Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CREATIVE POTENTIAL OF PRIMARY CLASS PEDAGOGA AS A SCIENTIFICALLY-PEDAGOGICAL PROBLEMS

Nikolskaya O.L. 1
1 FGBOU VPO "Tomsk State Pedagogical University"
On the basis of the analysis of psychology and pedagogical literature of the concept "potential", "personal potential", "creative potential" are considered as a special object of research of many authors. Thus the following aspects as an object of research of authors are generalized: external and internal aspects of potential, and external aspects of potential - the size and force which characterize energy, the direction, set of means for action, thus opportunities and different abilities to action make internal aspect of potential; the interrelation of the concepts "potential" and "resources" is investigated, potential is considered as set of the resources providing the solution of any tasks; the personal orientation of the concept "potential" allows to present the personal potential (PP) as the intrinsic characteristic of the person which bears in itself his congenital and acquired abilities to treat surrounding reality and defines norm of his possible response to social and pedagogical conditions; the interrelation of LP with resource opportunities of professional development of the person and such processes as the actual self-implementation, self-control is investigated; in structure of the creative potential (CP) components are allocated: motivational, the components of abilities (including the general abilities, abilities to creativity in any kind of activity and ability to any kind of activity); representation of structure of TP through integration of components: valuable, cognitive, activity, united the elements promoting transfer of creative potential to a condition of updating.
components of creativity.
personal potential
the potential and reserves
potential

Проблема актуализации творческого потенциала педагога, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований в различных областях научного знания, относится к категории наиболее сложных, неоднозначных, недостаточно изученных и одновременно актуальных. Актуальность ее заключается в том, что современному обществу требуются высококвалифицированные педагоги, способные к саморазвитию и компетентные в развитии творческого потенциала подрастающего поколения [26].  Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка, когда начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В свою очередь переход на новый ФГОС НОО связан с созданием педагогических условий для приобретения учащимися начальных классов нового школьного статуса - статуса субъекта учебной деятельности [39].

Отсюда необходим педагог, который сформирует активность, обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогатит формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности, утверждается в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа» [25].

Развитие творческого потенциала педагога предполагает комплексное осмысление понятий: «потенциал», «личностный потенциал», «творческий потенциал». Содержательную основу определяемых понятий образует термин «потенциал», который выступает в качестве родового понятия. В словаре иностранных слов И.А.Васюковой приводится толкование термина, понимаемого как мощь, сила [11]. В этимологическом словаре русского языка Н.М. Шанского отмечается происхождение слова «потенциальный» как заимствованного в XIX веке из французского языка, где «potentialis» - производный от «potens» - «могущий», буквально «могущий быть» [41]. Среди психологов наиболее активно обращаются к понятию «потенциал» Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев [3]: в акмеологии о потенциале человеческого развития писали Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач. Понятие «потенциал» используется в экономике, менеджменте, социологии либо как потенциал организации - Е.А. Неживенко, либо как потенциал работников - Н.М. Бойков, В.И. Горшенин, или как «потенциал общества» - А.А.Лобанов, Л.А. Мерцалов. В другом случае как потенциал предприятия - Е.В. Попов [32]. В «Большой советской энциклопедии (БСЭ)» термин «потенциал» определяется как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [6, с. 428].

Встречается толкование потенциала, определяющего его как величину, характеризующую широкий класс силовых полей в данной точке, которые открывают целый ряд понятий в физике, химии и математике. В соответствии с этим различают потенциал магнитный - величина, характеризующая магнитное поле [7], потенциал электрический - скалярная величина, характеризующая энергетические условия в электростатическом поле (термодинамическая функция, характеризующая состояние какого-либо компонента в среде данного состава при определенных внешних условиях) [8], потенциал векторного поля (одна из характеристик векторного поля) [5]. Широкая трактовка смыслового содержания термина «потенциал», имеющаяся в БСЭ, позволяет применить его к различным отраслям науки и деятельности человека в зависимости от того, о какой силе, средствах, запасах, источниках идёт речь. Это толкование заключает в себе 2 аспекта: наличие ресурсов и целевую направленность их использования. По существу, речь идет о том, что потенциал имеет как внешнее, так и внутреннее содержание. Например, у С.И. Ожегова это выражается фразой «существует в скрытом виде» [27]. Совершенно очевидно, что речь идет о внутреннем состоянии содержания потенциала. А далее говорится, что это «скрытое» может проявиться «при известных условиях, т.е. возможен переход из внутреннего состояния во внешнее» [27].

В зарубежной литературе данный термин также встречается достаточно часто, однако авторы не подчеркивают потенциал внешних и внутренних аспектов, они сходятся во мнении о том, что в понятие «потенциал» входят величина и сила, которая характеризует энергию, направление, совокупность средств для действия, что является отражением внешнего аспекта потенциала. В свою очередь возможности и разные способности к действию составляют внутренний аспект потенциала. Х.Х. Билефельд, определяет его как величину и производственную способность, общность средств; потенциально возможное [43]. Итак, широкая трактовка термина «потенциал» состоит в его рассмотрении как источника возможностей, средств, запасов, которые могут быть приведены в действие или использованы для решения какой-либо задачи. Понятия «потенциал» и «потенциальный» означают наличие у кого-либо (будь то отдельно взятый человек, первичный трудовой коллектив предприятия, общество в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что термин «потенциал» тесно связан с понятием «ресурсы», но не является тождественным ему. В качестве подтверждения этого тезиса могут служить выводы, в которых потенциал тесно связан с обобщенной характеристикой ресурсов, привязанной к месту и времени, в том числе как совокупности необходимых для какой-либо системы различных ресурсов. Главным образом речь идет об экономических ресурсах, непосредственно связанных с функционированием и ускорением научно-технического прогресса (С.В. Андреев [2], Л.Г. Окорокова [28], М.М. Магомедов [22], А.В. Сидорова [35]). 

Вполне очевидно, что представление о сущности потенциала обусловливает подходы к его измерению и соответственно управлению им. Например, если речь идет о потенциале как совокупности ресурсов, то измерение состоит в определении количественных и качественных характеристик отдельных видов ресурсов. При этом их взаимное влияние никак не учитывается. В том же случае, когда подразумевается система ресурсов, тогда характеристики её отдельных составляющих дополняются показателями, описывающими систему в целом. Последнее обстоятельство представляется нам ближе. Рассматривая потенциал как способность ресурсов обеспечивать решение каких-либо задач, мы полагаем, что следует учитывать и выражать в показателях все факторы, которые так или иначе определяют соответствующую способность.

Другими словами, важно принимать во внимание не только ресурсы, но и накопленные, однако еще не используемые резервы. Такая точка зрения последние годы находит отражение не только в экономической - В.Г. Асеев [3], но и педагогической литературе - Г.И. Гапонова [10], М.В. Денеко [13], Е.И. Пагнаева [29; 30], Е.В. Цыганова [40]. Вместе с тем следует различать понятия «потенциал» и «резервы». Так, В.Н. Марковым указывается, что различие между ними заключается в том, что «потенциал» содержит как сущее, так и потенциальное, а «резервы» - только потенциальное, неиспользованное [23]. Используемые резервы, таким образом, есть существенная часть потенциала. Соответственно для того, чтобы обеспечить полное и всестороннее использование резервов, человек должен хорошо иметь представление об уровне развития собственного потенциала. В реальных условиях деятельности (учебной, профессиональной, бытовой) у человека могут проявляться несоответствия между имеющимися у него возможностями и их фактическим использованием. В этом смысле резервы как раз и представляют форму неиспользованных возможностей человека, которые в свою очередь отражают степень приложения соответствующего потенциала [21].

Руководствуясь вышесказанным, а также исследованиями в соответствующей области, можно выделить несколько его уровней связей и отношений: потенциал характеризует прошлое с точки зрения отражения совокупности свойств, накопленных человеком и обусловливающих его способность к какой-либо деятельности; в этом случае «потенциал» фактически принимает значение «ресурс»: потенциал отражает настоящее с точки зрения практического применения и использования человеком имеющихся способностей; потенциал ориентирован на развитие (будущее), в этом плане он представлен как единство устойчивого и измененного состояний, содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития человека [15]. Иными словами, потенциал отражает актуальное состояние способностей и возможностей человека, обусловлен тесным взаимодействием трех названных выше уровней связей. По существу, это и отличает понятие потенциал от таких ему близких, как ресурс и резерв. Таким образом, наиболее полно сущность потенциала отражена в БСЭ. В этой связи под потенциалом следует понимать совокупность средств, запасов и возможностей, использование которых позволяет достичь определённый социально-экономический эффект. Это достаточно емкое и универсальное определение мы берем за основу в нашей работе.

Особым направлением развития концепции человеческого потенциала (ЧП) стала разработка методов его диагностики. Из зарубежных авторов наиболее заметны труды И. Ансоффа, П. Друкера, Г. Минцберга, Г. Саймона, Э. Петтигрю. Среди российских учёных наиболее значимые исследования ЧП совершили В.Н. Гунин, С.Ю. Ляпина, А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева. Многообразие видов потенциала человека исследовали Э.Н. Григорьева [12], О.О. Киселева [19]., И.А. Беспалов [4],  О.В. Фаллер [37, 38], И.Ю. Дергалева [14], И.М. Яковенко [42]. Потенциал специалиста как инновационный рассматривали: Л.Г. Пагнаева [29; 30], В.В. Сидоров [34]. Изучению исследовательского потенциала посвящены работы А.А. Севрюковой [33], Л.А. Торцовой [36].

