Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL SELF-STUDENTS IN THE SYSTEM OF MEDICAL EDUCATION: A MODERN VIEW ON THE PROBLEM

Kormakova V.N. 1 Konova O.V. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Belgorod National Research University»
The article analyzes the scientific approaches to the problem of professional self-determination of the future experts in the system of secondary professional medical education. It is shown that the shortage of specialists from among the nursing staff due to insufficient action mechanisms to increase the motivation of students in medical colleges to work in health care organizations. The main tasks of pedagogical support of professional self-determination in organizations of secondary professional medical education. It shows a modern view on the problem of self-identity in the process of professional training of future nursing professionals. To summarize, we note that the Russian health care system reform, due to the socio-economic transformation of society will inevitably necessitate corresponding reorientation in the training of medical professionals mid-level formation of the person skilled in the dynamically changing needs of the labor market.
training of future nurses.
professional self-determination
system of secondary professional medical education
Новые социально-экономические условия с необходимостью выдвинули осуществление изменений в национальной системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования [6] целью профессионального образования является подготовка работника высокого уровня компетентности, конкурентоспособного на рынке труда, инициативного, ответственного, свободно владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями, ориентированного в смежных областях профессиональной деятельности, подготовленного к работе на уровне мировых стандартов.

Социальные и экономические преобразования в России не могли не затронуть систему здравоохранения и подготовки медицинских кадров. С 1991 года в России осуществляется поэтапная модернизация сестринского дела, целью которой является приведение системы подготовки медицинских сестер к уровню мировых стандартов и повышение их профессиональной квалификации [2]. Концепция развития здравоохранения в части развития сестринского дела, Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования Российской Федерации (2010-2020 гг.) определяют основной задачей профессионального медицинского образования подготовку квалифицированного специалиста сестринского дела, владеющего смежными медицинскими специальностями, обладающего сформированной мотивационной готовностью к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию [10].

Преобразования в сестринском деле, начатые в конце XX столетия, были подкреплены утвержденной в 2001 г. Отраслевой программой развития сестринского дела в Российской Федерации. В данной программе обозначены основные проблемы российского здравоохранения, одной из которых является совершенствование системы профессиональной подготовки сестринского персонала. Одним из направлений данной программы является совершенствование системы кадровой политики и профессиональной подготовки в области сестринского дела [2]. В продолжение реформ в сестринском деле на III Всероссийском съезде средних медицинских работников (Екатеринбург, 15-16 октября 2009 г.) был принят стратегический документ - Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. В Программе поставлена задача повышения уровня профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием посредством совершенствования системы непрерывного профессионального образования [10].

Эмпирический анализ показал, что необходимость реформ в сфере среднего медицинского образования обусловлена несколькими причинами: во-первых, значительной диспропорцией медицинских кадров (на одного врача приходится 2,3 ставки среднего медицинского работника), что подтверждает недостаточное количество кадров медицинских сестер; во-вторых, значительно возросшими требованиями рынка труда к качеству профессиональной подготовки и уровню профессиональной компетентности специалистов сестринского дела в соответствии с государственным образовательным стандартом, достижениями научно-технического прогресса; в-третьих, развитием теории и методики профессионального образования, связанной с усилением взаимосвязи профессиональной подготовки будущих специалистов сестринского дела с особенностями профессиональной деятельности медицинских работников [9].

Проблема недостаточности кадров медицинских сестер приобрела масштабный характер. Совершенно не случайно она находится в центре внимания Всемирной организации здравоохранения  (ВОЗ), Международного совета медицинских сестер, органов управления здравоохранением в большинстве стран мира. Специалисты сестринского дела считают данный вопрос одним из главных в развитии системы здравоохранения, так как низкий уровень социально-экономического статуса молодого специалиста в отрасли, сложности процесса профессионального самоопределения являются значимыми проблемами, затрагивающими качество оказания квалифицированной медицинской помощи населению. Удовлетворение потребности государственного сектора здравоохранения в специалистах среднего звена необходимо осуществлять в рамках социального заказа и быть тесно связанным с профессиональной подготовкой и трудоустройством этих специалистов [5,14 и др.]. Однако, как показывает практика, не всегда удается успешно решать имеющиеся проблемы. Их решение в системе среднего медицинского образования имеет определенные трудности, в частности, переход значительной части выпускников медицинских колледжей в сферы деятельности, не связанные с полученной профессией.

