Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GENDER-BASED SPECIFICS OF RELIGION PERCEPTIONS AMONG CONTEMPORARY RUSSIAN YOUTH AND THE MOTIVES FOR TURNING TOWARDS IT

Semenova L.E. 1 Chevachina A.V. 1 Semenova V.E. 2
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
2 The Nizhniy Novgorod State University of Architecture and Construction
The article discusses one of the aspects of the problem of perception of the religion by contemporary Russian youth with reference to gender. Based on the results of problem-oriented interviews with young females and young males – students of higher and secondary special educational institutions, an attempt has been undertaken to address the question about the place of religion in the lives of our fellow citizens and of its functions in modern Russian society. Subsequent to the concrete actual data, gender-based specifics of contemporary youth perceptions about religion and the typical motives for turning towards it, as well as content characteristics of the image of a true believer, have been shown. Some gender-based differences and gender-based similarities in views and evaluations of students concerning religion have been determined. In the first place, there is a prevalence in young females’ opinions about the propensity of people to seek in religion, on the one hand, a means for consolation and support, and, on the other hand, its significance in the life of a contemporary human being; in young men´s views there is a linkage between religiosity and the feeling of fear in humans, and, at the same time, there is bigger skepticism regarding the existence of true believers. Among the similarities revealed in the views of young females and males were the perceptions about the influence of religion on peace of mind and presentation of similar images, in terms of description, of a true believer. At the same time a fact of pseudo-religiosity of the majority of the interviewed subjects, both male and female, and of having by many of them of egoistic religious motivation, has been ascertained as well.
religion
religious person
motives for turning towards religion
students

Современная наука определяет религию как один из типов мировоззрения, сущность которого состоит в объяснении мира и места человека в нем [3]. Кроме того, религия - это также одна из форм общественного сознания, а значит, она выступает в качестве структурного элемента духовной сферы жизни общества, культивирующего и воспроизводящего идеи и ценности, играющие значительную роль в сфере социальных отношений и становлении личности. Установлено, что приверженность человека к религии формируется в процессе социализации, который в данном случае можно назвать духовным производством. При этом сами религиозные ценности и идеи направлены на удовлетворение весьма разнообразных потребностей личности, среди которых потребности в развитии сознания, мировоззрения, духовных качеств, а также в защите, безопасности и т.п. Иными словами, во все времена религия была неотъемлемой частью культурной жизни, неразрывно связанной с феноменом веры, действие которой оказывает существенное влияние на всю внутреннюю организацию человека - его мысли, чувства, установки и на их отражение во внешней активности - его деятельности и поведении [2]. Однако на сегодняшний день в условиях постиндустриального общества, которое стремится отойти от традиционного уклада жизни, а также при повсеместном распространении прагматических ценностей и одновременном падении духовно-нравственной культуры [1; 4; 5 и др.], становится актуальным вопрос о месте религии в жизни современных россиян и, в частности, молодежи - главных носителей новых постиндустриальных ценностей.

Для ответа на этот вопрос мы провели собственное эмпирическое исследование, посвященное сравнительному изучению содержательных представлений девушек и юношей о религии и мотивах обращения к ней, как показателя характера религиозности молодого поколения российских граждан. В нем принимали участие 106 учащихся высших и средне специальных учебных заведений г. Н.Новгорода, среди которых 62 девушки и 44 юноши 18-22 лет.

В качестве основного метода исследования было использовано проблемно ориентированное интервью, включающее следующие вопросы: «Что, на Ваш взгляд, побуждает людей обращаться к религии?»; «Что может дать человеку религия?»; «Какое место в жизни современного человека занимает религия?»; «Когда обычно человек обращается к Богу, вспоминает о нем?»; «Какого человека Вы можете назвать истинно верующим?»; «Считаете ли Вы себя истинно верующим человеком? Почему?»; «Обращались ли Вы к Богу? В каких ситуациях?». Обработка данных интервью проводилась с помощью процедуры открытого кодирования, предполагающей распределение всех ответов по смысловым категориям с их дальнейшим подсчетом. При этом достоверность гендерных различий определялась по критерию углового преобразования Фишера. В сборе и обработке данных принимала участие выпускница Мининского университета Рыжова (Гнидина) Е.Ю.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты ответов испытуемых на первый вопрос интервью относительно их представлений о мотивах обращения людей к религии проиллюстрированы в таблице 1.

