Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESPECIALLY OF THE PROCESS FASHION COMMUNICATION FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

Danilova O.N. 1 Zaytseva T.A. 1 Slesarchuk I.A. 1
1 Vladivostok State University of Economy and Service (VSUES)
Quality of life is the most important area of socio-cultural and project activities. Creative technologies and attribute values of fashion are considered as promising means of social and cultural adaptation of people with disabilities. Certain difficulties of perception of fashion information observed in the axial communicative processes that arise in particular as a result of psycho-physiological characteristics of people with disabilities. Applied value of socio-cultural and fashion communications is manifested in various spheres of human creativity. A comprehensive approach to solving problems of social and cultural adaptation of people with disabilities through the use of methods of fashion-therapy. Results of the study to review the cognitive understanding of the possibilities of socio-cultural adaptation of the person with disabilities in the process of life, and in the context of the development of the creative potential of the individual.
fashion communication
fashion therapy
sociocultural and psychotherapeutic effects of fashion

Стремление к независимому образу жизни всех категорий населения современного общества, насыщенного разноплановой информацией и коммуникативными связями, влияет на формирование новых подходов к развитию личности. Необходимость в социальной защищенности людей с ограничениями здоровья при одновременной вовлеченности их в систему социокультурных коммуникаций, включая модную индустрию, актуализирует разработку комплексных междисциплинарных научно-практических исследований, направленных на формирование позитивного образа жизни средствами дизайна и fashion-терапии. Обеспечение качества жизни населения является важнейшим направлением социокультурной и проектной деятельности, при этом практическая реализация ряда интегративных задач возможна в условиях создания безбарьерного информационно-креативного пространства (ИКП), характерной особенностью которого служит горизонтальная социальная мобильность индивидов и отдельных социальных групп. В процессе модной коммуникации происходит одновременное массовое усвоение социокультурных ценностей в ретиальных процессах, адресованных различным группам населения. Определенные трудности восприятия модной информации возникают в аксиальных коммуникативных процессах, возникающих, в частности, вследствие психофизиологических особенностей людей с инвалидностью [2, с. 35, 123].

Результаты фундаментальных и прикладных исследований в области социологии, культурологии, медицины, эргономики, искусствоведения и дизайна показали эффективность творческих программ и проектов, способствующих формированию позитивного образа жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо отметить, что вопросы социокультурной адаптации инвалидов на основе применения креативных технологий и атрибутивных ценностей моды рассматриваются в основном с практической точки зрения.

В последнее время в российском и мировом сообществе постепенно складывается система профессионального решения проблем людей с ограничениями здоровья при помощи активных и пассивных форм art-терапии, при этом установлена взаимосвязь между творческой активностью инвалидов и их социокультурной адаптацией [3]. Результатом применения методов и средств искусства является восстановление у инвалида коммуникативных способностей и навыков самопрезентации, достижение высоких результатов в значимой для него деятельности, а также преодоление негативных последствий во взаимоотношениях с близкими людьми.

Прикладное значение социокультурных и модных коммуникаций проявляется в различных сферах творческой деятельности людей [4, с. 5]. Периодически на подиумах мира проходят показы коллекций моделей одежды, созданные для людей с разной формой инвалидности. В практике дизайна существуют примеры создания протезов рук и ног в качестве арт-объектов, обладающих высокими эстетическими, техническими и медицинскими характеристиками (рисунок) [1]. Вместе с тем результаты аналитического обзора опубликованных источников (научных статей, видеоматериалов, каталогов выставок, интернет-сайтов и проч.) позволяют сделать вывод о недостаточно системном использовании методов и средств дизайна при возникновении реальных трудностей субъективного или объективного характера у людей с инвалидностью, связанных с адаптацией к определенным жизненным условиям.

Комплексность в решении проблем социокультурной адаптации и реабилитации инвалидов может быть обеспечена путем внедрения в данный процесс методов fashion-терапии. Однако данное направление социокультурной адаптации практически не разработано, отсутствует научное обоснование понятия fashion-терапии. Упоминание о нем было найдено только в СМИ. Кроме того, практически отсутствует теоретическая база использования креативных социокультурных технологий в процессах реабилитации людей с ограничениями здоровья.