По мнению главы Министерства здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, на сегодняшний день в здравоохранении сложились «грубые» кадровые диспропорции [2]. С одной стороны, наблюдается переизбыток профильных специалистов в одних сферах медицинской деятельности, с другой, остро не хватает медицинских кадров в других сферах. В докладе отмечается, что нерешенной проблемой пока остается недостаточность среднего медицинского персонала: за последние годы в России абсолютный дефицит врачей сократился до 40 тысяч человек, однако число незаполненных вакансий среднего медицинского персонала увеличилось до 270 тысяч. Ежегодно медицинские колледжи и училища страны выпускают около 63 тысяч специалистов, из них 90-95% выпускников быстро находят работу по специальности. Однако к концу первого года трудовой деятельности подавляющее большинство покидают ее, в отрасли остаются работать не более 20% [14]. Объясняется этот феномен определенными социально-экономическими факторами, например, изменчивой рыночной конъюнктурой, но в значительной степени недостаточным уровнем профессионального самоопределения большинства молодых специалистов.

Реализация рыночных отношений в сферах производства, обслуживания, образования, здравоохранения и других вызвала необходимость новых подходов к решению проблемы самоопределения и становления личности в профессиональной деятельности. В связи с этим в России активизировались исследования педагогического сопровождения, педагогической поддержки, педагогического обеспечения профессионального самоопределения, ориентирующиеся на закономерности развития личности и ее интересов [4,7,8,12,13 и др.].

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий всю жизнь человека, требующий специальных мер психолого-педагогической поддержки и содействия. Профессиональное самоопределение не заканчивается выбором профессии, поэтому его следует рассматривать как ведущий компонент профессионального становления личности специалиста [8,11,13 и др.]. Так, например, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников рассматривают профессиональное самоопределение как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной самореализации в профессиональной деятельности [11,13]. Э.Ф. Зеер понимает профессиональное самоопределение как сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, отношение к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профессиональной деятельности [3]. Анализ научной литературы подтверждает вывод о том, что большое значение в формировании личности будущего профессионала имеют грамотно организованная профессиональная ориентация, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения в условиях профессиональной подготовки. Наше исследование подтвердило вывод многих ученых о том, что правильный профессиональный выбор не дает гарантии, что обучающийся с увлечением будет овладевать ею, что по окончании образовательной организации профессионального образования изъявит желание работать по полученной специальности. Поэтому педагогическое сопровождение профессионального самоопределения с необходимостью продолжается в ходе профессиональной подготовки.

Проведенный анкетный опрос студентов старших курсов и выпускников медицинского колледжа г. Белгорода (выборка в количестве 145 человек) показал, что работать медицинской сестрой по окончании колледжа имеют намерение только 36,2%; освоить новую профессию, не связанную с медициной, планируют 32,2%; на приобретение специальностей врача в будущем нацелены 26,9%; другие намерения имеют 4,7% обучающихся. Опрос студентов - будущих специалистов сестринского дела показал, что 25,5% респондентов подтвердили ошибочность своего профессионального выбора («медицина - не мое»); 36,9% выбрали бы вновь профессию медицинской сестры; 37,6% рассматривают работу в качестве медицинской сестры как временную. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе педагогических коллективов в образовательных организациях среднего профессионального медицинского образования по закреплению сделанного ранее профессионального выбора выпускниками школ.

В настоящее время проблемы профессионального самоопределения личности школьника, профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях исследуют многие ученые [4,7,11,13 и др.]. Значительно меньше исследований посвящены проблемам профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях профессионального образования, поскольку априори считается, что свой выбор они уже сделали. В действительности, как уже было отмечено, потребность в уточнении профессионального выбора возникает не только в юности, но также в течение всей профессионально активной жизни человека. Государство, обучающиеся и их родители несут большие моральные и материальные потери вследствие неправильного профессионального самоопределения: возникает неуверенность в овладении выбранной профессией, отсутствуют намерения в трудоустройстве по полученной профессии.

Многолетний опыт работы авторов в системе профессионального образования, теоретический анализ научной литературы позволяют утверждать, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения с обязательностью должно осуществляться на этапе овладения профессией. На этом же этапе актуальным является мониторинг профессионального самоопределения обучающихся, содействие адаптации их к будущей профессии, освоение смежных (дополнительных) профессий, расширение выполняемых профессиональных функций, перенос профессиональных умений по основной специальности в смежную область профессиональной деятельности.

