Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESSES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Akvazba E.O. 1 Akvazba S.O. 2 Gubanova V.O. 2
1 Tyumen State Oil and Gas University
2 MAEC sch. № 59 Tyumen
In modern conditions the role of educational organizations in the process of formation of socially Mature, highly cultured, socially responsible and intellectually advanced member of civil society is increasing, which leads to the actualization of the problem of evaluating the effectiveness of the current system of educational work in educational organizations specific taking into account its specificity.The object of the research in the article is an educative process in educational organizations. The subject of research is the effectiveness of the quality management system of education as unity of education and upbringing in the modern educational organization.The most significant methods in the process of the study were: the analysis of pedagogical, psychological, methodological literature on the research problem; modeling of the control system of educational process; comparison and generalization in the analysis of the effectiveness of the management of educational process; to obtain actual material – a method of observation, testing, questioning, interviews of various types.The effectiveness of the educational organization, the quality of education as the unity of educational and learning processes depend on a functioning system of control of its personnel on the basis of management models that take into account pedagogical conditions.
school management
reflective design
socialization
model management
effectiveness criteria of management systems
system of management
quality of education
comprehensive organization
effective management
educational process
В настоящее время в условиях модернизации современной системы образования РФ, экономики страны, развития гражданского общества и активного включения его в инновационные процессы особенно значимой становится роль образовательных организаций как решающего фактора в формировании общественно-нравственной и социально-активной личности. От правильного понимания ориентиров и содержания воспитательной работы, соблюдения закономерностей отношений, выстраиваемых между всеми субъектами образовательного процесса, зависят эффективность и качество образования как единого процесса обучения и воспитания личности.

Исследованию процесса воспитания большое внимание уделяли следующие зарубежные авторы: Р. Гарролд, И. Гоффман, X.Й. Лийметс, А. Маслоу, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, Р. Тернер, У.М. Уэнтворд, И. Таллмен и др., в отечественной педагогике этому аспекту проблемы посвящены работы Е.В. Бондаревской, И.К. Дракиной, И.П. Иванова, И.А. Зимней, И.А. Колесниковой, В.С. Кукушкина, Л.П. Маленковой, В.А. Сластенина, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щурковой и др. Работы следующих авторов раскрывают содержание воспитательного процесса в общеобразовательной школе: Борытко Н. М., Рожкова М.И., Байбородовой Л.В., Подласого И. П., Лихачева Б. Т., Новоторцевой Н.В., Русиновой Л. П., Воронина А. С. и др. Управленческий аспект образовательных организаций в целом представлен в работах В.И. Загвязинского, В.А. Караковского, Ю.А. Конаржевского, М.Л. Левицкого, А.А. Орлова, М.М. Поташника, Н.С. Сунцова, Р.Х. Шакурова и др. Управление воспитательным процессом в рамках теории воспитательных систем описано в работах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, А.М. Сидоркина, Е.Н. Степанова и др.

Однако на сегодняшний день остаются неразрешенными противоречия, связанные с тем, что, во-первых, экзогенные и эндогенные факторы обуславливают организацию воспитательного процесса в общеобразовательной организации, что создает сложности в выборе объективных показателей эффективности системы управления; во-вторых, несмотря на существующее многообразие исследований по педагогическому менеджменту, герменевтико-ориентированное управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации не имеет широкой практической распространённости.

Нашей целью было разработать систему управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации и апробировать её эффективность в конкретной общеобразовательной организации.

Предмет исследования - эффективность системы управления; объект исследования - воспитательный процесс в общеобразовательной организации.

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были определены следующие задачи исследования: изучить теоретические основы трактовки понятия «воспитательный процесс», «эффективность системы управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации»; определить совокупность показателей (критериев) эффективности системы управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации; разработать и теоретически обосновать эффективную систему управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации; разработать практические рекомендации по повышению эффективности системы управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации.

В соответствии с целью и задачами исследования применялись следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; моделирование системы управления воспитательным процессом; сравнение и обобщение при анализе эффективности системы управления воспитательным процессом; для получения фактического материала - метод наблюдения, тестирование, анкетирование, беседы разного типа.

Нами были сформулированы следующие положения. Воспитательный процесс в современной общеобразовательной организации приоритетен, что определяет необходимость переосмысления подходов к моделированию воспитательной работы и системе управления ею.

Управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации на основе систематизации всего спектра показателей, влияющих на воспитание и социализацию всех субъектов образовательного процесса, способствует оперативному диагностированию имеющихся затруднений и своевременной корректировке проблемных зон.

Разработка и внедрение модели герменевтико-ориентированного управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации способствует повышению его эффективности.

Эффективность управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации может быть определена по двум основным критериям: степень включенности субъектов образовательного процесса в жизнедеятельность и соуправление общеобразовательной организацией; уровень сформированности позитивного отношения обучающихся и родителей к школе.

Базой экспериментального исследования являлась средняя общеобразовательная школа города Тюмени. Исследование было начато в 2010(11) учебном году. Сейчас оно находится на завершающем этапе - систематизация и обобщение теоретических положений и научно-методических рекомендаций, разработка и апробирование герменевтико-ориентированной модели управления воспитательным процессом в образовательной организации, анализ эффективности разработанного материала; математико-статистическая обработка эмпирических данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Обращаясь к проблеме качества образования в образовательной организации, мы прежде всего говорим об образовательном процессе как единстве обучения и воспитания. Понятие «процесс» в материалах стандартов международной системы менеджмента качества (ИСО) [5] определяется как совокупность взаимосвязанных ресурсов (кадровых, технических, технологических, временных и др.) и деятельности, которая преобразует продукт (индивида) на входе и на выходе.

Управлять воспитательным процессом, по нашему мнению, значит организовывать целенаправленное взаимодействие всех участников образовательных отношений для достижения конкретной воспитательной цели. Управление процессом воспитания осуществляется с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с детьми.

Эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике, она обусловлена мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ, с которого начинается и которым заканчивается любое управленческое действие или решение. Отслеживание эффективности воспитательного процесса в школе осуществляется посредством педагогического контроля.

Мы считаем, что эффективность управления любым процессом возможна только при системном подходе, поэтому нами была разработана и внедрена модель «Система управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации». Данная модель имеет трёхуровневую структуру, в которой запущены управляющие бизнес-процессы (диагностика и планирование, организация и обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, целеполагание, внутришкольный контроль), основные бизнес-процессы (организация и осуществление внеурочной деятельности обучающихся, создание условий для охраны жизни и здоровья обучающихся, формирования у участников образовательного процесса культуры здорового и безопасного образа жизни, совершенствование профессиональных и личностных характеристик классных руководителей/ повышение психолого-педагогической культуры представителей родительской общественности, организация и обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса), поддерживающие бизнес-процессы (кадровое обеспечение воспитательного процесса, обеспечение информационной открытости воспитательного процесса, документарное сопровождение воспитательного процесса).

Модель «Система управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации» определила основные критерии эффективности управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации и стала базой для планирования комплексных мероприятий со всеми участниками (субъектами) воспитательного процесса в общеобразовательной организации.

Эффективность и качество воспитательной работы в образовательной организации во многом определяется кадровым обеспечением, что обуславливает необходимость развития её кадрового потенциала. Вовлеченность персонала (далее - вовлеченность) - комплексный показатель, характеризующий состояние корпоративной культуры компании и потенциал ее развития. Грамотно выстроенная работа в этой области позволяет повысить степень вовлеченности работников в дела организации и эффективность деятельности компании, а также увеличить ее прибыль [4].

При реализации Программы воспитания и социализации в общеобразовательной организации предусматривается проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических работников в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом целей и задач, поставленных перед школой, и имеющихся у самих педагогов интересов. Ключевой фигурой в реализации данной Программы является классный руководитель, который совместно с педагогическим коллективом и родительской общественностью реализует данную программу на практике в каждом конкретном классе.

Добиться вовлеченности всего коллектива в проблемы управления образовательной организацией, как и любой другой, затруднительно. Практический опыт свидетельствует, что эффективнее создать «высокорезультативные команды» из наиболее подготовленных работников. Данные команды были сформированы в соответствии с моделью герменевтико-ориентированного управления. Процесс начинается с информирования персонала и заканчивается расширением полномочий членов созданной команды. При этом на каждом этапе проходит отсев так называемой «нецелевой аудитории».

Организация работы с обучающимися тоже должна происходить в соответствии с заявленными механизмами. В рамках выстраивания субъект-субъектных отношений в образовательном пространстве между всеми участниками учебно-воспитательного процесса при организации воспитательной работы решающее значение имеют используемые во взаимодействии педагогические технологии, в частности, такие как педагогика сотрудничества, целевыми ориентациями которой являются переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно - личностный подход к ребёнку, единство обучения и воспитания; гуманно - личностная технология Ш. А. Амонашвили, целевыми ориентациями которой являются способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, развитие и становление познавательных сил ребенка, идеал воспитания - самовоспитание; технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова, целевой ориентацией которой является совместная деятельность взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Данные технологии легли в основу социального проектирования, технологии, которая была избрана в образовательном учреждении ведущей для реализации Программы воспитания и социализации.

Содержание герменевтико-ориентированного управления представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по внедрению модели управления качеством образования [3].

Содержание герменевтико-ориентированного управления процессом развития личности в рамках образовательной организации представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по саморазвитию, самосовершенствованию, самостановлению [2].

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики, поскольку на результаты и эффективность воспитательного процесса влияет микросоциум. Очевидно, что нецелесообразно устанавливать единые для всех школ, коллективов критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы. В связи с тем, что показатели эффективности управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации зависят от микросоциума школы, контингента её обучающихся и ряда других объективных факторов, система критериев оценки эффективности, очевидно, должна быть индивидуальной.

В образовательном пространстве формирование социально компетентной личности возможно только при условии формирования единого социально актуального пространства, субъектами которого становятся, во-первых, сами обучающиеся, во-вторых, представители родительской общественности, в-третьих, педагогический коллектив школы, в-четвёртых, и это является обязательным условием социализации ребёнка, «внешние» субъекты социального диалога.

Критериями эффективности внедрения данной модели будут служить следующие факторы: потребность в передаче полученных в процессе социально значимых практик социального опыта другим субъектам образовательной деятельности; стабильная социальная активность обучающихся - членов детской общественной организации; установление психологически комфортной, социально безопасной образовательной среды в рамках данного образовательного учреждения; трансляция опыта по формированию социально компетентной личности обучающегося. Таким образом, на современном этапе детская общественная организация является эффективным инструментом самореализации и социализации личности человека, а это свидетельствует о том, что развитость детского самоуправления и соуправления также является одним из значимых критериев эффективности управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации.

Эффективность деятельности образовательной организации и качество образования зависят от системы управления ее персоналом на основе модели управления, учитывающей педагогические условия. Основными критериями эффективного управления педагогическим персоналом являются: качество школьного менеджмента, эффективность работы педагогического персонала, качество образовательного процесса [1].

Рецензенты:

Гаврилюк В.В., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Игнатова В.А., д.п.н., профессор кафедры моделирования физических процессов и систем Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.