Для решения поставленных задач, в вузах необходимо формировать новые подходы к организации образовательного процесса, при котором задачи образования, воспитания и развития студентов решаются в единстве.
Для формирования научного мировоззрения большое значение имеют интеллектуальные умения, умение формировать мировоззренческие выводы, применять теорию и законы для объяснения различных или определенных явлений, устанавливать между ними связи, находить их причины.
В свою очередь, овладение интеллектуальными умениями способствует успешному усвоению студентами основных знаний, формированию творческой, всесторонне развитой личности. В этом проявляется тесная взаимосвязь задач образования, воспитания и развития, единство их решения в процессе обучения [4].
Педагогической теорией и практикой доказано, что воспитание неотделимо от обучения. Обучение тогда становится воспитывающим, когда студенты не только усваивают определенную систему знаний, умений и навыков, но и приобретают при этом качества личности, которые должны быть присущи человеку.
В процессе обучения используется комплексный подход при решении воспитательных задач. Формируется научное мировоззрение студентов, вырабатываются черты характера, формируются эстетические чувства и идеалы, осуществляется правовое просвещение, прививается любовь, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих [3].
Кроме того, в учебном процессе необходимо использовать комплексный подход в решении задач воспитания. В зависимости от содержания, наибольшее внимание на занятиях уделяется тому или иному аспекту воспитания или сразу нескольким.
Преподаватели кафедры молекулярной биологии и медицинской генетики Карагандинского государственного медицинского университета во время и вне учебного процесса, проводят беседы в группах, ведут воспитательную работу, которая предусматривает реализацию основных стратегических направлений государственной молодежной политики в области воспитания студенческой молодежи.
Целью воспитательной работы в Карагандинском государственном медицинском университете является создание эффективной модели воспитательной работы, направленной на формирование высоконравственной личности специалиста, с высшим медицинским образованием, а также совершенствование моральных качеств преподавателя высшей медицинской школы; создание гуманистической среды воспитания, способствующей формированию компетентности студентов и преподавателей, пониманию ими своего общественного долга, обладающих активной гражданской позицией, качествами патриота Казахстана, отвечающих потребностям и ожиданиям современного общества.
Для усвоения знаний большое значение имеет выбор методов обучения и организации самостоятельных работ студентов, применение проблемного подхода, в решении определенных вопросов, формулирование мировоззренческих выводов на занятиях, использование полученных знаний на практике.
Установление органической связи между обучением, воспитанием и развитием студентов КГМУ, рассматривается как ведущее направление в совершенствовании дисциплин преподаваемых на кафедре.
Большое место в преподавании дисциплины занимает проблема развития студентов, формирования умения мыслить логически, не только воспроизводить, но и творчески использовать знания для объяснения явлений, отстаивания своих убеждений.
Для повышения познавательной активности студентов, преподаватель предлагает множество различных разработанных методов и форм активного обучения, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности. Обычно, активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами.
Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами. К числу важнейших видов этих методов относится метод проблемного изложения, работа в команде - TBL (Tеам- based learning) и PBL (Problem-based learning) [1].
Особенность активного обучения заключается в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне интеллектуальной, аналитической деятельности студентов. К тому же, практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний, повышает интерес к лекциям и занятиям, что сопряжено с положительными эмоциями, эмоционально-интеллектуальным откликом на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.
Социальное взаимодействие - чрезвычайно важный аспект трудовой деятельности, поэтому проблемно-ориентированное обучение для решения поставленных задач предполагает совместную работу сотрудничающих между собой групп и работу в малых группах.
Подобная методология развивает навыки межличностных отношений, взаимодействия и совместной работы в микросоциуме, например, может даже спровоцировать «конструктивные конфликты». Во время обсуждения студентами возможных причин, описанных в случае таких событий, возникает точное подобие конфликта, который, если он конструктивен и позитивен, повышает мотивацию к учебе.
Проблемно-ориентированное обучение - особый стиль постижения знаний, при котором возможным становится полноценное овладение проблемой с глубоким, активным, стойким контекстуализированным освоением материала реальных жизненных ситуаций при максимальном использовании доказательно обоснованных мировых информационных ресурсов.
Проблемно-ориентированное обучение позволяет формировать и закреплять навыки получения знаний, способности ориентироваться в информационном поле, ориентироваться в мультидисциплинарных ситуациях.
Одним из важнейших условий в проблемно-ориентированном обучении является активное сотрудничество обучающихся с целью более разностороннего изучения проблемы и формирования жизнеспособных решений.
В отличие от традиционных инструкций, зачастую получаемых из лекционного курса, изучение материала в процессе проблемно-ориентированного обучения обычно проходит в виде занятий в аудитории, в небольших по численности группах студентов, обычно в форме дискуссии, направляемой преподавателем.
Студенты берут на себя большую ответственность за собственное обучение. При этом роль преподавателя может сводиться к роли эксперта по обсуждаемой проблеме, руководителя по пользованию информационными источниками и консультанта в выполнении группового задания (тьютора).