Отметим, что развитие творческого потенциала (ТП) привлекает внимание ученых. В нашем исследовании мы исходим из понимания ТП педагога как части более общей категории - «потенциал личности». При определении собственного взгляда на природу ТП как одного из видов личностного потенциала (ЛП), остановимся на понятиях «личностный потенциал». В педагогической литературе, в частности О.А. Ильясовой, он рассматривается как сущностная характеристика человека, которая несет в себе его врожденные и приобретенные способности относиться к окружающей действительности, определяющие форму его возможного реагирования на социально-педагогические условия [17]. В.Г. Гапонова рассматривает ЛП как совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и средств достижения личностью поставленных целей, задач позитивно обозначенных, конструктивно влияющих на личностно-профессиональную самостоятельность, а, следовательно, как явный реализуемый потенциал [10; 11].

Ряд авторов рассматривает ЛП как перспективный, относительно определенный, формирующийся ЧП, но еще не реализуемый, а лишь прогнозируемый. Например, Э.Ф. Зеер рассматривает ЛП как ресурсные возможности профессионального развития человека, его способность к успешному осуществлению профессиональной деятельности, исходя из характера трудовой деятельности, которая личностным потенциалом обслуживается [16]. Среди исследователей ЛП есть ряд работ, которые рассматривают его в латентном, скрытом состоянии, еще не определённом, не выявленном и невостребованном обществом на данном этапе развития личности потенциале, который, однако, при изменении внешних условий может проявиться. С данных позиций рассматривает потенциал О.В. Фаллер. Он вводит это понятие в определение карьерного потенциала, под которым понимает «качественное и количественное отражение находящейся в латентном состоянии совокупности внешних обстоятельств и внутренних характеристик личности, прямо детерминирующих её восходящее продвижение по ступеням служебной иерархии или существенно влияющих на этот процесс [37, с. 216]. Таким образом, ЛП связан с такими процессами, как процессы фактического самоосуществления, саморегуляции, конструктивного влияния на самостоятельность личности; процессы достижения личностью поставленных целей в последующей деятельности, преодоления личностью «самой себя», задач и обстоятельств, так называемые перспективные процессы; процессы проявления внутренних характеристик личности при определённых внешних обстоятельствах и условиях (латентные). Мы согласны с позицией Н.А. Абыденовой [1], которая утверждает необходимость использования понятия «потенциал» в описании личности вообще и ее самосознания в особенности, так как, во-первых, оно наиболее точно отражает их сущность как системы возможностей (идей, мыслей, действий, установок, отношений, мотивов, переживаний, совершения поступков и действий); во-вторых, оно наиболее уместно как при  анализе процесса становления и формирования личности, так и при обсуждении проблемы актуализации творческого потенциала (ТП).

Обратимся к определению понятия «творческий потенциал», который мы рассматриваем как разновидность потенциала личности, отличительной особенностью  которого является его творческая направленность, сущность которой рассматривает понятие «творчество». За основу нами принято определение А.С. Карминым творчества как деятельности, приводящей к качественно новым (субъективным) результатам и имеющей позитивную (ценностную) социальную значимость результатов (объективная часть творчества) [20]. Таким образом, творчество - деятельность, порождающая качественно новое. Изучению проблем развития ТП учителя в процессе освоения педагогических инноваций посвящена работа Л.В. Елагиной, где автор отмечает, что понятие ТП многогранно, оно трактуется как одаренность человека, и как способность к активной самореализации, и как устремление к высшим нравственным идеалам [15, с. 239].

Анализ литературы показывает, что единого взгляда на характеристику творческого потенциала нет. К.В. Петров в структуре ТП выделяет компоненты: мотивационный, компоненты способностей (включающие общие способности, способности к творчеству в любом виде деятельности и способности к какому-либо виду деятельности) [31]. И.В. Мартишина выражает структуру ТП через интеграцию трёх компонентов: ценностного, отражающего присущие педагогу ценностно-творческие представления и приоритеты; когнитивного, представленного совокупностью знаний, способствующих пониманию педагогом творческого характера его труда и влияющих на творческую организацию им профессиональной деятельности; деятельностного, объединившего элементы, содействующие переводу творческого потенциала в состояние актуализации (профессионально-личностная реализация педагога), в которой скрыты возможности для его дальнейшего развития [24].

Некоторые авторы считают, что ТП - проявление внутренней жизни человека в процессе его взаимодействия с людьми, социумом, это понятие, утверждает Т.А. Ильяшенко, обладает большой информационной ёмкостью, оно отражает целостность человека как единство индивидуально-личностного и общественного жизнепроявления; как комплекс свойств индивида, представляет собой сложное личностно-деятельностное образование, отражающее совокупность качеств и способностей, психических состояний, знаний, умений, навыков, компетенций, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации личности в её будущей профессиональной деятельности и судьбе [18].

Рецензенты:

Поздеева С.И., д.п.н., зав. каф. педагогики и методики начального образования педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск;

Соколова И.Ю., д.п.н., проф. кафедры педагогики послевузовского образования Института теории образования ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.