Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE EMOTIVE ADJECTIVES WITH EVALUATIVE SEMANTICS

Parsieva L.K. 1 Gatsalova L.B. 1
1 FSBEE MVT North Ossetian State University after K.L. Khetagurov
Adjectives are one of the most important and regular means of expression of evaluation values, as evidenced by their ability to form a functional-semantic field essential concept of value, valuation. In their axiological field, reflecting the interaction of quality categories and the category evaluation is the process of "transformation" of the semantic, grammatical, pragmatic signs of the name. This process demonstrates the ongoing development of the linguistic consciousness of the individual. The ability to reflect on the semantic structure of all components of the evaluative semantics – subject, object, nature, basis, implementing them in signs-pragmems, the connotations and functions, demonstrates the richness of the pragmatic potential of attributive word, his purpose for the creation of evaluative text. The evaluative function of adjectives forms the evaluative discourse of identity, expressing opinion about the value of different objects, updates the value space of language. A prospective study of thesaurus of adjectives with the estimated value from the point of view of differentiation of real objects, and from the standpoint of semantic and stylistic functions.
level adjectives
Ossetic language
emotiv-evaluative semantics
adjective
В последние десятилетия постоянно растет интерес ученых-лингвистов к изучению феномена категории оценки, являющейся одной из самых востребованных в языковой картине мира говорящего, так как семантика ее несет в себе систему ценностей окружающего мира и ценность человека в нем, объективированные в единицах языка. Увеличивается разнообразие подходов к исследованию данной категории - социолингвистический, лингвокультурологический, коммуникативно-прагматический, функционально-семантический, когнитивный, семантико-стилистический и др. Динамика оценки, отражающая изменчивость качеств мира и человека, приводит к преображению языковых процессов и языковых единиц, важность которых в лингвистическом сознании и речевой деятельности несомненна, поэтому они нуждаются в описании и исследовании [1].

К числу таких единиц относится имя прилагательное, которому онтологически присуща признаковость (отношение, в том числе ценностное) как основа качества, а его типология базируется на различиях между носителями признака, объектами оценки. Оно указывает на определенное состояние, качество, признак, присущий или приписываемый объекту. Имя прилагательное нуждается в полном комплексном осмыслении его семантико-грамматических и коммуникативно-функциональных свойств на основе аксиологического подхода. Важную роль играет и развитие прагматического потенциала языковых единиц, в том числе имен прилагательных, усиление их воздействующей силы, а также необходимость системного изучения оценочной функции как стратегии воздействия на адресата.

Целью данной статьи является рассмотрение имен прилагательных с эмотивно-оценочной семантикой как наиболее яркого средства языкового выражения экспрессивности признака в осетинском языке.

В ходе исследования используются методы лингвистического анализа текста, непосредственного наблюдения и описания. Материалом послужили публицистические тексты республиканской периодической печати на осетинском языке.

При исследовании оценочной семантики эмотивных имен прилагательных особое значение имеет изучение компонентов ее структуры и их участие в формировании признаковой природы оценочной функции, установление соотношения  объективного и субъективного факторов оценочного значения, реализуемое в структуре и семантике прилагательного.

Кроме того, важно и выявление системы оценочных знаков-функций, прагмем и коннотаций как реализации оценочного значения имен прилагательных; установление специфики выполняемой прилагательными оценочной функции (по отношению к субъекту и объекту оценки), детерминирующей их квалификацию как прилагательных с оценочным значением; наблюдение корреляции этих знаков с дескриптивными прилагательными (прилагательными, относящимися к традиционным лексико-грамматическим разрядам) и т.д. По мнению Н.Н. Беловой, оценка в лингвистике и смежных с ней науках рассматривается в качестве многоаспектной категории, соотносимой с ценностной шкалой, и определяется как положительная или отрицательная характеристика объекта, связанная с признанием или непризнанием его ценности с позиций ценностных критериев.  Процесс абстрагирования признака, представление о нем как обобщенном понятии о признаке, свойственном объектам одного класса, усиливает позиции прилагательного среди средств выражения оценки, делает его одним из самых продуктивных и выразительных актуализаторов оценочного значения, сближает атрибутивную «картину мира» с оценочной в ментальном поле языковой личности и в реализации их средствами языка. Основой для развития в именах прилагательных категориальной оценочной семантики, формирующей оценочные прилагательные (прилагательные с оценочным значением) с присущими им специфическими лексико-семантическими, грамматическими и коммуникативно-прагматическими признаками, являются качество и качественность. На этих категориях основан признак ценности/антиценности, определяющий природу оценочного знака [1]. Этот тезис универсален для всех языков, в том числе и для современного осетинского литературного языка. Возьмем, например, газетную публикацию (республиканская газета «Слово», октябрь, 2015, с. 4). Уже в заголовок статьи вынесено имя прилагательное в оценочной семантикой:

«Номдзыд ахуыргонды тыххæй» - «Об известном ученом» (заголовок статьи в газете «Слово», октябрь, 2015, с. 4).

Имя прилагательное номдзыд «известный» в осетинском языке выражает оценку с положительной эмотивной окрашенностью. Далее этот заголовок поддерживается лексическими средствами выражения заданной оценки, представленными различными частями речи:

«Ирыстоны йæ уды фарнæй æмæ уаз зонды бæркадæй стыр хæрзты чи бацыд, ирон лæг сæрыстырæй æмæ буцæй кæй ном фæзæгъы нæ уыцы намысджын фырттæй иу у номдзыд ахуыргонд - иранист, Советон Цæдисы æмæ Хетæгкаты Къостайы номы паддзахадон премийы лауреат, филологон наукæты доктор, профессор, нæ бæстæйы наукæты академийы æцæг уæнг (академик), Уæрæсейы æмæ Цæгат Ирыстоны наукæйы сгуыхт архайæг Абайты Васо» - «Среди тех славных сынов Осетии, которые богатством своей души и необыкновенной мудростью очень много доброго сделали для своего народа, о ком осетины говорят с гордостью и благоговением известный ученый-иранист, лауреат Госуарственной премии Советского Союза и премии имени Коста Хетагурова, доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии наук (академик), Заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания Васо Абаев».

Среди эмоционально-окрашенных лексических средств в данном предложении есть выражения с оценочной семантикой, состоящие из определения с определяемым словом (предмет и его признак, существительное+прилагательное):

- уаз зонд «необыкновенная мудрость»,

- стыр хæрзтæ «много доброго»,

- номдзыд ахуыргонд «известный ученый»,

- сгуыхт архайæг «заслуженный деятель»,

- намысджын фырттæ «славные сыны».

Поддерживается хвалебный и пафосный тон данного высказывания также  наречиями сæрыстырæй «гордо» и буцæй «благоговейно».

В предложении «Уымæн æмæ Къостайы фæстæ йæ адæмæн фылдæр хæрзты чи бацыд, зæрдиаг æмæ йын биноныг лæггад чи бакодта, уый уыд Васо» - «А после Коста человеком, сделавшим для своего народа больше всего хорошего и добросовестно служившим ему был Васо», прилагательные зæрдиаг и биноныг дополняют высокую  оценку труда ученого.

Положительная оценочная характеристика в данном публицистическом тексте  дальше реализуется при помощи лексических единиц, традиционно являющихся средствами выражения такой оценки. Большую роль в этом играют существительные кад «почет», намыс «слава», уæздандзинад «благородство», æфсарм «совесть», уарзт «любовь», куыстхъомдзинад «работоспособность», фарн «благодать», зонд «ум», титан, фæллой «труд» и др. Но основной оценочный фон все-таки создают качественные прилагательные. Кроме вышеперечисленных, в тексте видим также следующие прилагательные с оценочной семантикой: тæмæнтæкалгæ «сияющий, сверкающий», зындгонддæр «известнейший», хуыздæр «лучший», хуымæтæг «простой», цæстуарзон «доброжелательный», бæллиццаг «завидный, о котором можно мечтать», ахадгæ «внушительный, значительный», мидисджын «содержательный».

Реализуя свою функциональную направленность в коммуникативной ситуации особого - оценочного типа, имена прилагательные с оценочным значением способны наполнить высказывание различным коммуникативно-семантическим содержанием в зависимости от интенций говорящего и свойств ненаблюдаемости, неинформативности, эмоциональности.  Похвала, осуждение, совет, рекомендация, предупреждение, желание, нежелательность и эмоциональная оценка как типы речевого оценочного акта обнаруживают богатство семантических возможностей имен прилагательных, выражающих значение одобрения - неодобрения.

Постоянно оценивая себя, других людей, окружающую действительность, человек выражает свое отношение разнообразными средствами, имеющими или не имеющими эмотивный характер. И это характерно не только для публицистического текста. Например, в осетинском фольклоре этот тезис не исключение, а еще более яркое подтверждение. Так, в сказках мы встречаем имена прилагательные, имеющие четкую положительную или отрицательную оценочную семантику, в зависимости от отношения сказителя к герою сказки:

 «Уыцы рæстæджы хæфсы лæппын райхæлди æмæ рагæпп ласта сызгъæрин цокораджын лæппу, бæстæ ныррухс, мадыл цыма æркасти сæууон хур» - «В это время лягушонок превратился в златокудрого мальчика, все кругом озарилось светом, а для матери как будто солнце утреннее взошло» [4, с. 203].

«Бæдæйнаг уосæ дæр и гъæубæсти кизги рæсугъд æма лæхъуæни дзæбæх нæбæл фæууагъта, æримбурд сæ кодта æма гъаст исаразта» - «Замечательная жена и первая красавица села оставила нашего хорошего парня, собрала всех и устроила танцы» [4, с. 145].

Выбор эмотивно-оценочных средств зависит от жанра и темы конкретного текста. В этом смысле очень показательным является газетный текст в жанре эссе, главной героиней которого является мать - святой для каждого кавказца (да и для других народов тоже) человек. Положительную оценку автор данного эссе дает при помощи различных средств, основными из которых являются наполненные положительной оценочной семантикой эмотивные сочетания «существительное+прилагательное»:  сыгъдæг сулæфт «чистое дыхание», удджын сконд «душевный настрой», хъæздыг зæрдæ «щедрое сердце», фæлмæн цæстæнгас «мягкий взор», æнкъараг зæрдæ «тонко чувствующее сердце», фæлмæн къухтæ «нежные руки» и др.

На примере данного языкового материала подтверждается гипотеза о том, что в современном осетинском языке выполнять оценочную функцию, то есть выражать одобрительное или неодобрительное, положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету речи, способны качественные и относительные имена прилагательные во всех степенях сравнения благодаря соотношению категории качества и категории оценки, реализуемой в именах прилагательных в условиях контекста и среды. В русском языке такими свойствами обладают все категории и разряды прилагательных, например: 

- качественные: Пусть я буду пошлым и смешным, пусть меня считают упрямым и тупым, но я не сдамся (А. Кабаков); 

- относительные: Лицо его становилось томным, масленым (А. Чехов); Это какая-то артезианская любовь. Раз и навсегда. На всю оставшуюся жизнь (С. Есин);

- притяжательные: У актрисочки, точно, голосок был хорошенький, - звонкий, соловьиный, медовый (Ф. Достоевский) - все три разряда в одном высказывании;

- местоименные: К счастью, между Достоевскими у Гинкаса и Фокина, у Женовача и Еремина, у Козлова и Додина такие дистанции, что вывести из их спектаклей образ «настоящего» Достоевского не взялся бы никто. Но именно в результате подобной попытки и мог бы получиться тот «никакой» Достоевский, что выходит на сцену Пушкинского театра (Коммерсант, 13.02.1996);

- порядковые: Кафедра терапии и кардиологии, можно сказать, первая среди равных, бессменно возглавляемая членом-корреспондентом РАМН, доктором медицинских наук, профессором Александром Александровичем Дзизинским, - фактический исток Иркутского государственного института усовершенствования врачей (Восточно-Сибирская правда, 27.05.2009); Твой номер шестнадцатый, помалкивай в трубочку, ясно? Жеглов. Твой номер шестнадцатый, смотри за клиентом. (Место встречи изменить нельзя).

Таким образом, имя прилагательное является одним из важнейших средств выражения оценочной семантики. При этом можно говорить об универсальном характере оценки как комплекса логических, философских, психологических и лингвистических проблем в языковой картине мира. Двойственный характер природы абсолютной качественной оценки в осетинском языке - семантика качества (ценностного признака, приписываемого объекту) и семантика отношения (мнения о ценности) - коррелируют при репрезентации категории оценки именами прилагательными, демонстрируя неразрывное единство субъективного и объективного факторов оценочного значения. Прилагательные с оценочным значением стремятся к семантико-грамматической самостоятельности в системе разрядов имен прилагательных, обусловленной спецификой коммуникативно-прагматической функции.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научного проекта № 14-04-00360 «Эмоции в современной парадигме культурно-языкового взаимодействия».

Рецензенты:

Дреева Д.М., д.фил.н.,  зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ;

Калабекова Л.Т., д.фил.н., доцент ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.