Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POLITICAL AND LEGAL ASPECTS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH: REGIONAL EXPERIENCE

Gukova I.N. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Belgorod State National Research University
The article analyzes legal aspects of civil-Patriotic education of youth in the regional youth policy with a focus on the experience of the Belgorod region. We identify and analyze the stages of legal registration of civil-Patriotic education of youth at the Federal and regional levels from 2001 to the present. Proposed system of civil-Patriotic education of youth based on the planning approach and includes aspects such as the interaction of relevant state bodies and public associations, regulatory educational and outreach activities, as well as complex activities aimed at the formation of Patriotic consciousness of youth. Identification of problems of regional youth policy in the sphere of civil-Patriotic education of youth, the main of which is the actualization of the regulatory framework. It concludes with recommendations to improve the effectiveness of civil-Patriotic education at the regional level.
youth legislation
region
civil-Patriotic education
youth
В современных условиях гражданско-патриотическое воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики Российской Федерации. Сегодня молодежь все чаще рассматривается как важнейший стратегический ресурс государства. В этой категории граждан фокусируются перспективы не только экономического роста, но и суверенитета, устойчивого развития страны, осуществления государственной внешней и региональной политики, развития духовно-нравственного потенциала. В связи с этим необходимо создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Эта задача была поставлена на уровне государства Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации он подчеркнул: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики» [9].

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи должно быть системным, плановым, постоянным. Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные органы, общественные организации и объединения, нормативно-правовую базу воспитательной и просветительской деятельности, а также комплекс различного рода мероприятий, нацеленных на формирование патриотического сознания у молодежи. Результатом функционирования такой системы гражданско-патриотического воспитания должны стать духовно-нравственный подъем в молодежной среде, укрепление государства и его обороноспособности, достижение политической и социально-экономической стабильности. Устойчивая гражданская позиция, патриотическое сознание и высокая духовность молодых россиян будут определять дальнейшие перспективы развития России.

Достижение эффективного уровня функционирования системы гражданско-патриотического воспитания молодежи возможно при соблюдении ряда условий, базовым из которых является нормативно-правовое обеспечение.

Нормативно-правовое обеспечение включает определение социально-правового статуса патриотического воспитания молодежи, разработку и совершенствование нормативно-правовой базы, четкое определение места, роли, функций и задач каждого органа государственной власти, ведомства, организации как составных элементов целостной системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни страны.

На федеральном уровне гражданско-патриотического воспитание молодежи обеспечивается такими документами, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года» и сменившие ее «Основы государственной молодежной политики до 2025 года», разработанные с целью систематизации деятельности в сфере молодежной политики в соответствии с существующей нормативной правовой базой и принятые с учетом положений Стратегии государственной национальной политики в части реализации задач в сфере гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в РФ. В направлении развития молодежного патриотизма документ предусматривает создание условий для формирования гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем личности. Ключевой задачей, прописанной в документе, является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения [8].

С 2001 г. в Российской Федерации реализуется программно-целевой механизм в области гражданско-патриотического воспитания граждан. В настоящее время в Российской Федерации реализуются основополагающие идеи государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Эта программа является продолжением предыдущих программ и ориентирована на дальнейшее совершенствование процесса патриотического воспитания в стране. Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы жизненной позиции молодежи [2].

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию молодых граждан ведется и в российских регионах. В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты, разработанные в рамках федерального законодательства.

В Белгородской области с 2001 г. реализуются областные программы по патриотическому воспитанию граждан, нацеленные на совершенствование региональной законодательной базы, развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан, координации деятельности общественных объединений и организаций в этой сфере, информационного обеспечения патриотического воспитания в регионе. К примеру, областная программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2001-2005 годы» осуществлялась через «...формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,... формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания; государственного воздействия на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации, а также консолидации и координации деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания граждан Белгородской области» [6].

Продолжением работы по патриотическому воспитанию в области стала организация военно-патриотического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях Белгородской области, осуществляемая в соответствии с областной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 годы». В качестве цели данной программы рассматривалось воспитание у молодежи гражданственности и патриотизма посредством подготовки молодежи к военной службе, повышения престижа российской армии, воспитания духовных, физически и волевых качеств, необходимых для развития полноценного гражданина российского общества [7]. Только за период с 2004 по 2007 гг. губернатором и правительством области по тематике военно-патриотического воспитания молодежи было принято 33 нормативно-правовых акта. К основным из них относятся: Распоряжение Губернатора Белгородской области от 30.09.2005 № 791-р «О системе мер по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, обеспечению духовной безопасности молодежи Белгородской области на 2006-2008 годы», Постановление Губернатора Белгородской области от 09.12.2004 № 224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи», Постановление Правительства Белгородской области от 07.02.2007 № 24-р «Об областной программе «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы».

С 2007 г. в рамках «Стратегии государственной молодежной политики в Белгородской области» в регионе реализуется проект «Белгородская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"», нацеленный на развитие молодежных информационных проектов и программ, занимающихся популяризацией патриотизма посредством социальной рекламы. Информационное обеспечение патриотического воспитания молодежи предполагает предотвращение девальвации патриотической идеи в СМИ, литературе и искусстве; разработку и регулярное обновление баз данных, направленных на освещение процесса патриотического воспитания граждан области в сети Интернет; содействие расширению патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, издаваемой литературы; активизацию творческого потенциала журналистов, писателей в области патриотического воспитания; обеспечение доступа работникам СМИ к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию граждан [10].

В настоящее время в области реализуется Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы». Программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» с учетом основных направлений социально-экономического развития области, предложений органов исполнительной власти области, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий. Целью реализации программы является развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности, вовлечение молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь региона; создание условий для повышения эффективности работы общественных объединений и организаций патриотической направленности, развитие активных форм коллективного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан и др. Среди мероприятий программы - организация и проведение семинаров-практикумов, межрегиональных научно-практических конференций, конкурсов по патриотическому воспитанию, поддержка детей-сирот и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проведение конкурсов и фестивалей патриотической песни и художественного слова, эстафет, спартакиад и автопробегов, приуроченных ко Дню Победы и другим памятным датам [3]. Программа имеет областной межведомственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан, в первую очередь на молодежь.

В 2013 г. гражданско-патриотическое воспитание молодежи получило законодательное оформление в регионе (Закон Белгородской области от 3 октября 2013 г. № 223 «О поддержке молодежи в Белгородской области») и стало приоритетным направлением региональной молодежной политики [4].

Таким образом, нормативно-правовая база, сложившаяся в Белгородской области за последние два десятилетия, обеспечила благоприятные условия для формирования гражданской ответственности и чувства патриотизма в молодежной среде. На практике в области действуют 187 клубов и секций патриотической направленности, где  занимаются более 22 тыс. молодых людей. С 2002 г. количество военно-патриотических клубов в регионе увеличилось в 6 раз (с 6 до 36). В регионе созданы и действуют 12 объединенных пунктов по обучению граждан в области обороны и их подготовке по основам военной службы. Данные объединения являются структурными подразделениями региональной организации РОСТО. Примечательно, что 9 из 12 учебных пунктов организованы в сельской местности, что позволяет привлекать к учебе молодежь из села. Деятельность учебных пунктов позволяет привлекать к подготовке трудновоспитуемых подростков, детей из неблагополучных семей, обеспечивая процесс целенаправленной социализации подростков и молодежи [5].

Для полной реализации программ по патриотическому воспитанию молодежи в области созданы координационные советы, в состав которых входят заместители глав администраций регионального и муниципального уровней, председатели местных организаций РОСТО (ДОСААФ), начальники отделов образования, по делам молодежи, военные комиссары и другие представители заинтересованных организаций и учреждений. Система сотрудничества с координационными советами, созданными при главах местного самоуправления, управлением по делам молодежи области, позволяет осуществлять подбор кадрового состава на основе образовательного ценза. По итогам 2011 г. из 146 сотрудников штатного состава 53 имели высшее педагогическое образование, с учетом отношения к военной службе среди педагогов насчитывалось 57 офицеров, прапорщиков и мичманов запаса, 17 ветеранов Вооруженных сил, 12 ветеранов - участников локальных войн, 4 - проходили службу в «горячих точках», 3 - в спецподразделениях. Распоряжением губернатора области № 1093-р от 31.12.04 г. произведено упорядочение штатной численности и оплаты труда специалистов-инструкторов по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В настоящее время это 101 работник, что обеспечивает наличие специалистов в каждом муниципальном образовании области. Всего 186 патриотическими клубами и секциями руководят на штатной основе 155 специалистов-инструкторов  [1].

Таким образом, нормативно-правовая база в сфере гражданско-патриотического воспитания, оформившаяся в Белгородской области, регулирует отношения между различными субъектами системы гражданско-патриотического воспитания, позволяет объединить усилия органов государственной власти всех уровней и региональных общественных организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные подгруппы молодежи.

Однако в настоящий момент анализ законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования выявляет ряд проблем в области правового обеспечения гражданско-патриотического воспитания молодежи в регионе. Во-первых, правовые нормы, которые регулируют общественные отношения гражданско-патриотического содержания, отражены в нормативных правовых актах различной тематики и разного уровня, соответственно не имеют единообразной концептуальной основы и категориального аппарата, законодательно не прописаны механизмы работы с молодежью как отдельной социально-демографической группой. Во-вторых, отдельные правовые акты, характеризующиеся комплексностью подхода к воспитанию молодежного патриотизма, были приняты более 20 лет назад и нуждаются в актуализации. В-третьих, в законодательстве региона лишь рамочно прописана деятельность молодежных общественных организаций и объединений, являющихся полноценными субъектами системы гражданско-патриотического воспитания молодежи в регионе..В-четвертых, имеют место инертность, неопределенность, бессистемность, отсутствие заинтересованности в достижении конечных результатов проводимых мероприятий в деятельности соответствующих государственных структур, организаций и объединений, участвующих в патриотическом воспитании.

Для повышения эффективности региональной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи в Белгородской области необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере по обозначенным автором направлениям. На федеральном уровне принятие базового молодежного закона позволило бы обеспечить единство подходов к данной отрасли, гарантии и ответственность со стороны органов государственной власти и институтов гражданского общества. Без нормативного определения базовых понятий, раскрывающих молодежную проблематику, невозможно вносить изменения в региональные законы и нормативно-правовые акты, в частности регулирующие гражданско-патриотическое воспитание молодежи. В связи с этим закон о молодежи может стать эффективным инструментом для дальнейшего совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания молодых граждан как на федеральном, так и на региональном уровнях. В регионах серьезная ответственность ложится на молодых парламентариев. Их предложения, касающиеся молодежного патриотизма, должны носить реальный и конструктивный характер, что позволит обеспечить практическую пользу.

Рецензенты:

Лобанов К.Н., д.пол.н., доцент, БелЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород;

Слатинов В.Б., д.пол.н., доцент, Юго-Западный  государственный университет, г. Курск.