Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS

Gurina I.A. 1 Medvedeva O.A. 2 Nagornaya G.Yu. 1 Shpak O.V. 1
1 North Caucasian state humanitarian and technological academy
2 North Caucasian state humanitarian and technological academy
The article describes the experience of development of cognitive independence as one of the dominant pedagogical phenomena of native education; the theoretical views are analyzed and practical attitudes to the development of self-education of students in the theory of knowledge are represented in scientific papers: educational process in higher professional education organizations is the subject of research; various aspect of development of cognitive independence of the of students, clarifying of pedagogical conditions of personality formation, the influence of different technologies identification of the, in the development of cognitive independence of students in educational practice, defining methods of self work, studied the problems of self-education and etc are being made out on the basis of a vast material of the experienced teachers.
cognitive self-reliant
students of higher professional education
technology development of self-cognition in personality
В условиях стремительного развития современного общества образование все больше становится капиталом, инструментом борьбы за рынок и решения геополитических задач, поэтому еще острее ставится задача поиска путей формирования творческой индивидуальности, активно и самостоятельно мыслящей личности. Сократовская формула внутренней грамотности «Я знаю, что я ничего не знаю» под влиянием нового общественного запроса может быть преобразована в формулу «Я знаю, о чем я ничего не знаю», а выпуск специалистов, способных к самостоятельной творческой деятельности, «предмет которой - неизвестное новое знание, способы или условия действий» [2, с. 16], становится доминантой системы профессионального образования.

Искомая проблема весьма многогранно представлена в научных работах, объектом исследования которых является образовательный процесс в высшей школе. Основные направления научного поиска сводятся к раскрытию сущности и структуры познавательной самостоятельности, взаимосвязи с активностью, самостоятельностью, познавательной деятельностью; выявлению педагогических условий формирования и развития данного качества личности применительно к различным учебным дисциплинам  и формам обучения; определению содержания, методики и организации самостоятельных работ; экспериментальной проверке влияния различных технологий на развитие познавательной самостоятельности студентов в образовательной практике; изучению вопросов самообразования.

Исследователи (С.Н. Вахрушева, Т.И. Веберг, Н.И. Гелашвили, В.А. Казаков, А.П. Огаркова, Д.Л. Опрощенко, А.В. Третьякова, С.Е. Ярцева) отмечают, что процесс обучения, направленный на развитие самостоятельности обучающихся в познании, должен специальным образом организовываться, педагогически регулироваться и управляться. Организация этого процесса немыслима без систематического руководства им, кардинального методического совершенствования всех звеньев вузовского обучения и умелой реализации его дидактических принципов. В качестве дидактических условий, т.е. процессов и отношений, дающих возможность преподавателю квалифицированно управлять становлением, развитием, совершенствованием и функционированием познавательной самостоятельности, исследователи рассматривают непрерывное развитие мотивации познавательной деятельности через принятие личностного смысла изучаемого материала и опору на субъектный опыт студентов; активизацию учебной деятельности на основе сознательности, активности и самостоятельности в обучении; знание преподавателем структуры познавательной самостоятельности и умелое руководство формированием ее компонентов в ходе учебного процесса; осуществление индивидуального подхода к обучающимся в учебном процессе; создание благоприятной атмосферы учебной деятельности и соответствующих отношений; осуществление субъект-субъектного взаимодействия на основе поэтапного выполнения следующих действий: осознание студентами цели деятельности, принятие учебной задачи и придание ей личностного смысла, самоорганизация в распределении учебных действий, самоконтроль в процессе выполнения заданий.

Рассмотрение вопросов активизации познавательной самостоятельности студентов позволило исследователям (Н.А. Шаламовой, С.И. Лобанову) выявить дидактические условия эффективности процесса активизации, в частности предполагающие изменение смысла изучаемого предмета от внешне заданного на личностно принятый, и трансформирующие процесс овладения знаниями и видами деятельности в процесс самореализации личности.

Самостоятельному приобретению знаний в процессе познания способствуют, по заключению авторов диссертационных работ: технология индивидуального обучения (Л.В. Иванова, Л.Н. Толстова), проблемного (И.К. Кондаурова) и проблемно-деятельностного обучения (М.А. Туркина); влияние дифференциации обучения (Р.Р. Бикмурзина), компьютерных технологий и информационно-обучающей среды (Л.С. Коновалец, Ю.М. Насонова), использование игровых технологий (И.А. Гурина). Данная проблема решается авторами применительно к разным видам учебных занятий по различным специальностям и направлениям подготовки в высшей школе, но объединяющим результатом является обоснование необходимости и возможности целенаправленного развития познавательной самостоятельности студентов как личностного образования посредством использования личностно-ориентированных технологий в обучении, которые в отечественной образовательной практике все чаще интегрируются и в целом направлены на осознанное освоение предметного содержания; использование усвоенных знаний и способов деятельности в качестве средства самопознания, самоорганизации и самореализации; развитие познавательной самостоятельности как качества личности, способной регулировать познавательные процессы.