Таблица 1

Гендерная специфика каузальной атрибуции обращения к религии

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Жизненные трудности

17

15,7

6

7,7

1,65 (р ≤ 0,05)

Необходимость в защите, помощи

17

15,7

4

5,1

2,01 (р ≤ 0,05)

Надежда на лучшее

22

20,4

12

15,3

1,25

Нерешительность, неуверенность

9

8,3

7

9

0,44

Искренняя вера в Бога

8

7,4

8

10,2

0,90

Поиск гармонии в себе

6

5,6

7

9

1,00

Необходимость верить

6

5,6

3

3,8

0,71

Одиночество

6

5,6

---

---

1,32

Социальная идентичность

5

4,6

6

7,7

0,95

Разочарование, утрата смысла жизни

5

4,6

3

3,8

0,52

Поиск ответов

3

2,8

2

2,6

0,23

Мода

1

0,9

5

6,4

1,31

Глупость

1

0,9

2

2,7

0,71

Сверхъестественные, необъяснимые ситуации

2

1,9

2

2,6

0,69

Страх

---

---

8

10,2

1,95 (р ≤ 0,05)

Благодарность

---

---

2

2,6

0,86

Искупление грехов

---

---

1

1,3

0,60

108

 

78

 

 

Итак, сопоставив ответы испытуемых женского и мужского пола, мы обнаружили, что девушки в качестве центральных мотивов обращения к религии чаще других называли жизненные трудности, необходимость в защите и помощи, безысходность и надежду на лучшее, тогда как юноши, в свою очередь, прежде всего, - страх, искреннюю веру в Бога и безысходность. При этом по ряду категорий нами были зафиксированы достоверно значимые гендерные различия (р≤0,05), а именно: относительно жизненных трудностей и необходимости в помощи и защите (в пользу девушек) и относительно страха (в пользу юношей). Кроме того, говоря о возможных причинах обращения к религии, в отличие от юношей девушки ссылались на одиночество, а испытуемые мужского пола по сравнению с респондентками на порядок чаще приписывали их моде. Иными словами, в плане каузальной атрибуции обращения людей к религии в содержании представлений современной молодежи имеет место некоторая гендерная специфика.

Далее обратимся к ответам испытуемых на вопрос о том, что именно может дать человеку религия, количественное соотношение которых зафиксировано в таблице 2.

Таблица 2

Гендерная специфика смысловой интерпретации влиянии религии на человека

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Надежда

20

22,4

13

19,4

0,87

Уверенность и спокойствие

20

22,4

15

22,3

0,08

Вера как таковая

13

14,6

4

6

1,63

Гармония внутреннего мира и совершенство в духовной сфере

10

11,2

9

13,4

0,76

Цель и смысл жизни

9

10,5

7

10,4

0,16

Вера в людей и отношения с ними

5

5,6

2

3

0,83

Помощь и поддержка

2

2,2

4

6

0,70

Социальная идентичность

2

2,2

2

3

0,45

Ответы на разные вопросы

4

4,4

5

7,5

0,91

Самооправдание

1

1,1

---

---

0,53

Сила

---

---

4

6

1,31

Спасение

1

1,1

---

---

0,53

Страх перед Богом

2

2,2

2

3

0,45

89

 

67

 

 

Как можно видеть из данных таблицы 2, самыми популярными вариантами ответов у испытуемых оказались «надежда», «уверенность и спокойствие», а также, хотя и значительно реже, - «гармония внутреннего мира и совершенство в духовной сфере», «цель и смысл жизни». При этом у девушек к перечисленному списку еще прибавляется категория «вера как таковая», по которой намечается тенденция гендерных различий. Однако, что касается достоверно значимых гендерных различий в смысловой интерпретации характера влияния религии, то их обнаружить не удалось.

Рассуждая на третий вопрос интервью о месте религии в жизни современного человека, большинство наших испытуемых разошлись во мнениях, и к тому же затруднились с однозначным ответом. Так, одни из них были склонны подчеркивать первоочередную, важнейшую роль религии, настаивали на факте ее возрождения в российском государстве, другие - напротив, признавали ее несущественной, говорили о прагматизме своих соотечественников, об утрате популярности религии в обществе XXI века, наконец, были и такие, кто считал, что «это место для каждого свое». И все же нами было установлено, что именно девушки гораздо чаще склонны отводить религии центральное место в жизни современного человека, нежели юноши (гендерные различия статистически значимы: φ=1,69 при р≤0,05).

Количественное соотношение всех полученных от испытуемых ответов относительно условий и ситуаций, при которых человек обычно обращается к Богу, нашли свое отражение в таблице 3.

Таблица 3

Гендерная специфика атрибуции ситуаций и условий обращения человека к Богу

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Жизненные трудности

42

54,5

24

52,2

0,72

Просьбы о помощи

10

13

7

15,1

0,69

Безысходность

7

9,1

4

8,7

0,29

Последняя надежда только на Бога

10

13

4

8,7

1,00

Чувство благодарности

2

2,6

1

2,2

0,29

Переживания радости счастья

5

6,5

4

8,7

0,70

Солидарность с другими

1

1,3

---

---

0,54

Религиозные праздники

---

---

1

2,2

0,70

Обвинение Бога

---

---

1

2,2

0,70

77

 

46

 

 

Из представленной таблицы можно видеть, что относительно специфики атрибуции основных условий и ситуаций обращения человека к Богу, достоверно значимые гендерные различия отсутствуют, и это позволяет нам констатировать факт сходства мнений девушек и юношей. Однако в то же время полученные нами данные свидетельствуют о том, что преобладающим у наших испытуемых типом атрибуции является акцент на жизненных трудностях человека.

Обнаруженная нами вариативность представлений об истинно верующем человеке участников исследования зафиксирована в таблице 4.

Таблица 4

Образ истинно верующего человека в представлениях девушек и юношей

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Посещающий церковь

13

17,3

4

8,3

1,55

Часто обращающийся к Богу

3

4

1

2,1

0,65

Соблюдающий религиозные обычаи и обряды

16

21,4

14

29,3

1,42

Служитель церкви

6

8

1

2,1

1,20

Безгрешный

6

8

4

8,3

0,25

Бескорыстно любящий Бога

18

23,9

11

22,8

0,54

Религиозно воспитанный

3

4,1

---

---

1,34

Порядочный и добрый

1

1,3

5

10,4

1,56

Пожилой

4

5,3

1

2,1

0,84

Отсутствие истинно верующих людей

5

6,7

7

14,6

1,42

75

 

48

 

 

Итак, согласно точке зрения девушек, истинно верующий человек - это, прежде всего, тот, кто соблюдает религиозные обычаи и обряды, посещает церковь и искренне любит Бога. В свою очередь, по мнению юношей, верующий человек также непременно соблюдает религиозные обряды, бескорыстно любит и восхваляет Бога и при этом еще, как правило, отличается порядочностью и добротой. К тому же в отличие от девушек именно испытуемые мужского пола несколько чаще говорили об отсутствии среди современников по-настоящему верующих людей, подчеркивая их псевдо веру, веру из корыстных соображений. Однако в целом достоверно значимые гендерные различия у наших респондентов зафиксированы не были. В исследовании была обнаружена только намечающаяся тенденция к ним, которая, в частности, наблюдается по категориям «посещение церкви» (в пользу девушек) и «порядочность, доброта» (в пользу юношей).

Особо подчеркнем, что подавляющее большинство наших испытуемых (56,5% девушек и 57,5% юношей) не считают себя верующими людьми, тогда как причисляют себя к данной группе всего 32,3% девушек и 25% юношей, а все оставшиеся затруднились с ответом. На этом фоне достаточно любопытными нам показались сообщения очень многих испытуемых о том, что в своей жизни они тоже обращались к Богу (83,3% девушек и 77,3% юношей), и происходило это при следующих обстоятельствах (таблица 5).

Таблица 5

Обстоятельства личного обращения к Богу девушек и юношей

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Жизненные трудности

28

45,9

18

41

1,04

Безысходность

5

8,2

2

4,5

0,89

Просьба о помощи себе

11

18

6

13,6

0,98

Просьба о помощи близким

4

6,6

3

6,8

0,20

Благодарность

7

11,5

7

15,9

0,98

Вопрос

1

1,6

1

2,3

0,38

Разные жизненные ситуации

5

8,2

7

15,9

1,35

61

 

44

 

 

Зафиксированные в таблице 5 данные наглядно свидетельствуют о том, что принципиальных различий в сообщаемых обстоятельствах личных обращений к религии и Богу у испытуемых женского и мужского пола не наблюдается. Все они примерно в равной степени, в первую очередь, упоминают о жизненных трудностях и, напротив, реже других называют мотив обращения к Богу с просьбой о помощи близким людям. Заметим, что последний факт позволяет нам считать религиозную мотивацию современной молодежи не столько альтруистичной, сколько эгоистичной.

Заключение

Итак, как показало выполненное нами исследование, в системе субъективных представлений современной молодежи о религии и мотивах обращения к ней имеются как гендерные различия, так и гендерное сходство. В числе наиболее выраженных гендерных различий нами были установлены следующие особенности: значительное преобладание у девушек представлений о склонности людей искать в религии средство утешения и поддержки в трудных жизненных ситуациях и, как следствие, обращение к Богу в сложившихся обстоятельствах с просьбами о помощи и защите; наличие исключительно у юношей мнения о тесной связи религиозности человека с чувством страха, а у девушек - представления о религии как компенсации одиночества; оценка преимущественно девушками религии как значимого аспекта жизни современного человека, а веры как таковой в качестве важного последствия ее влияния; демонстрация юношами гораздо большего скептицизма по поводу существования истинно верующих людей и одновременно более частое по сравнению с девушками приписывание истинно верующему человеку нравственных качеств (порядочность, доброта и т.п.). Однако в абсолютном большинстве случаев нами были обнаружены схожие точки зрения девушек и юношей относительно роли религии, мотивов обращения к ней и образа истинно верующего человека. Так, испытуемые женского и мужского пола практически одинаково часто говорят о возможности религии давать человеку надежду на лучшее и душевное спокойствие, т.е. о функции эмоциональной стабилизации, и чуть реже называют смысловую функцию. Кроме того, девушки и юноши рисуют в целом очень схожие портреты истинно верующего человека, в которых преобладают такие характеристики, как любовь к Богу и строгое соблюдение религиозных обрядов. При этом лично себя больше половины опрошенных истинно верующими не считают, хотя многие из них признаются в том, что им е приходилось обращаться к Богу, как правило, в трудных жизненных ситуациях. И наконец, практически никто из наших испытуемых в своих размышлениях не подчеркивал мировоззренческую функцию религии, в основном делая акцент на функциях защиты и поддержки.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно активную пропаганду религии и участие в светской жизни современной России религиозных деятелей, студенческая молодежь большей своей частью является псевдо религиозной, приписывающей в качестве мотивов обращения к религии корыстные соображения граждан, их потребность в помощи и защите в трудных жизненных ситуациях.

Рецензенты:

Сачкова М.Е., д.псх.н., доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, г. Москва;

Минькова Е.С., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Нижегородского филиала Гуманитарного института, г. Москва.