Арт-проект Софии Оливейра Барата [1]

Разнообразные формы инновационного развития и глобализации модной индустрии на мировом уровне позволяют использовать технологии модной коммуникации для эффективной интеграции инвалидов в современное общество. Современные процессы модной коммуникации для людей с ограничениями здоровья требуют уточнения понятия «fashion-терапия» как нового вида социокультурных технологий. Сравнительный анализ существующих концепций социокультурной адаптации инвалидов позволяет сформулировать основные принципы fashion-терапии и разработать специальные методы проектирования объектов дизайна костюма, оказывающих художественно-эстетическое воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Цель исследования заключается в обосновании необходимости разработки системы социокультурных технологий на основе fashion-терапии, позволяющей добиться повышения психоэмоциональной стабильности людей с ограниченными возможностями здоровья и формирования безбарьерной среды их обитания.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования имеют специфический интегративный характер, и для проведения всестороннего анализа процессов модной коммуникации применены методы системного подхода, социологии, психологии и дизайна, позволяющие рассмотреть критерии социокультурной адаптации и реабилитации инвалидов в процессе их творческой деятельности. Использование комбинированной методики исследования потребительских предпочтений и методов визуальной экологии при проведении мастер-классов для людей с ограничениями здоровья позволяет определить и гармонизировать габитус человека. Предложенные авторские методы fashion-терапии ориентированы на создание внутренних объективных условий социокультурной адаптации инвалидов и гармонизации внешнего вида человека в костюме.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование позитивных условий социокультурной адаптации и модной коммуникации инвалидов заключается в обеспечении благоприятного воздействия общественного мнения на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Общей спецификой этих мер является необходимость преодоления образа пассивной и зависимой инвалидности в массовом сознании, а также конструирование позитивного влияния общественного мнения на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Роль ИКП в реализации этих мер состоит в организации социокультурных акций и программ, в содействии позитивному освещению их результатов в радио- и телепередачах о людях с ограниченными возможностями здоровья, в подготовке масс-медиа материалов о трудоустройстве и занятости инвалидов в положительном контексте на примере решения проблем их социальной адаптации методами fashion-терапии.

В настоящее время на кафедре дизайна и технологий (ДЗТ) ВГУЭС проведены предварительные социологические и культурологические исследования, связанные с изучением потребностей инвалидов в социокультурной реабилитации в контексте обеспечения качества жизни [5]. Основные критерии социокультурной адаптации инвалидов с использованием методов fashion-терапии сформулированы на основе результатов анализа фактических психофизиологических потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках расширенной модели ИКП с учетом проектного профиля и адаптированных модных коммуникаций проводится координация и реклама программ творческого развития личности для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе проведенных научно-практических исследований сформулирована следующая рабочая гипотеза: в период модернизации российского общества и динамичного развития модных коммуникаций особое значение в процессе социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями приобретают новые интегративные технологии, предусматривающие включенность инвалидов в ИКП. Достижение высоких результатов в предлагаемой инвалидам новой сфере творческой деятельности одновременно способствует сокращению дистанции между формально провозглашенными равными возможностями и реальным участием инвалидов в различных сферах жизни общества.

Социокультурная реабилитация инвалидов предполагает социокультурную интеграцию, обеспечивающую их активное участие в жизни общества, «включенность» в социальные институты, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека – образовательной, творческой, досуговой и др. [2, с. 44-46]. Интеграция инвалидов в ИКП дизайнерской деятельности и модной индустрии предполагает возможность сотрудничества с создателями и распространителями модных ценностей как с равными партнерами, а именно:

- обсуждение и выявление расширенных потребительских предпочтений инвалидов (художественно-эстетических, эргономических, гигиенических, эксплуатационных и проч.);

- формирование динамичной системы модной коммуникации в ИКП с учетом психотерапевтических эффектов моды [4, с. 158-173] и передовых тенденций модной индустрии;

- освоение методов дизайна костюма применительно к решению задач формообразования и гармонизации костюма, а также разработка новых способов проектирования одежды и аксессуаров для людей с расширенными потребностями;

- разработка концепций тематических fashion-шоу с участием инвалидов в качестве демонстраторов коллекций одежды, что способствует самоопределению инвалидов и повышает уровень их самооценки;

- обеспечение информационной поддержки проектной деятельности инвалидов в ИКП;

- формирование внешних условий социокультурной адаптации инвалидов, а именно проведение разного рода рекламных акций и презентаций, участие в создании теле- и радиопрограмм об опыте преодоления ими жизненных ограничений, публикации в СМИ, на интернет-сайтах, в социальных сетях с информацией о функционально-эстетических особенностях, специализированных образцах моделей одежды различного назначения.

В рамках творческого сотрудничества и взаимодействия профессионалов-дизайнеров и инвалидов применены методы fashion-терапии, включающие психоэмоциональное побуждение инвалидов к проявлению творческой активности, участию в организации и проведении социокультурных мероприятий (выставки, конкурсы, модные показы и проч.) кафедры ДЗТ ВГУЭС. Особым средством активизации адаптационной стратегии людей с инвалидностью служат процессы проектной и выставочной деятельности в ИКП, предоставляющие возможность профессионального обучения, расширения круга социокультурных связей, повышения статуса, интеллектуального уровня, предоставляющие возможность творческой самореализации.

Предлагаемый комплексный подход к решению проблем социокультурной адаптации людей с ограничениями здоровья на основе использования методов fashion-терапии направлен на повышение информационной доступности инновационных разработок в дизайне костюма, расширение презентационных возможностей личности в модной коммуникации за счет вовлеченности в ИКП, объединяющее как собственно объекты fashion-индустрии, так и процессы проектно-художественной и изобретательской деятельности. Использование fashion-терапии в социокультурной работе с инвалидами предусматривает целенаправленное формирование экспериментальной художественно-эстетической среды, которая воздействуют на личность активизирующим, развивающим или компенсирующим образом, снимает эмоциональное напряжение, способствует включению в творческую атмосферу, стимулирует проектную и выставочную деятельность, повышает социальный статус потребителей в контексте инновационного дизайна костюма.

Современные модные коммуникации раскрывают жизненный стиль человека и психологию личности, способствуют самоидентификации различных социальных групп. Модный костюм, как неотъемлемая часть социокультурных коммуникаций, характеризуется мобильностью, ускорением частоты сменяемости формы и материалов, гибким реагированием на изменения жизненных ситуаций и явления массовой культуры. Костюм способен мгновенно отображать события в жизни людей, корректировать психоэмоциональное состояние человека, обеспечивать социокультурную коммуникацию за счет процессов глобализации дизайна и универсальности языка моды.

Описанные научные результаты были практически апробированы в ходе проведения ряда мероприятий в информационно-креативном пространстве Приморского края: в рамках проведения международного фестиваля моды Pacific Style Week (2014), Недели моды и стиля «Модная весна» (2015) совместно с ООО «Ковчег» (г. Владивосток) разработаны коллекции моделей одежды различного назначения, которые были продемонстрированы на подиуме с привлечением в качестве моделей инвалидов-колясочников; на базе ВГУЭС проведены мастер-классы по освоению методов fashion-терапии для социальных работников, специалистов в сфере индустрии моды и профессионального образования; ежегодно проводится благотворительная выставка-ярмарка «На встречу с чудом», участниками которой являются представители различных групп инвалидов, в том числе члены ООО «Ковчег» и воспитанники детского дома-интерната для умственно отсталых детей (Приморский край, с. Екатериновка); в рамках учебного процесса высшего профессионального образования по направлению подготовки «Дизайн», профиль «Дизайн костюма» активно привлекаются студенты и преподаватели, имеющие ограничения возможностей здоровья.

Заключение

Предлагаемые социокультурные технологии обеспечения качества жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности используются в развитии личностных характеристик на основе использования инновационных методов fashion-терапии, направленных на освоение универсальных социокультурных компетенций в процессе проектирования современного костюма. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации интегративных технологий, способствующих достижению социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающих коммуникативный и психофизиологический комфорт человека в современном модном костюме.

Результаты исследования в гносеологическом плане позволяют пересмотреть когнитивные представления о возможностях социокультурной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья в процессе жизнедеятельности и в контексте развития творческого потенциала личности. Результаты работы позволят сформировать уточнённое описание имеющихся теоретических положений и определить перспективы дальнейших исследований в области использования методов fashion-терапии.

Проведение экспериментальных исследований по разработке и внедрению методов fashion-терапии позволяет достичь психофизиологической разрядки и гармонизировать эмоциональное состояние инвалидов за счет активизации восприятия сенсорной информации и психических процессов в проектной и творческой деятельности.

Рецензенты:

Коноплева Н.А., д. культурологии, профессор кафедры дизайна и технологий, ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток;

Чернявская В.С., д.п.н., профессор кафедры философии и юридической психологии, ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток.