким образом, у студентов вырабатываются многие значимые умения и навыки, которые порой очень сложно развить во время традиционных учебных занятий. Аудио- и видеосопровождение мероприятия становится хорошей практикой для студентов в подборе нужных материалов. Заседание лучше всего сопровождать видеосъемкой, для того чтобы впоследствии проанализировать ход мероприятия, речевое поведение участников и т.д.
При подготовке студентов к педагогической практике мы используем и другие задания в форме дискуссии и обсуждений, например:
1) подготовь импровизированное родительское собрание в форме дискуссии «Поощрение и наказание в сфере воспитания и образования: формы, требования к поощрению и наказанию»;
2) провести дискуссии на темы «Лень - двигатель прогресса?», «Наглость - второе счастье?», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь?» и др.;
3) провести импровизированное мероприятие со школьниками «Разговор с учащимися» на следующие темы: «Жить - Родине служить», «Вежливость - это сила, слабость или необходимость», «Дисциплина - это послушание или активная работа?», «Какого человека можно назвать успешным?», «Красота спасет мир?»;
4) подготовить импровизированный фрагмент классного часа на следующие темы: «Курить - здоровью вредить», «Могут ли дети справедливо критиковать взрослых?», «Нужны ли в школе отметки?».
Итак, в ходе проведения деловых игр у обучающихся формируются следующие коммуникативные умения, которые определяют формирование коммуникативных компетенций. Деловая игра позволяет сочетать речевую, игровую и учебную деятельность одновременно. Вызывая большой интерес у обучающихся, деловые игры дают им возможность овладеть устными формами общения в различных ситуациях, наглядно демонстрируя пути и возможности практического применения полученных знаний.
Рецензенты:Игнатова В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», г.Красноярск;
Адольф В.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.