Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ADAPTIVE REACTIONS OF STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITY IN MODERN UNIVERSITY

Kochieva E.R. 1
1 North Ossetian State University of K.L. Khetagurov
With the first-year student´s life begins, so prosperous adaptation of students to educational activity is a further guarantee the full development of each student as an individual, the future of a qualified professional. Indisputable become the assertion that the intensification of the processes of adaptation first-year students to the new for their way of life and learning activities, study of psycho-physiological conditions of mental processes that occur in the teaching and learning activities in the first phase of training, as well as study of psycho-pedagogical conditions of activization of adaptive processes are very important teaching tasks. Thus, it is extremely necessary to find forms and methods of psychological and socio-pedagogical conditions aimed at ensuring the adaptation of first-year students to educational activity. This explains the urgency of the problem presented in the article.
адаптация первокурсников
учебная деятельность
педагогические условия
адаптационные реакции
здоровье студентов
образ жизни
Одной из важнейших проблем системы высшего профессионального образования в настоящее время является адаптация организма студентов первого курса к учебной деятельности. Тяжелым испытанием для данной категории студентов является информационная перегрузка, начинающаяся при изучении многочисленных учебных предметов, академический уровень и научно-информационный объем которых повышается стремительными темпами. Умственный труд, несомненно, сопровождается частыми функциональными изменениями в работе сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, центральной нервной и других систем (Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, И.А. Новикова, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев), которые усиливают нервно-эмоциональное напряжение, приводящее к нарушениям соматического здоровья в их доклинических проявлениях [2; 8]. Не могут не сказаться на здоровье студенческой молодежи также и другие факторы, среди которых: девальвация основных морально-этических и нравственных составляющих процесса воспитания, социально-экономические трудности, ухудшение экологической обстановки, увеличение учебной нагрузки, связанная с усложнением образовательных программ и многое другое. Это приводит к существенному напряжению адаптационно-компенсаторных систем организма человека, в отдельных случаях к нарушению адаптации, а также существенному уменьшению умственной и физической работоспособности студентов.

Особым периодом считается первый курс: вчерашние школьники, привыкшие к установленной системе, поступая в высшее учебное заведение, сталкиваются с новыми условиями, принципами, методами и формами обучения, новыми волнениями и эмоциональными переживаниями, у них меняется режим дня, сна, питания, труда и отдыха (В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт) [3]. Появляется необходимость адаптироваться к новой образовательной среде, новому коллективу, однокурсникам, новым преподавателям. Вместе с тем, заметно снижены функциональные способности организма первокурсников, так как большинству из них пришлось выдержать ответственные экзамены (ЕГЭ), и они полноценного летнего отдыха были лишены.

Как показали многочисленные исследования (Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова), около 73% студентов к концу первого курса в состоянии здоровья имели различные функциональные отклонения [7]. Поэтому, именно на первом курсе чрезвычайно важно правильная организация учебного процесса. Одним из правил эффективных условий организации аудиторной и самостоятельной работы студентов, по нашему мнению, является правильное сочетание труда и отдыха. Работа в обусловленном режиме обеспечивает ее эффективность и оптимальность. И, наоборот, резкое увеличение умственной деятельности перед сессией, а также в период экзаменов на соматическое здоровье студентов оказывают негативное влияние. Выученный наспех учебный материал, мало того также быстро забывается, но и в результате такой нагрузки нарушается функционирование всего организма, развивается изнеможение. В «сессионные» периоды общая продолжительность активного рабочего дня студентов составляет около 11 часов, что приводит также к нежелательным последствиям.

Таким образом, одна из наиболее существенных проблем обучения в современной высшей школе - адаптация студентов первого курса к учебной деятельности, требующей большого напряжения всех систем организма обучающегося. Уровень израсходования психических и физиологических ресурсов организма человека на выполнение конкретной деятельности, балансирование с внешней средой зависит от определенных параметров текущего функционального состояния. В свою очередь, многоуровневая функциональная система адаптации вырабатывается под воздействием психологических, психических, физиологических и физических компонентов приспособительных реакций. Вклад, который вносит каждый из этих компонентов, обусловливается соотношением двух целей адаптации -выполнения задач деятельности и сохранности гомеостаза (Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова) [1].

Структура и содержание учебно-познавательной деятельности студентов, по сравнению со школьной системой образования, усложняются: растут информационные нагрузки, характеризующиеся аритмичностью и динамичностью в работе, усложняются межличностные отношения в студенческом коллективе, усиливается гиподинамия, нарушение привычного ритма жизни и другие, не менее важные, факторы. У студентов, прибывших из других регионов, появляются проблемы, связанные с изменением уровня социально-урбанизационной среды, оторванностью от своей семьи, проживанием в общежитии, изменением условий и привычного образа жизни. Хронометражные исследования выявили комплекс нарушений режима дня первокурсников: длительные перерывы между приемами пищи - до 8-10 часов; отсутствие достаточного времени для отдыха и прогулок на воздухе, резкое сокращение продолжительности сна; несвоевременное и неполноценное питание и др. [5].

Таким образом, у студентов первого курса почти не остается времени для полноценного отдыха, нормального сна и досуга, тогда как основным условием восстановления ресурсов организма, потраченных при выполнении сложной умственной работы, является нормальный сон. Продолжительность сна 8-9 часов отмечена лишь у 30% студентов [6]. Недостаточно хорошо отлаженный режим «сон- бодрствование» и неумение студентов правильно распределить свободное время способствует увеличению эмоциональной напряженности и оказывает негативное влияние на состояние их здоровья [4].

