Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTINUING EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Masyagina N.V. 1
1 State Budget Institution of Additional Professional Education "Moscow sports training center" Moscow Sport Committee
The need for continuing education and mainly in continuing professional education, as with everything related accelerating process of accumulation of scientific and technical information in the person of modern technological environment, and the fact that in the humanitarian sphere, in the sphere of human culture the process of increasing knowledge goes not less intensively. Economic necessity state was put forward new requirements for the level of knowledge. The urgency of developing functional issues of education, organizing various forms of training, mainly in relation to the sector of employment in activities the student becomes more compelling.The paper analyzes the features of the Professional Physical Culture and Sport, which indicate that the quality of reproduction staff in the system of physical culture and sports is necessary to raise the level of the educational process and in particular, to provide continuing education experts as the basis for further growth of their professional activities.
sports and sports organizations.
professional education
personnel
continuing education
Актуальность. Непрерывное образование становится повседневной действительностью нашей жизни. Развитие науки и техники, современные средства коммуникации многократно увеличили скорость обмена информацией, а вместе с этим и скорость принятия решений. В информационном обществе темпы развития новых технологий пришли к такой черте, когда за 10-12 лет технологии практически любой сферы деятельности изменяются настолько, что человеку фактически приходится осваивать новую профессию. В силу этого в новом обществе смена специальностей, профессии, происходит несколько раз на протяжении жизни конкретного человека [8]. Всё это требует регулярного совершенствования профессиональной квалификации и в настоящее время идёт активная работа на предмет поиска новых моделей подготовки и совершенствования профессиональной квалификации наших специалистов в рамках непрерывного образования.

Цель исследования. Повышение профессиональной квалификации работника.

Методы исследования. Осуществлен анализ научной литературы по менеджменту и спортивному менеджменту, оценка работы практических менеджеров на основании документального отчета и собеседования. Проведены педагогические исследования, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдений в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. В Европе непрерывное образование претерпело ряд изменений. Первично оно рассматривалось исключительно как образование взрослых с целью компенсации недостатков и упущений школьной подготовки. В дальнейшем рассматривалось как образование с целью пополнения знаний в связи с требованиями жизни. С увеличением ритма развития общества и экономики, когда жизнь стала выдвигать новые требования к уровню знаний работников, непрерывное образование стало пониматься как проблема повышения квалификации. Что в свою очередь повлекло за собой разработку вопросов функционального образования, организации различных форм повышения квалификации, главным образом, применительно к отрасли занятости в сфере деятельности обучаемого. При этом преследовалась исключительно практическая цель – добиться более эффективного участия человека в производстве.

Новый закон об образовании в Российской Федерации значительно изменил образовательную парадигму. Согласно этой парадигме выстраивается система непрерывного образования в стране – от дошкольного образования до профессионального совершенствования в процессе трудовой деятельности работника. Изменение образовательного пространства, расширение возможностей информационного пространства, переход к рыночной экономике выдвигает новые требования к уровню знаний и умений специалиста, что в свою очередь предъявляет требования к значительной модернизации системы дополнительного профессионального образования.

В современном обществе самым актуальным и значимым моментом принято считать воспроизводство кадров должного качества. В практике физической культуры и спорта такое воспроизводство становится не только актуальным и значимым, но и остро необходимым. Нашей отрасли нужно не просто наличие определённого количества образованных и компетентных специалистов, но специалистов, способных трудиться в государственных и негосударственных, общественных и международных организациях, способных подготовить спортсменов к эффективному участию во всероссийских и международных соревнованиях, соблюдая требования федеральных стандартов в работе организаций федерального, регионального и муниципального уровня.

В ходе профессиональной деятельности специалисты физической культуры и спорта повседневно выполняют разностороннюю, многофункциональную, профессионально сложную работу. Проведенный нами анализ труда специалистов физической культуры и спорта выявил существенные особенности. Так, наши специалисты реализуют физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, что требует от них особенно качественной работы, так как при выполнении услуг каждый специалист отвечает за свою работу лично. Кроме того, работа специалистов связана с людьми и их здоровьем и потому требует особого внимания и профессиональных навыков. Специалисты физической культуры и спорта постоянно работают с аппаратурой и тренажёрами, что влечёт за собой наличие специальных знаний. Особенно важен тот факт, что наши специалисты постоянно работают с молодыми людьми, а это значит, что они связаны с необходимостью проводить воспитательную работу. Необходимо также проводить и организационную работу, так как наши специалисты постоянно связаны с проведением многочисленных соревнований. Проведение соревнований сопровождается систематическим улучшением спортивных результатов, что влечёт за собой методическое улучшение качества спортивных тренировок. Для обеспечения этого процесса, как спортсмены, так и специалисты физической культуры и спорта нуждаются в систематическом повышении уровня своей квалификации, т.е. в наличии непрерывного образования.

Мы предположили, что при построении системы непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта нужно учитывать ряд факторов деятельности специалиста в области физкультурно-спортивной деятельности:

- труд специалистов физической культуры и спорта связан с людьми и их здоровьем;

- применение разносторонней специальной аппаратуры и тренажёрного оборудования, что требует от специалиста наличия специальных знаний;

- работа с молодежью, что в свою очередь требует от специалиста обладать знаниями психолого-педагогических особенностей каждой возрастной категории, позволит выстроить образовательный и воспитательный процесс;

- наличие организаторских способностей, навыков и умений по организации и проведению запланированных мероприятий.

В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов концепции непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта, отражающие идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной области. Основными принципами построения и функционирования системы непрерывного профессионального образования подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации являются следующие:

1. Ориентированность системы на реализацию государственной политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для физкультурно-спортивной отрасли.

2. Непрерывность процесса обучения каждого специалиста физкультурно-спортивной отрасли.

3. Отбор и привлечение кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивающих высокую эффективность функционирования системы.

4. Опережающий характер обучения.

5. Единство управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта.

6. Оптимальность сочетания всех видов дополнительного профессионального, послевузовского образования [3].

Система должна охватывать все уровни физкультурно-спортивной деятельности, а значит – включать все уровни образования, причем, сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации.

Для реализации вышеперечисленных принципов нами была предложена обобщенная модель системы, которая включает в себя [7]:

 

 

Данную модель можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Каждый элемент модели в названой системе непрерывного образования является элементом системы более высокого ранга, т.е., звеном в системе подготовки всесторонне подготовленного, способного творчески работать специалиста, так спортивная секция – элементарное звено системы профессиональной подготовки; колледж (техникум) – элемент системы среднего специального образования; ВУЗ – элемент системы высшего специального образования; центр повышения квалификации – элемент системы позволяющий пополнять полученные знания исходя требований профессиональной деятельности на базе знаний и умений полученных на предыдущих этапах модели [1].

Реализация модели непрерывного обучение специалиста физической культуры и спорта представляет собой сложный процесс, требующий больших усилий, как со стороны преподавателей, так и самих специалистов. По нашим представлениям процесс непрерывного обучения требует определённых предварительных действий, позволяющих осуществить непрерывное обучение в таких образовательных учреждениях как центры учебно-спортивной подготовки.

Профессиональный рост наших специалистов осуществляется по четырём блокам: педагогическому (тренерскому), рекреационному, организационно-управленческому и культурно-просветительскому. Затраты специалистов на осуществление этих видов мастерства различны по интенсивности усилий и времени. Для того, чтобы учесть эти разноплановые затраты нужны планово-организационные работы, при помощи которых возможно прогнозировать нужное повышение квалификации специалистов. Такие планы носят сравнительный характер, оптимально осуществляются в общем объёме и представляют собой элемент непрерывного образования [7].

В ходе социологических исследований нами было установлено, что все специалисты физической культуры и спорта имеют различные мотивационные установки к профессиональной деятельности. Факторизация этих установок приводит к наличию трёх положений, которые могут быть положены в основу принципов организации непрерывного образования, а также в основу агитационно-пропагандистских принципов, а именно: стремление к новым знаниям, улучшение материального положения и улучшение качества работы [5].

Одним из самых сложных элементов непрерывного образования специалистов физической культуры и спорта является разработка и планирование деловой карьеры. Деловая карьера должна быть разработана на основе личных качеств работника и потребностей организации в специалистах высокого уровня. Вся работа по организации и разработке карьеры представляет собой аналитическую деятельность специалиста совместно с администрацией. Такую работу следует рассматривать как ступень повышения квалификации специалиста в русле непрерывного образования на своём рабочем месте [6].

Специалисты физической культуры и спорта участвуют в сложном динамическом процессе, изменяющемся год от года в связи с изменениями в спорте при разнообразии работ, связанными с различными видами спорта. В связи с этим, от наших специалистов требуется исходное профессиональное образование, систематическое повышение квалификации и освоение новых знаний и технологий, способность сочетать предыдущие и последующие виды работ, с соблюдением последовательности в реализации спортивных достижений, что отражает необходимость непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта.

Выявленные особенности работы специалистов физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и, в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности. Мы считаем, что поставленные пред нашими специалистами задачи в системе непрерывного образования можно решить через центр повышения квалификации. Центр должен быть оснащён научными и организационными лабораториями, библиотекой и компьютерными классами, располагать собственными издательскими и рекламными возможностями и самостоятельно набирать учащихся. Привлекать обучающихся к научно-исследовательской работе, позволяющей осваивать новые технологии и реализовать собственные идеи по совершенствованию физкультурно-спортивной работы. Центр также должен быть органом пропаганды и агитации здорового образа жизни и физической культуры и спорта. Всё выше сказанное указывает на то, что центр можно рассматривать как академическую организацию непрерывного образования в системе дополнительного образования физической культуры и спорта.

Выводы. Выявленные особенности работы специалистов физической культуры и спорта, предложенная модель свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Абаев А.М., д.п.н., доцент, заместитель председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», г. Москва;

Кабачков В.А., д.п.н., профессор, руководитель управления массовой физической культурой ФГБУ ФНЦ ВНИИФК г. Москва.