Философские, экономические и социальные аспекты самоопределения освещены в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, А.Л. Журавлева, М.С. Кагана, А.Б. Купрейченко, К.К. Платонова и др. Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения рассматривались в работах отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович,, А.Г. Здравомыслова, А.Е. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной и др. Значительный вклад в разработку теоретических основ феномена самоопределения внесли представители отечественной гуманистической психологии и педагогики О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др. Педагогические аспекты процесса профессионального самоопределения обучающихся исследовали Н.Э. Касаткина, В.Н. Кормакова, Ф.В. Повшедная, М.В. Ретивых, И.Д. Чечель и др. Профессиональное самоопределение студентов исследовали М.И. Губанова, И.Ф. Исаев, В.Я. Ляудис, В.А. Поляков, А.М. Прихожан, В.А. Романов, В.А. Сластенин, А.В. Шаронов и др. Методологические основы профессиональной ориентации личности раскрыты в трудах Л.И. Андреевой, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Н.Н. Захарова, Л.А. Колосовой, И.А. Сасовой, В.Д. Симоненко и др. Особенности личностного и профессионального самоопределения представлена рядом ведущих отечественных школ (С.И. Вершинин, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников, Д.И. Фельдштейн и др.). Проблемы профессионального отбора и профессионального консультирования рассмотрены в работах Н.Ф. Гейжан, Л.А. Головей, К.М. Гуревич, Л.А. Йовайши, А.В. Мордовской, А.Д. Сазонова и др. Теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности среднего медицинского персонала представлены в трудах Э.М. Аванесьянц, Л.А. Корчинского, А.Ф. Краснова, С.А. Мухина, А.Н. Семенкова, А.А. Чазова, Б.А. Ясько и др. Вместе с тем недостаточное представительство в этой области имеют исследования в системе среднего профессионального медицинского образования.

Термин «профессиональное самоопределение», являясь междисциплинарным, не имеет общепринятого значения, что приводит к смешению разных по содержанию понятий, формально объединяемых общим термином, что препятствует продуктивной научной полемике. Выявление специфического значения указанного термина применительно к сфере медицинской деятельности, предпринятое в нашей работе, также является показателем ее актуальности. Для формирования авторской интерпретации понятия профессионального самоопределения позволим себе остановиться на анализе ряда понятий, являющихся базовыми для процесса профессионального самоопределения.

Самоопределение в общем смысле - сознательный процесс утверждения собственной позиции в значимых сферах жизнедеятельности [11,13 и др.]. И.С. Кон определяет процесс социального самоопределения как формирование жизненной перспективы, поиск социальной ориентации, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения [7]. В научной литературе используется термин «жизненное самоопределение», понятийный смысл которого включает в себя, прежде всего, выбор образа жизни человека [4]. Сложное понятие личностного самоопределения трактуется рядом научных школ как «нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей» [3,11 и др.]. Образ «Я» является тем ядром, вокруг которого формируются ведущие мотивы личности, в том числе мотивы выбора профессии. Профессиональное самоопределение - поиск способа самовыражения в профессиональной деятельности на основе создаваемых в определенной временной перспективе отношений к окружающему миру, людям, социокультурной среде, к профессии и самому себе; непрерывный процесс определения личностью своего места в мире профессий, осознания себя в нем; процесс приспособления личностью профессиональных ценностей к существующей реальности в контексте проектирования жизненных стратегий [1,7,11,13 и др.].

Подводя итог выше изложенному, мы отмечаем, что реформы системы российского здравоохранения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями общества, неизбежно диктуют необходимость соответствующей переориентации в системе профессиональной подготовки медицинских специалистов среднего звена, формирования личности компетентного специалиста в условиях динамично изменяющихся потребностей рынка труда. Педагогическое сопровождение, в частности, коучинг-сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в медицинском колледже с неизбежностью позволит повысить качество профессиональной подготовки и профессионального самовоспитания будущих специалистов, развитию у обучающихся способности и готовности успешно решать профессиональные задачи на основе прочных знаний, приобретенного практического опыта [8,12]. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать процессы самоопределения, самоорганизации, самовоспитания, творческой самореализации специалистов сферы здравоохранения.

Рецензенты:

Романов В.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;

Исаев И.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,                г. Белгород.