Отсутствие научной организации умственной работы в учебной деятельности студентов современного вуза, излишнее рабочее напряжение, отрицательное эмоциональное состояние могут спровоцировать заметное снижение внутренней организованности психических и психофизиологических процессов, ухудшение памяти, ослабление внимания, снижение работоспособности, точности практических действий [5]. Интеллектуальная деятельность самым тесным образом связана с эмоциональным состоянием, которое зависит от заинтересованности студента в данной работе, сложности ее выполнения, результативности и многих других аспектов [9]. Особенности реагирования студентов целесообразно изучать с использованием психологических теорий и концепций.

Таким образом, проблема здоровьесбережения студентов первого курса, как будущего интеллектуального потенциала государства, чрезвычайно важна в настоящее время. Ее разрешение зависит как от особенностей образа жизнедеятельности первокурсников, так и от закономерностей процесса индивидуального развития обучающихся, когда заканчивается биологическое и физиологическое созревание организма и происходит интенсивное социальное развитие личности. В данном возрастном периоде в основном почти заканчивается рост в длину, нормализуется половая зрелость, показатели энергетических ресурсов на единицу массы тела становятся близкими к показателям взрослых. Однако в 17-20 лет окончательное биолого-физиологическое формирование организма еще не заканчивается и знание его специфических особенностей в этот период нужно для разработки приемов и средств целенаправленного воздействия на достижение гармоничного физического развития, укрепление и сохранение здоровья студентов [10].

Здоровье человека - это аккумулятор естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся способностью организма к самосовершенствованию, самосохранению и саморегуляции, поддержанию гомеостаза, развитию психологического и соматического статуса, при максимально эффективном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющемуся окружающему миру в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций [10]. Обеспечение здоровья человека происходит на психическом, физическом, психофизиологическом и социальном уровнях посредством сохранения здоровья и повышения его потенциальных возможностей [6].

Наиболее актуальное значение эти вопросы имеют для сохранения здоровья молодого поколения, как наиболее творческой и активной части населения. Студенчество всегда считалось резервом высококомпетентных специалистов для различных областей народного хозяйства, обусловливающим в ближайшие годы реальный интеллектуальный и трудовой потенциал государства. Проблема учебной адаптации студентов актуальна не только с точки зрения состояния их здоровья, но и в плане совершенствования учебного процесса (В.И. Дубровский А.С. Солодков)[5; 10]. Эффективная организация учебного процесса требует совершенствования системы методических и научно-педагогических мероприятий, которые должны основываться на потенциале работоспособности студентов.

В связи с вышеизложенным, чрезвычайно важным является проблема выявления особенностей адаптационно-приспособительной деятельности студентов; разработки критериев для оценки и прогнозирования уровня адаптации первокурсников к обучению в вузе; изучения психофизиологических механизмов предрасположенности и устойчивости организма студентов к отрицательным последствиям психических, физических и эмоциональных перегрузок, а также раскрытие тех факторов учебно-познавательного процесса, которые приводят к уменьшению функциональных резервов организма студентов.

Если умственная деятельность многих работников выражается в реализации интеллектуальных способностей при решении различных производственных и научных задач, то у студентов она определяется процессом обучения и заключается в усвоении все возрастающего объема учебного материала, то есть в накоплении знаний и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы.

Поскольку труд студентов, преимущественно, является умственным, важнейшей его чертой признается уменьшение объема насыщенной физической мышечной деятельности [8]. Для студентов и вообще людей умственного труда это в основном повседневная двигательная активность с преимущественно статической нагрузкой. Особую роль для восстановления их работоспособности играет активный отдых.

Первостепенной задачей педагогического процесса в системе высшего профессионального образования необходимо признать создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для профессорско-педагогического состава факультета физического воспитания и спорта Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова огромное значение имеет процесс адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности. Так как адаптация в данном случае выражает процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, то степень социальной адаптации первокурсника к учебной деятельности определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности студента, состояние здоровья, академическая активность, его личностные, поведенческие и деловые качества, ценностные ориентации, социальное окружение, статус семьи и т. п. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в высшем учебном заведении выступает залогом дальнейшего развития каждого студента как личности, будущего компетентностного специалиста. Бесспорным становится тот факт, что ускорение процессов адаптации студентов первого курса к новому для них образу жизнедеятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются весьма важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания высшего учебного заведения во многом определяется уровнем адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.

Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности. К числу важнейших интегральных функциональных характеристик организма относится общая резистентность, являющаяся показателем его устойчивости к различным воздействиям, изучение которых и определение степени адаптации организма к условиям окружающей среды позволяет выявить состояние здоровья в переходный период от нормы к болезни и своевременно начать целенаправленные профилактические мероприятия. Необходимо также оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в вузе и, в соответствии с этим, оказать социально-психологическую поддержку вхождения студентов первого курса в новую образовательную среду.

Целесообразным в решении обозначенной в статье проблемы считаем выявление основных барьеров адаптации студентов к новым образовательным условиям и нахождение путей их решения. Данное направление, в свою очередь, приводит к необходимости определения способов устранения имеющихся противоречий и осуществления, проведения консультаций и просвещения родителей студентов в вопросах эффективной адаптации студентов к работе в новой образовательной среде. В качестве основных педагогических условий решения проблемы снижения адаптационных реакций организма студентов к учебной деятельности мы предлагаем следующие:

  • организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах нового набора, раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности;
  • способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора;
  • поддерживать и развивать инициативы первокурсников, вовлекать их в работу федеральных, региональных и городских молодежных объединений;
  • способствовать созданию положительного эмоционального фона для взаимопонимания в студенческом коллективе.

Рецензенты:

Тахохов Б.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, декан психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Бекоева Т.А., д.п.н., профессор кафедры психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.