Таким образом, в проблемно-ориентированном обучении роль преподавателя состоит в поощрении активного обсуждения проблемы, обеспечении взаимодополняющей работы студентов, обеспечении возможности получения соответствующей информации, поддержании «русла» ведения обсуждения. Такая форма общения позволяет успешнее обсуждать все вопросы, постигать их суть, и что еще важнее, оставляет более глубокий след в памяти, нежели «озвучивание» мнения преподавателя [5].
Также в «стенах» нашего университета в рамках проекта «Tempus» ePBLnet проводятся занятия по PBL у студентов 1-3 курсов по специальности «Общая медицина». PBL, как инновационная форма обучения, которая показала свою эффективность в современных условиях для подготовки медицинских специалистов к будущей профессиональной деятельности. Внедрение PBL потребовало планомерного подхода к его организации и внедрению, прежде всего подготовки тьюторов.
Важнейшим элементом PBL является участие тьютора, которое является необходимым условием эффективной реализации PBL, так как задача тьютора состоит в умении организовать студентов к самостоятельному поиску знаний, оказании консультативной помощи, погружения студентов в ситуации, которые требуют анализа и поиска решения.
В профессиональной деятельности Тьютора необходимо формирование особых навыков фасилитации, умения слушать и умения слышать, не доминировать, не «блистать знаниями», не быть односторонним источником информации, развивать студентов и развиваться самому через поиск, анализ и синтез новой информации.
При проблемно-ориентированном обучении студент является частью команды по решению проблемы, а тьютор координирует деятельность группы, так чтобы сами студенты получили ответы на собственные вопросы по проблеме.
На наш взгляд, проблемно-ориентированное обучение является эффективным способом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, так как студенты учатся определять проблемы пациентов, формировать гипотезы, выявлять связи между полученными результатами и оценивать собственную работу и работу тьютора, а так же способом совершенствования педагогического мастерства через изменение психологии традиционного обучения, где преподаватель - не односторонний источник информации, а наставник, побуждающий к мышлению, самостоятельному поиску, анализу информации.
Активные методы обучения является не только эффективным подходом к освоению учебного материала, но также способствует развитию ценных жизненных навыков, таких как критическое мышление, способность решать проблемы и принимать решения, умение слушать и слышать друг друга. Этот метод дает возможность развить у студентов - медиков умение исследовать, работать в команде, применять свои знания и навыки на практике, пробуждать студента к активному обучению на протяжении всей жизни [1].
Важным показателем развитого мышления студентов служит умение сравнивать. Для овладения этой операцией студенты должны соблюдать последовательность действий: определять название объекта, выделять существенные признаки сравниваемых объектов, сопоставлять их и выявлять черты сходства и отличия, делать выводы.
Для выработки таких умений на кафедре молекулярной биологии и медицинской генетики профессорско-преподавательским составом разработан ряд лабораторных работ, где осуществляется взаимосвязь научной деятельности и практических занятий.
Научные работы активно внедряются в учебный процесс, развивая у студентов научное мышление, стимулируя студентов заниматься научно-исследовательской деятельностью, осуществляя взаимосвязь с клиническими дисциплинами.
Главная задача обучения студентов в КГМУ - развить систему знаний по годам обучения. Решение данной задачи требует применения последовательной системы обобщений; частное понятие формируется на основе обобщения фактов и завершается формулировкой определения. Затем следует обобщение ряда частных понятий в более общее. Каждый этап формирования понятий заканчивается его расширением и углублением на основе предшествующих знаний [5].
Для выработки или развития таких понятий на кафедре молекулярной биологии и медицинской генетики КГМУ, разработан ряд элективных дисциплин, дающих возможность расширения знаний по предметам базовых дисциплин.
Овладение умением обобщать обеспечивает возможность подходить осмысленно к любому факту, анализировать его и находить место в системе знаний, придавать фактам четкую структуру, формулировать выводы, находить общее в изучаемых объектах и явлениях.
Для обучения этому умению важно в процессе изучения дисциплины обнаруживать черты закономерности в рассматриваемых фактах, процессах, объектах; постепенно увеличивать объем материала, по которому надо сделать выводы (статья, тезис, параграф, тема), переходя от частных выводов к общим, развивая логическое и абстрактное мышление.
На кафедре молекулярной биологии и медицинской генетики студенты занимаются научной работой, по полученным результатам проводят анализ и оформляют тезисы и статьи.
Таким образом, профессорско-преподавательский состав кафедры молекулярной биологии и медицинской генетики успешно реализует взаимосвязь между образовательным процессом, воспитательным аспектом, научным и общим развитием студентов, применяя различные формы, методы и критерии образовательного процесса, для достижения высокого уровня качества высшего образования, развития личности соответствующего лучшим мировым практикам.
Таким образом, задача современного преподавателя - не только предоставить студенту знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и снабдить его жизненно важными навыками сбора необходимой информации исследовательской деятельности, принятия научно-обоснованных решений, умением эффективно взаимодействовать с коллегами, сохранять и представлять результаты своей работы.
Рецензенты:
Терехин С.П., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены питания, общей гигиены и экологии, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда;
Муравлева Л.Е., д.б.н., профессор, заведующая кафедрой биологической химии Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда.