Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PATRIOTIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

Omarova P.O. 1 Dzhamaludinova Z.G. 1 Magomedov D.Z. 1
1 FGBOU VPO "Dagestan State Pedagogical University"
The authors have developed and tested a method of patriotic education of primary school pupils, taking into account the dynamics of the age of the younger schoolboy. The methodology put four-stage program, which includes the following target installation: the formation of a culture of peace and tolerance, education of culture of international dialogue, the formation of citizenship and a sense of involvement in the fate of the state, the formation of Russian national identity. In this primary school teacher realizes local history, sports games, and environmental conservation, as well as the creative direction of patriotic education of younger students. As suggested by the authors of such innovative methods of education are: historical and ethnographic expedition mini-games heroic and patriotic, ecological landings, the organization of collective creative affairs (the creation of photos, presentations, Microsoft Power Point, and patriotic mini-films).
patriotic education
junior high school students
the formation of Russian national identity
binary lessons
local history education
Республика Дагестан является уникальной моделью полиэтнического общества, в котором мирно сосуществуют представители более 30 автохтонных народностей, а также этносов, появившихся на этнополитической карте Дагестана в результате различных миграционных процессов. Это обуславливает и специфику национально ориентированного образования в начальных классах, подробно рассмотренную в исследованиях С.Т. Тучалаева [7]. В ходе экспериментальной части исследования мы пришли к выводу, что в зависимости от характера обучения (на родном языке или на русском), патриотическое воспитание учащихся начальных классов приобретает качественное своеобразие, отражающееся на характере формирования общероссийской идентичности. Дети, обучающиеся в первых трех типах школ, развиваясь в определенной степени локализованной этнокультурной среде, больше приобщены к национально-ориентированным ценностям своего народа, владеют родными языками, обычаями и традициями. Однако, на наш взгляд, недостаточность контактов с другими этническими общностями и малая география передвижений способствуют развитию местечкового патриотизма и затрудняет формирование общероссийской идентичности у младших школьников.  Дети, обучающиеся в школах с многонациональным составом, и имеющие возможность полноценного взаимодействия в полиэтнических условиях, имеют более высокий уровень культуры межнационального общения и более высокие социально-психологические личностные ресурсы для формирования общероссийской идентичности.

Разработанная нами программа патриотического воспитания учащихся начальной школы в полиэтнических условиях дагестанского общества включает в себя следующие ступени работы:

1 ступень -  формирование толерантности и культуры мира;

2 степень - воспитание культуры межнационального общения;

3 ступень - формирование гражданственности и чувства причастности к судьбе государства;

4 ступень - формирование общероссийской идентичности.

Логика выделения этих степеней предполагает поэтапный переход от более примитивного принятия многообразия окружающего социального мира к воспитанию в духе дружбы народов, которая становится фундаментом для формирования первичных представлений о своей Родине, многообразии народов и этносов, культур и конфессий [2, 3]. Вершиной патриотического воспитания в начальной школе  в ходе специально организованного педагогического воздействии на уроках становится формирование общероссийской идентичности младших школьников, методологические основы которого рассматриваются в наших исследованиях [4, 5, 6].

Цель исследования: разработать и апробировать методику патриотического воспитания учащихся начальных классов.

Материал и методы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами была разработана система уроков патриотического воспитания, органически встроенная в предмет «Человек и окружающий мир», которая предполагает использование методов активного социально-педагогического обучения и современных информационных технологий, а также содержание и методы внеурочной деятельности, направленной на формирование патриотических чувств у учащихся начальных классов. Тематически уроки построены на базисе выдвинутых нами ступеней патриотического воспитания в начальной школе и по принципу концентрического обучения.

Если в первом классе мы действуем в направлении формирования толерантности и культуры мира, лишь затрагивая тему любви к Родине, то в четвертом классе мы целенаправленно работаем над формированием общероссийской идентичности. 

Уроки патриотического воспитания в 3-4 классах проводятся 1 раз в два месяца как сдвоенные (бинарные) уроки в связи с тем, что представляют собой инновационные формы обучения на основе социально-психологического тренинга, требующего двух академических часов работы, так как предполагают не только проведение мини-лекций, упражнений, заданий, игр, но и шеринг - инициированное педагогом обсуждение учащимися каждого вида проделанной работы. Помимо организации патриотического воспитания на специально отведенных уроках мы разработали основные направления работы учителя начальных классов в указанном направлении:

1. Историко-краеведческое направление предполагает следующие как традиционные формы работы: экскурсии, беседы о родном крае, конкурсы сочинений, изучение устного народного творчества и малых форм фольклора, проведение народных праздников, так и предлагаемые нами  историко-этнографические мини-экспедиции. В исследованиях А.Х. Чупанова  показана роль туристической и этнографической деятельности в формировании личности подрастающего поколения. Исходя из выдвинутого им тезиса о влиянии изучения родного края на развитие и воспитание ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм-технологию организации историко-этнографических мини-экспедиций младших школьников:

1. Инициируемый педагогом выбор темы или персонажа историко-этнографического исследования.

2. Создание инициативной группы по подготовке экспедиции.

3. Сбор первичной информации о том, где может быть аккумулирован основной материал по теме (чаще всего, в музеях и библиотеках), однако мы практикуем и выезды на местности, где необходимый материал менее систематизирован и архивирован, например, в Дербентскую крепость.

4. Определение мест проведения экспедиции и картографирование поиска.

5. Проведение самой экспедиции при участии учителя начальных классов и родителей и сбор информации (включая фото- и видеосъемку).

6. Анализ собранного материала и подготовка презентации по мотивам историко-этнографической экспедиции.

7. Демонстрация в торжественной обстановке результатов, полученных ребятами в ходе проведения историко-этнографической экспедиции.

Следует отличать экспедицию от простой экскурсии, так как она предполагает сбор, активный анализ, систематизацию, обобщение информации и выдачу определенного коллективного продукта, в то время как в ходе экскурсии ребенок чаще всего просто поглощает определенное количество информации без последующей обратной связи.

В качестве примера мы можем привести историко-этнографическую экспедицию 4 класса на тему: «Очаг мой Дагестан». Учителем были предложены на выбор несколько тем («Очаг мой - Дагестан», «История дагестанского костюма», «По местам боевой славы», «Герои в нашей жизни» и др.). Учащиеся 4 класса, выбрав тему для историко-этнографической экспедиции, создали инициативную руководящую группу, которая при ненавязчивом фасилитирующем контроле со стороны учителя распределила задания для участников экспедиции. Первым заданием стало узнать у родителей, где можно собрать материал на выбранную тему. После двухдневного обсуждения были определены точки сбора информации и нанесены на импровизированную карту. Затем был создан план экспедиции. Весь класс был разделен на несколько подгрупп, у каждой из которых была своя подтема («Махачкала», «Природа Дагестана», «Расул Гамзатов», «аул Кубачи», «Унцукуль», «Балхар», «Дагестанский костюм»). При этом каждый участник подгруппы получил свое небольшое задание. Была создана карта историко-этнографической экспедиции.

Так как большинство линий карты сходились на Краеведческом музее г. Махачкалы, то был организован поход в музей совместно с родителями, которые были «вооружены» фотоаппаратами. После похода в музей, проанализировав и обсудив полученные материалы, учащиеся уже в ходе самостоятельного поиска в семейных и школьной библиотек продолжили свое исследование. Через неделю все подгруппы (при помощи родителей и учителя) создали свои презентации, которые были соединены в целое. Многообразие походов к анализу предложенных тем, объединенных общим замыслом, позволило создать презентацию «Очаг мой - Дагестан!» и небольшой ролик о том, как осуществлялась сама экспедиция, которые были показаны на общешкольном мероприятии, посвященном Дню Конституции Российской Федерации.

2. Спортивно-игровое направление осуществляется учителем начальных классов во взаимодействии с учителем физкультуры и другими учителями школы. Методология такой работы разработана в трудах А.Х. Чупанова [1, 8, 9, 10] Спортивно-игровое направление в нашей методике представлено двумя вариантами игр - подвижными национальными играми и играми героико-патриотического содержания. Разнообразные подвижные игры народов России позволяют сформировать у детей младшего школьного возраста интерес к национальным традициям и обычаям народов Российской Федерации, способствуют осознанию многообразия и полиэтничности нашей страны, что является своеобразной основой для формирования общероссийской идентичности. Сложностей в методической организации такой игры не возникает даже у самых неопытных учителей. Что касается игр героико-патриотической направленности, то здесь технология организации игры сложнее. Тем более что эффективнее игры, в которых создаются разновозрастные отряды, и младшие школьники участвуют вместе с более старшими учащимися. Алгоритм действий учителя следующий:

  1. Согласование идеи организации игры героико-патриотического содержания с администрацией и психолого-педагогическим коллективом образовательного учреждения.
  2. Разработка сценария игры совместно с другими учителями школы.
  3. Определение маршрута проведения игры.
  4. Обеспечение техники безопасности на всех этапах реализации игровых действий.
  5. Подготовка маршрута и обеспечение точек необходимыми игровыми атрибутами.
  6. Создание отрядов-участников игры и определение дня начала игры.
  7. Распределение заданий и начало игры.
  8. Контроль хода выполнения игры.
  9. Подведение итогов и торжественное награждение победителей.
  10. Последующее обсуждение в классе игры с точки зрения идеи патриотизма и формирования общероссийской идентичности.

3. Природоохранное и экологическоенаправление воспитания в нашей работе представлено технологией организации экологического десанта. В сельской местности экологический десант младших школьников может быть направлен на сохранение родника, изучение флоры или фауны родного края, проведение экологической экспедиции, аналогичной историко-краеведческой. Однако здесь природа родного края выступает самоценностно, ее изучение и сравнение с другими регионами России выступает основной целью.

В городе Махачкале наш экологический десант занимался уборкой территории, уходом за растениями, нанесением извести на деревья (чтобы сохранить их от насекомых и т.д.). Здесь учителю начальных классов следует проявлять определенную чуткость и использовать свои педагогические возможности для соответствующей мотивации школьников, чтобы не вызвать у них отвращения и брезгливости к довольно-таки грязной работе. Поэтому весьма важно подготовить для каждого ребенка одноразовые гигиенические перчатки, пакеты-мешки для сбора мусора, организовать родительскую общественность, транспорт для вывоза заполненных мешков.

4. Творческое направление. Организация коллективных творческих дел, как показано в наших исследованиях, способствует формированию толерантности и межкультурной коммуникации детей и молодежи. В связи с этим мы предлагаем учащимся начальных классов создание творческих фотографий, презентаций MicrosoftPowerPoint и мини-фильмов патриотической направленности. Следует отметить, что создание подобных творческих проектов требует от младшего школьника активизации всех его творческих ресурсов, обращение к его эмоциональности и активности, формирует навыки общения и социального взаимодействия, так как предполагает работу в творческом коллективе сверстников, выполняющих определенный проект.

В связи со спецификой возраста на начальных этапах работы инициатором создания творческого продукта патриотической направленности выступает учитель начальных классов, от которого требуется некоторый уровень владения современными способами любительской цифровой фото- и видеосъемки, монтажа любительских социальных роликов (возможно - c использованием программ MicrosoftWindowsMovieMaker  и MicrosoftWindowsDVD-студия), владения программами цифровой коррекции фотографий (например, AdobePhotoshop).  В некоторых случаях целесообразно привлечение родительской общественности для обеспечения технических моментов использования современных информационных технологий в патриотическом воспитании младших школьников. Мы практиковали привлечение учащихся более старших классов, что было более эффективно, так как в определенной степени срабатывает технология социального обучения по принципу «равный - равному» и опосредовано влияет на уровень патриотического воспитания привлеченных учащихся среднего и старшего звена школы.

Предлагаемая нами технология создания коллективного творческого проекта патриотической направленности, помимо технического обеспечения, включает в себя следующие организационные моменты:

  1. Мотивирование учителем выполнения творческого проекта.
  2. Создание детской инициативной группы по реализации творческого проекта.
  3. Распределение ролей в рабочей группе (сценарист или сценарная группа, художник, оператор, монтажер, докладчик и т.д.).
  4. Разработка сценария творческого продукта патриотической направленности.
  5. Распределение актерских ролей и их заучивание.
  6. Реализация сценария и цифровая фото- и видеосъемка.
  7. Монтаж получившихся фрагментов или коррекция фотографий.
  8. Коллективный просмотр детской инициативной группой творческого продукта патриотической направленности с целью контроля и возможной коррекции.
  9. Организация просмотра в торжественной обстановке, приуроченной к общероссийским праздникам, во всешкольном или даже районном (городском) масштабе.

Выводы:

Апробация предлагаемой нами программы и оценка ее результативности с использованием методов вариационной статистики (t-критерий Стьюдента) свидетельствуют об эффективности предложенных нами рекомендаций: так как среди детей, принимавших участие в исследовании, к пятому классу практически не обнаружено школьников с 1 уровнем (самым низким) сформированности патриотизма. Только пятая часть выборки демонстрирует второй уровень (19%). Большинство детей после проведения формирующего эксперимента характеризуется 3 и 4 уровнем сформированности патриотизма. У большинства детей выборки (56%) отмечается высокий уровень общероссийской идентичности.

Таким образом, предложенная нами методика является эффективным средством оптимизации процесса патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения в начальной школе, способствует формированию общероссийской идентичности юных граждан, что является весьма важным фактором развития установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.

Рецензенты:

Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специально психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала;

Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.