Анализ возможностей технологий личностно-ориентированного обучения на процесс развития познавательной самостоятельности студентов позволяет сделать выводы, что на базе личностного подхода:

1) различное соотношение, варьирование разных форм и видов самостоятельной работы позволяет интенсифицировать процесс учения, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения в зависимости от конкретной учебной ситуации на учебном занятии, дидактической цели и предметного содержания;

2) методы, приемы и технологии открывают новые возможности, обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей, становление личностно значимых способов познания действительности;

3) значительно расширяется сфера самопознания обучающегося, обогащается система средств, направленная на развитие внутренних ресурсов личности, ее познавательной самостоятельности, творческой активности;

4) эффективность формирования и развития познавательной самостоятельности обеспечивается оптимальным сочетанием организационных форм учебной работы, четкой организацией самостоятельной и учебно-исследовательской работы студентов.

Определяя познавательную самостоятельность как важнейшее условие личностно-ориентированного обучения, исследователи (Н.В. Черноусова и др.) заключают, что развитие самостоятельности личности - это длительный процесс формирования и совершенствования отдельных сторон личности и деятельности обучаемого. Заслуживает внимания новый подход к познавательной самостоятельности как к профессионально значимому качеству, что привело к появлению понятия «профессиональная познавательная самостоятельность», которое отражает характер участия студентов в познавательной деятельности, направленной на освоение конкретной профессии.

Научить человека всему, что понадобится в жизни, нельзя. Но можно и необходимо научить его самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике, что увеличивает удельный вес самостоятельной работы и соответствует требованию сегодняшнего дня «Образование через всю жизнь». Основные виды самостоятельной работы студентов профессионального образования чаще сводятся к наблюдению, эксперименту, учебным задачам и упражнениям, лабораторным опытам, составлению обобщающих схем, таблиц, работе с учебником, журнальными статьями, дополнительной справочной литературой, электронными информационными ресурсами и т.д. Интенсивному развитию познавательной самостоятельности студентов способствует самостоятельная работа, организованная в разных формах (индивидуальной, парной, групповой, фронтальной).

Демонстрация разнообразных технологий, методик, стилей и моделей самостоятельной работы в педагогической практике высшей школы, а также подходов к становлению студента как личности и специалиста находит отражение в материалах научно-практических конференций различных уровней, сборниках трудов, журнальных публикациях, методических руководствах и т.д. Так, в материалах VI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» показан опыт организации самостоятельной работы студентов, которые, изучая дисциплину «История науки и техники в транспортном строительстве», самостоятельно изучают учебный материал, готовят доклады и рефераты на базе материалов периодической печати и электронных информационных ресурсов. При этом они используют элементы научно-исследовательской работы: показывают актуальность выбранной темы, ставят цели и конкретные задачи исследования, определяют общее направление метода предпринятого изыскания и обсуждают его результаты на студенческих конференциях, что не только нацеливает на научный поиск, но и предполагает творческий подход к решению профессиональных задач. Лучшим средством стимулирования самостоятельной деятельности, по мнению педагогов, служит проблемное обучение, которое, например, в лабораторном практикуме по материаловедению выглядит как набор задач по анализу структуры металла, выяснению причин разрушения деталей и, наконец, по обоснованному выбору материала для конкретных изделий, работающих в конкретных условиях. В этом случае научно-исследовательская работа студентов удачно сочетается с развитием навыков самостоятельного мышления. Задача научить студентов самостоятельно выполнять задания, постоянно обновлять свои знания, творчески мыслить в большей степени встает в заочной форме обучения. Ориентирующим началом решения этой задачи группа преподавателей кафедры физики считает установочные лекции с рекомендациями по изучению отдельных разделов курса и выполнению контрольных работ. Дальнейший настрой студенты получают на лабораторных занятиях, где обучаются пользоваться учебной, справочной, методической литературой, что способствует формированию приемов познавательной деятельности, развитию познавательной самостоятельности [3].

Многолетний стаж работы авторов данной статьи является надежным свидетельством влияния компьютерных технологий, компьютерного моделирования на развитие самостоятельности обучающихся в познании. Использование студентами профиля «Электроснабжение» на лабораторных занятиях специальных пакетов программ визуального проектирования, например Еlectronics Workbench (Электронные инструментальные средства), позволяет студентам на экране компьютера без паяльника, осциллографа и вообще каких-либо деталей составлять и испытывать в работе любые электрические и электронные схемы. Работа с такими программами позволяет студентам усваивать истины науки, знание которых будет полезно инженеру в течение всей его деятельности, а также учит самостоятельно мыслить, вырабатывать собственное мнение и делать соответствующие выводы по результатам практического экспериментирования. Особый практический интерес, на наш взгляд, также представляют контрольно-корректирующие, обучающие и обучающе-исследовательские компьютерные программы и тренажеры, интегрированные в процесс обучения Интернет-технологии (планетарные классы, виртуальные встречи, моделирование ситуаций, интерактивный курс в сети, работа с web-квестом, участие в телеконференциях и т.п.).

Анализ опыта преподавателей профессиональной школы свидетельствует, что решающую роль в организации самостоятельной работы студентов играет использование различных технологий, методов и приемов обучения. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в. ориентирует вузы на преимущества и возможности, предоставляемые образовательными технологиями [5], а провозглашенный в отечественном образовании принцип вариативности дает возможность коллективам образовательных организаций профессионального образования строить педагогический процесс по любым моделям, технологиям и идеям, в которые внесен личностный компонент конкретного педагога, поскольку «может быть перенята идея, но не опыт» (К.Д. Ушинский). Любая технология останется мертвым грузом, если педагог «не воспринимает цели образования как личностно значимые» [4, с. 106].

Основой непрерывного и систематического расширения кругозора, активизации личности, развития ее инициативы, творчества, познавательной самостоятельности является единство обучения, самостоятельной работы и самообразования. 

Рассматривая в качестве вершины развития познавательной самостоятельности человека его выход на уровень самообразования, авторы ряда исследований трактуют самообразование, во-первых, как особый вид инициативной познавательной деятельности, осуществляемой самостоятельно либо под руководством педагога и направленной на саморазвитие личности; во-вторых, как путь самосовершенствования последней, выступающей в форме определенным образом организованного индивидуального познавательного процесса, основу которого составляет самостоятельная работа с различными источниками информации. Интересным представляется вывод В.И. Андреева [1] о том, что образованием высокого качества является только такое, которое переходит в самообразование, при этом обучение переходит в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а личность из состояния развития - в фазу творческого саморазвития. Данный вывод позволяет рассматривать самообразование и самообучение как взаимосвязанные понятия, считая самообучение одним из определяющих условий самообразования.

Таким образом, в парадигме личностно-ориентированного образования, ключевой задачей которого является пробуждение и высвобождение само­стоятельности, деятельностного начала в человеке, стандарт содержания и его образовательные цензы задаются государством, все остальное относится к области самоопределения обучающихся, что позволяет развивать познавательную самостоятельность, переживая акты понимания, смыслотворчества, саморазвития.

Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики убедительно доказывает, что современную систему профессионального образования смело можно было бы назвать проблемной. Оптимизация процесса обучения, его интенсификация с применением различных модификаций традиционных и инновационных технологий привели к кардинальным изменениям информативной стороны процесса обучения, приблизили его к традиционно интерпретируемым представлениям о проблемном обучении. На новом витке образование требует иного качественно отличающегося технологического оснащения. И только в этом случае оно способно развивать познавательную самостоятельность у обучающихся.

Содержательный анализ теоретических взглядов и практических подходов к развитию познавательной самостоятельности позволяет сделать вывод о том, что овладение личностью самостоятельностью в познании - динамичный процесс, отличающийся особенностями создания положительного эмоционального отношения к нему, организацией поисково-проблемной образовательно-познавательной деятельности, постоянно нуждающийся в знаниях; обусловленный не только педагогическими, но и социально-экономическими факторами; протекающий в течение всей жизнедеятельности человека; являющийся краеугольным камнем в становлении самостоятельной личности.

Рецензенты:

Койчуева А.С., д.п.н., профессор, директор профессионального образовательного учреждения «Международный открытый колледж современного управления им. М.М. Абрекова», г. Черкесск;

Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор, начальник управления по научной работе и подготовке кадров высшей квалификации ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск.