Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIOCULTURAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN MODERN SOCIETY

Popova N.A. 1
1 FGAOU VPO «North Caucasian federal university»
In article the new vision of the purposes of education and opportunities of their realization in practice demanding thorough philosophical work on judgment of a phenomenon of education, and also assuming transition from teoretiko-ideological ideas of meanings and problems of education to essentially other practical is considered. The appeal to a problem of education is insistently dictated also by the conditions connected with features of changes of sociocultural realities of modern society. As a result of the comprehensive analysis idea of various aspects and sides of a phenomenon of education changes, the versatility of its vision is provided. According to the author, in many countries of the world there is a reorientation of problems of education with big emphasis on socialization of the personality by which mean development of individual freedom, independence and solidarity, ability to communicate, exchange opinions and to compare positions, to recognize and accept distinctions of others. Noting the importance of the outside world in socialization of youth, experts emphasize a special role of educational institution in training of full-fledged citizens of democratic society.
education
culture
inkulturation
socialization
personality
society

Повышение потенциала адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития познания [15], предполагает развитие образования - одного из наиболее значимых средств социального воспроизводства профессиональных сообществ и всего общества в целом.

Основные социокультурные функции образования заключаются в социализации и инкультурации личности посредством трансляции фрагментов общего и специализированного социального опыта, накопленного человечеством в целом и собственно сообществом в частности, введение человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности обществу [17].

Коллективная жизнедеятельность членов сообщества и поддержание необходимого уровня социальной консолидированности людей в основе процессов формирования личности, усвоение ею норм и ценностей, что, несомненно, ведет к непосредственному социальному воспроизведению сообщества как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им норм и технологий исполнения определенной социальной роли преследуют цель подготовки квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сообщества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструментов [4; 5; 19; 16; 27].

В процессе развития общества и культуры актуализируется роль специализированного образования, а само образование, исторически подразделяется на общее и специализированное. Это связано с повышением требований к  уровню знаний современного человека, его способностям активно реагировать на изменения, происходящие в информационном обществе [11; 13; 14]. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема «в определенной, фиксирующей этот мир структуре - в языке и в сознании» [1, c. 156-159].

Как социальный институт, образование представляет собой сложную систему, включающую различные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры. С позиции воспроизведения культуры, образование сформировалось как определенная система, которая характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие [24]. Основные понятия философии образования: образование, идеал образованности, социокультурный тип образования, образовательная парадигма, образовательные технологии [25].

Являясь частью культуры, образование всегда характеризуется историческим периодом социальных отношений [3]. В связи с этим важно обозначить понятие социокультурный тип образования.

Общая характеристика образования, вписанного в конкретный социальный и культурный контекст - социокультурный тип образования. Это совокупность образовательных целей и ценностей данного общества, социально значимые представления о результатах образовательной деятельности, выраженные в идеале образованности, содержание образования и способы его отбора, тип коммуникации в образовательном процессе (непосредственное, опосредованное), социальных институтов. Таким образом, конкретному обществу соответствует определенный тип образования, поскольку цели образования - социальные цели. Образование - это механизм подготовки человека к условиям совместного существования в обществе [22; 23].

Цель образования, является системообразующей составляющей образовательной системы, то есть ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития, учитывая духовно-нравственные аспекты [12; 20; 26]. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях в разных странах.

Как система, образование может рассматриваться в трех измерениях: социальный масштаб (образование в мире, определенной стране); ступень образования (дошкольное, школьное, высшее); профиль образования - общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное), профессиональное, дополнительное.

Также образование как систему в целом можно характеризовать следующим образом: образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным; образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе деления преимущественно возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения - урок, лекция, семинар, а также специфические формы контроля - опрос, зачет, экзамен.

Как система, образование может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью. Образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем.

В Российской Федерации система образования представляет собой совокупность:

- федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различных уровня и направленности, а также программ профессиональной подготовки;

- организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

- органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

- организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Образование, являясь одним из наиболее важных каналов социальной мобильности, играет значимую роль в процессах социального структурирования общества, выполняя функцию социального контроля распределения индивидов по социальным слоям, в соответствии с уровнем и качеством полученного образования [6]. Вместе с тем, оно способствует углубляющемуся процессу социального расслоения, усилению социального неравенства. Взаимосвязь науки, образования, общественных процессов в системе социального развития - тема, привлекающая внимание философов и социологов [7; 8; 9]. Совершенно определенно, образовательный дискурс выступает состязательным полем для больших социальных групп. Под образовательным дискурсом здесь понимается регламентируемая определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и смысловоспроизводящая деятельность, направленная на трансляцию, воспроизводство и регуляцию определенных ценностей, знаний, навыков и моделей поведения в контексте социально-культурного развития общества [2; 10].

С двумя антиномичными установками образования, связывается перспектива изучения образования. С одной стороны, образование интерпретируется как перманентное достраивание позиции индивида соответственно социальному и культурному контексту в широком смысле, постоянное включение и до-включение индивида в социальное и культурное поле. При этом социальная, или даже социально-пространственно-временная обусловленность образования указывает на наличие некоторых сил, легитимирующих его эффективность. С другой стороны, образование ориентировано на стимулирование «личностного роста» (саморазвития), на развитие внутреннего (творческого) потенциала индивида, на создание и развитие индивидуальности.

Образовательный дискурс, можно трактовать, понимая дискурсную позицию как необходимое условие существования социокультурных феноменов, как своеобразное прогнозирование будущего или желаемого положения дел в социокультурной действительности в контексте социально-психологического общения [18]. Образовательный дискурс базируется на решении проблемы, во-первых, профессионального образования, во-вторых, социокультурного воспроизводства и, в-третьих, формирования личности.

Культурные функции образования предполагают непрерывное конструирование, воспроизводство и поддержание определенных социальных образцов, что, главным образом, осуществляется в дискурсной практике. Важным вопросом является, кто определяет значимость реальности, и, соответственно, кто наделяет дискурс образования ресурсами формирования. Очевидным является то, что субъектами, адресантами воспроизводящего дискурса являются не только собственно педагоги, но и политики, административные работники, учёные, медики - то есть все субъекты, заинтересованные в значимости трансляции социокультурного опыта, мировоззрения, ценностей, а также в целостности восприятия реальности «объектами образования». Это обстоятельство позволяет говорить о еще одной проблеме образовательного дискурса - поиске способов закрепления культурных и институциональных ценностей в условиях дискурсной борьбы с ценностями иных институтов или иных культур и субкультур.

Роль образования становится тем более важной, что в последнее время его рассматривают в аспекте общества, основанного на знаниях, что предполагает интерпретацию общественных процессов и ситуаций в зависимости от конвертации информационного ресурса и информационных потоков в знания в исторической и социокультурной перспективе [21]. Данная парадигма предполагает преемственность в развитии современных обществ и культур воспроизводством не столько уклада жизни и коллективных привычек, сколько жизненно необходимого знания, именно оно трактуется как основа существования любого культурно-специфичного сообщества [28]. Таким образом, образование представляет собой мощнейший механизм воспроизводства и модернизации социальной реальности и культуры в системе общественного развития.

 

Рецензенты:

Бакланов И. С., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Гончаров В. Н., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.