Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PRACTICAL ORIENTATION OF PROFESSIONAL EDUCATION OF MASTERS – FUTURE TEACHERS OF SAFETY OF HUMAN LIFE

Ageeva E.L. 1 Zhidkova Kh.V. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
In article need of strengthening of practical orientation of professional education of undergraduates – future teachers of safety of human life is proved. Use of interactive educational technologies is represented to the most expedient. The interactive organization of professional education of masters – future teachers of safety of human life assumes its construction on the basis of active interaction trained among themselves with the teacher, with an obligatory reflection and feedback. The practical orientation of professional education of masters – future teachers of safety of human life in interactive model assumes its construction on the basis of the analysis and discussion of the real or hypothetical vital circumstances and situations connected with safety trained in teaching and educational process and extracurricular activities. The system of problem educational and professional tasks which contents is presented in the form of the situations connected with safety of children and the organization of training of safety of human life is developed and is realized. The special attention is paid to business games and a case-stady.
electronic educational environment.
case-stady
interactive educational technologies
practical orientation education

Процессы модернизации, происходящие в отечественной высшей школе, определили существенные изменения в целевых ориентирах, её структурно-содержательных, технологических и результативных позициях. Высшее образование учителей безопасности жизнедеятельности на современном этапе предполагает конструирование его многоуровневой модели на основе профессионального стандарта педагога и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее «образовательный стандарт») по направлению подготовки«Педагогическое образование»[10].

Бакалавриат, как базовый уровень высшего педагогического образования, призван обеспечить выпускнику широкие возможности профессионально-педагогической деятельности в области обучения безопасности жизнедеятельности, обращая внимание на её прикладные аспекты.

Магистратура предоставляет обучающимся вуза принципиально иные возможности в виде дальнейшего углубления в профессиональную проблематику образования в области безопасности жизнедеятельности. Отличительной чертой образования магистрантов является высокая степень проблемности содержания, самостоятельности и индивидуализации процессов его освоения, личностной ответственности за собственный профессиональный результат. С учетом многоуровневой организации и компетентной ориентации высшего педагогического образования выпускник, освоивший программу магистратуры, должен быть готов и способен проектировать безопасную и комфортную образовательную среду, а также разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся, действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.

Обозначенные в стандарте компетенции являются результативно-целевой и содержательной основой образовательного процесса в магистратуре, подчеркивают взаимосвязь фундаментального и проблемного уровней содержания педагогического образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Подчеркнутая в образовательных результатах магистров необходимость их готовности к действиям в нестандартных ситуациях предполагает серьезное усиление внимания к практико-ориентированной опережающей направленностивысшего педагогического образования.В этой связи современные реалии обусловливают необходимость пересмотра содержательных и процессуально-технологическихсоставляющихпрофессионального образования магистров - будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Практико-ориентированное профессиональное образование учителей безопасности жизнедеятельности формирует необходимые для педагога компетенции в области обеспечения безопасности. Практическая направленность профессионального образования магистров способствует приобретению опыта собственного безопасного поведения, организации безопасных условий образовательного процесса и непосредственно обучения безопасности жизнедеятельности [4]. Это возможно только через приобретениепрактического опыта деятельности, и получение такого опыта целесообразно в режиме интерактивного обучения (Л.Н. Вавилова, Е.И. Еделева, С.С. Кашлев, Т.С. Панина).

Интерактивная организация профессионального образования магистрантов - будущих учителей безопасности жизнедеятельности предполагает его построение на основе взаимодействия обучающихся «с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [1]. Обратим внимание, что при организации практикумов в профессиональном образовании магистрантов - будущих учителей безопасности жизнедеятельности в интерактивномрежиме создаются комфортные условия обучения, нацеленные на гарантированное достижение результата, при которых обучающиеся чувствуют свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, что априори придает образовательному процессу продуктивность. При этом отметим активное взаимодействие магистрантов с преподавателем, хорошо организованную обратную связь, двусторонний обмен информацией, возможность постоянной рефлексии по поводу освоенного содержания профессионально-педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Практическая направленность профессионального образования магистрантов - будущих учителей безопасности жизнедеятельности в интерактивной модели предполагает ее построение на основе анализа и обсуждения реальных или гипотетических жизненных обстоятельств и ситуаций, связанных с обеспечением безопасности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, как того требует образовательный стандарт. Ситуация представляет собой микропространство с совокупностью педагогических обстоятельств, непрерывное (от занятия к занятию) проживание которых побуждает к постоянному самоопределению студентов, усвоению порядка действий, включению их во все виды отношений [3].

Подчеркнем, что предлагаемые магистрантам - будущим учителям безопасности жизнедеятельности ситуации имеют вид проблемных учебно-профессиональных задач (А.А. Вербицкий) с готовым вариантом решения или с отсутствием такового. Последние предполагают наличие альтернативных решений в нестандартных педагогических ситуациях, субъективность их восприятия, что отражает диалектичность противоречия в обеспечении безопасности учащихся в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности [5].Нами разработана и реализуется система проблемных учебно-профессиональных задач, решение которых«позволяет уменьшить разрыв между абстрактным характером учебного процесса и реальностью будущей профессиональной деятельности»[2]. Обозначенная система реализуется в профессиональном образовании магистрантов - будущих учителей безопасности жизнедеятельностина практических занятиях, организованных в интерактивных формах: круглые столы,тренинги,работа в малых группах,деловые игры,кейс-стади, мастер-класс.

Наибольшее распространение в настоящее время получают такие интерактивные формы профессионального образования, которые позволяют освоить обучающемуся магистранту проблемный характер содержания профессионального образования в области обеспечения безопасности и обучения безопасности жизнедеятельности. Так, деловые игры в профессиональной подготовке учителей безопасности жизнедеятельности способствуют развитию творческой активности, вносят момент социального взаимодействия и развивают индивидуальный стиль профессионального поведения педагога[9].

Целесообразным представляетсяпри профессиональном образовании магистрантов - будущих учителей безопасности жизнедеятельности использование ситуационного анализа(case-study). Это метод, возникший в Гарвардской школе бизнеса в начале XX века и получивший широкое распространение в настоящее время. Кейс-стади представляет собойтехнологию активного проблемно-ситуационного анализа, основанную на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций,связанных с обучением безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных школ и обеспечениемих безопасности в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Сущность кейс-стадисостоит в анализе совместными усилиями группы студентов конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и определении оптимального решения. Именно кейс-стади, по нашему мнению,способствует развитию у магистрантов - будущих учителей безопасности жизнедеятельности готовности действовать в нестандартных ситуациях, отражая требования образовательного стандарта.

Особо актуальны практические кейсы, основная задача которых заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Такой кейс создает практическую, что называется, действующую модель ситуации. Эти кейсы максимально наглядны и детальны. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Анализ кейсов представляет собой процесс решения значительного числа частных вопросов, что предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации идей. Наибольшей педагогической ценностью, по нашему мнению, представляются кейсы, характеризующие условие педагогической ситуации с отсутствием готового варианта развития событий, именно они имеют проблемный характер и заставляют магистра самостоятельно принимать решение в нестандартной ситуации, приобретая субъективный педагогический опыт.

Анализ кейсов магистрантами - будущими учителями безопасности жизнедеятельности предполагает этапность и укладывается в стандартную логику решения проблемных задач в процессе коллективной работы: формулировка проблемы; выдвижение гипотез; доказательство или опровержение гипотез; формулировка выводов (И.А. Ильницкая, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская).

Рассмотрим дидактические особенности решения магистрантами - будущими учителями безопасности жизнедеятельностикейсов, ориентированных на действия педагога в нестандартной ситуации, связанной с оказанием первой помощи ребенку и с организацией образования в области безопасности жизнедеятельности.

Кейс 1.Ученик VI класса средней школы на уроке физкультуры упал со спортивного снаряда. Падение произошло на разогнутую в локтевом суставе левую руку с опорой на ладонь. В результате этой травмы появились сильные боли в локтевом суставе. Объективно: левый локтевой сустав увеличен в объеме, деформирован, локтевая ямка сглажена. При осторожном ощупывании сзади выступает локтевой отросток. Ось плеча смещена вперед. Рука находится в вынужденном полуразогнутом положении. Пострадавший придерживает ее здоровой рукой. Активные движения в локтевом суставе невозможны. При попытке пассивных движений ощущается пружинящее сопротивление.Предлагается обсудить следующие вопросы: какова причина травмы? Кто виноват? Определите вид травмы? Какая последовательность оказания первой помощи? Как необходимо организовать вызов скорой медицинской помощи в образовательном учреждении? Предложите меры профилактики травматизма в образовательном учреждении.

Кейс 2. В период сезонной эпидемии гриппа в образовательном учреждении болеют многие учащиеся и педагоги. Возникла необходимость заменить заболевшего учителя физики в 10 классе, в котором также преподает учитель ОБЖ. Однако в это время у учителя ОБЖ по расписанию урок в 6 классе, и совместить учащихся двух разных классов не представляется возможным. Предложите варианты решения данной ситуации.

На первом этапе работы с кейсом проводится разностороннийанализ ситуации. Проблемный анализ предполагает осознание сущности и специфики  проблемы (выяснение типа, характера проблемы, выявление причин развития проблемы и ее возможных последствий, определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы, выработка технологий разрешения проблемы). В первом кейсе - при оказании первой помощи, во втором - при принятии методического решения.

На втором этапе магистрами предлагаются варианты решения проблемы и организуется дискуссия, особое место в которой при обсуждении кейса принадлежит «мозговому штурму», как групповому методу решения проблем.  Преподавателю отводится руководящая роль,и он, управляя дискуссией, добивается участия в ней каждого магистра, выслушивает аргументы за и против и объяснения к ним, контролирует процесс и направление дискуссии, но не ее содержание. Магистры предлагают в первом кейсе варианты оказания первой помощи, во втором способы организации учебного процесса.

 Третий этап работы с кейсом - представление результатов. Используются публичная (устная) инепубличная презентация в виде подготовки письменного отчета. Преимуществом публичной (устной) презентации является ее гибкость, выступающий может откликаться на изменения окружающей обстановки, адаптировать свой стиль и материал, чувствуя настроение аудитории. Подготовка письменного анализа кейса аналогична подготовке устного, с той разницей, что письменные отчеты-презентации обычно более структурированы, детализированы и используются при дистанционной форме обучения.

Четвертый этап работы с кейсом - оценивание результатов, которое проводится согласно основным дидактическим принципам обучения: объективность, обоснованность оценок, систематичность.

Преимущество таких кейсов заключается в том, чтоони могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Кейс-технология может успешно применяться и в дистанционном обучении магистровс использованием различных ресурсов (форум, чат, вики и т.д.) электронной образовательной среды [8]. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог, управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала.Так,модуль «Форум» позволяет участникам общаться в асинхронном режиме, т.е. в течение длительного времени. Работа с форумом  состоит из двух этапов. На первом этапе ставится задача и предлагаются инструкции по работе, на этом этапе не проводятся какие-либо обсуждения, а просто генерируются идеи. На втором этапе ведется обсуждение каждой идеи в соответствующей теме или «Вопрос-ответ», где студенты должны сначала ответить на сообщение, прежде чем они смогут увидеть ответы других студентов.

Модуль «Чат»  выступает не только средством общения, но и деятельностным элементом. В этом случае работа может строиться следующим образом: студенты знакомятся с заданием, выполняют  подготовительные действия, а в назначенное время в чате проходит диалог с преподавателем, по результатам которого преподаватель выставляет студентам оценку.

  Усилению практической направленности учебных занятий магистрантов - будущих учителей безопасности жизнедеятельности способствует активизация работы со студентами во внеучебное время, подготовка и проведение походов, турслетов, в ходе которых могут в игровой форме отрабатываться вопросы безопасного поведения в естественной среде.

Интерактивные технологии в процессе профессионального образования будущих учителей безопасности жизнедеятельностишироко применяетсяпри организации практических занятий в Нижегородском государственной педагогическом университете им. Козьмы Минина. Полученныепозитивные образовательные результатыпозволяют говорить об эффективности выбранной стратегии.

Рецензенты:

Самерханова Э.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.