Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE USE OF THE HISTORICAL AND BIOGRAPHICAL KNOWLEDGE IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE TEACHERS: VALUE APPROACH

Prokofeva O.N. 1
1 Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky
The use of the historical and biographical knowledge in the development of professionally significant qualities of future teachers are considered in the article as an opportunity to enrich their professional education in the University. The author proposes the way associated with the use of the historical and biographical knowledge in the development of professionally significant qualities of a personality in the logic description of this process: its aims, the content organized by process, the forms and methods of work with future teachers and the description of the result of joint activity of a teacher with students. Based on the value approach in the professional development of future teachers and focusing on the development of professionally significant qualities of a future teacher´s personality, the importance of such work in explained. Purposeful informative activity with the use of the historical and biographical knowledge allows future teachers to "learn" professional values examples of life and the activity of outstanding people.
value approach.
professional education
professionally significant qualities of personality
historical-biographical knowledge

Стремительное развитие экономической, социальной, духовной, политической сфер общественной жизни в XXI веке предъявляет к образованию особые требования. Подготовка будущего профессионала должна включать когнитивную составляющую, направленную на самореализацию и самоопределение личности, способной быстро реагировать и перестраиваться в связи с происходящими изменениями, и воспитательную основу, с мощным культурно-историческим содержательным ядром, призванную развить профессионально значимые качества будущего профессионала.

Однако на пути сохранения культурно-исторической основы воспитания стоит множество проблем: так, деформация исторической памяти в результате смены системы ценностей в обществе привела к тому, что связь между поколениями также деформировалась. [2,с.3] Трансформация молодежных ценностей (их дезориентированность, пассивная, зачастую равнодушная позиция молодого поколения ко всем ценностям, кроме материальных), иждивенческая позиция в отношениях со старшим поколением (родителями, педагогами), конфликты и отсутствие взаимопонимания между поколениями, пропаганда асоциальных идеалов и образцов в обществе, завышенный уровень притязаний молодежи в сочетании с не готовностью самостоятельно преодолевать трудности в личностном и профессиональном плане - представляют ту реальность, с которой приходится считаться современному преподавателю высшей школы.

Существующие проблемы в молодежной среде подталкивают к поиску дополнительных возможностей в воспитании будущих педагогов, в том числе и в процессе профессионального их становления. Профессиональное становление будущих педагогов прежде всего определяется системой знаний, обеспечивающих формирование профессионально целостной личности выпускника. При этом использование историко-биографического знания обладает большим воспитательным потенциалом в развитии профессионально значимых качеств личности.

В научных исследованиях раскрываются различные аспекты применения историко-биографического знания в направлениях использования: историко-математического содержания (Т.С. Полякова, Ю.А. Дробышев, С.В. Белобородова, О.А. Павлова, О.В. Головина и др.), историко-педагогического знания (Г.Б. Корнетов, С.В. Бобрышов, Н.С. Макарова, Э.В. Онищенко и др.), историко-научного содержания (Р.Н. Щербаков, Н.В. Кирюхина, О.В. Панферова и др.)

Понятие «знание» - это подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, приведшего к обретению истины. Оно демонстрирует обладание опытом и пониманием, позволяет осваивать окружающий мир. [5]

Историко-биографическое знание - это знание, содержащее накопленное веками жизнеописания известных и выдающихся людей (педагогов, психологов, математиков, физиков и др.), а также научно-педагогические стороны их жизни и деятельности, труды,  обладающие воспитательными возможностями при их изучении и осмыслении; это знание, объединяющее опыт ученых, теоретиков и практиков, живших в разных странах и в разные эпохи.

Процесс использования историко-биографического знания включает ряд компонентов: цель, содержание, формы и методы, результат.

Изучение современных знаний невозможно без исторической связи. Цель использования историко-биографических знаний состоит в развитии профессионально значимых качеств будущих педагогов путем обогащения традиционного процесса профессионального обучения и воспитания материалами (заданиями, текстами, ситуациями, оценками), устанавливающим связь прошлого, настоящего и будущего, изучением генезиса понятий и законов, биографий известных личностей, придавая тем самым этому процессу персонифицированный характер.

Содержание образования обогащается фактами и догадками, анализом, сравнениями и обобщениями между идеями, событиями, оценками и их осмыслением, примерами решения трудных ситуаций (личных и профессиональных), стимулирует самостоятельную деятельность, самообразование, интеллектуальное и личностное развитие.

Информация о месте, где жили и работали выдающиеся личности, об особенностях среды (природной и социальной), об общественных нормах и социальных установках того времени, политической и экономической ситуациях в стране, событиях биографии, о трудных (переломных) моментах жизни и путях их преодоления, научных идеях, трудах, являющихся основой исторического наследия выдающихся личностей - составляет содержательно-смысловую основу процесса развития профессионально значимых качеств личности будущих педагогов.

Определение содержания образования, выбор форм и методов организации образовательного процесса с использованием историко-биографического знания, осуществляется с учетом ряда факторов: внешних (особенностей процесса профессионального воспитания в вузе, специфики изучаемых дисциплин, логики изучаемых вопросов) и внутренних (возрастных и индивидуальных особенностей студентов).

Ценностный подход изменяет характер взаимодействия педагога с воспитанником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими [4].

Путь формирования ценностных ориентаций может выстраиваться не только от личной потребности к ценностной ориентации, но и наоборот: от восприятия чего-то или кого-то как ценности, достойного подражания, закладывая основы новой потребности, не существующей ранее. [9, с.263]

Тем самым предъявляя примеры личностей, добившихся успеха и известности в жизни и профессии, анализируя их ценностные ориентации, жизненные и профессиональные цели, будущие педагоги получают этически правильные примеры-идеалы (образцы). Контекст используемых историко-биографических знаний определяется учетом ценностных ориентаций человека - профессионала. Ценности знания, истины, творчества, познания, добра, профессионального долга и чести, верности, патриотизма, предъявляются студентам - будущим педагогам через биографии выдающихся людей и их профессиональную деятельность, связующих три временных измерения.

При этом в становлении личности профессионала в настоящем и в будущем, важную роль отводится актуальному социальному опыту, как опыту, который значим и востребован как в жизни общества, так и в личностном развитии в настоящий момент времени. [1] При этом для будущих педагогов особую важность представляет опыт педагогический, включающий ценностные ориентации, знания, умения, навыки педагога, полученный в результате практики. [6, с.47] Использование историко-биографического знания позволяет увидеть, распознать многообразие профессиональных ценностей, послуживших основой жизни и деятельности выдающихся личностей.

Процессу приобретения социально актуального опыта не противоречит идея сохранения «генетической памяти» - памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. [3, с.8] Советский и российский филолог, культуролог Д.С. Лихачев писал: «путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты... Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим».[3, с.8]

Меняется лишь целевое предназначение использования знаний из прошлого. Современной молодежи они необходимы не только как средство сохранения памяти прошлого, но и как средство активного личностного развития и творческой самореализации, способствующие приобретению опыта решения личностно-ориентированных и ценностно-значимых задач и проблем.

Формы и методы использования историко-биографического знания детерминируются видом деятельности педагога: преподавательской (в рамках изучения учебных дисциплин) и воспитательной (в рамках работы куратора).

Выбор форм и методов организации работы с будущими педагогами с использованием историко-биографического знания, ведется с учетом групп педагогических ценностей, выделенных И.Ф. Исаевым, и наполняется особым содержанием:

-          ценностей-целей, раскрывающих смысл целей профессиональной деятельности изучаемой личности;

-          ценностей-средств, раскрывающих значение средств достижения поставленных целей, осуществления профессиональной деятельности;

-          ценностей-отношений, раскрывающих отношения изучаемой личности к профессиональной деятельности, к людям,

-          ценности-знания, раскрывающие значения знаний в профессиональной деятельности изучаемой личности;

-          ценности-качества, раскрывающие значение и смысл качеств личности ученого, педагога в профессиональной деятельности и профессиональной судьбе. [5,с.127]

Традиционные формы и методы, приемы организации работы в вузе (лекции и семинарско-практические занятия) чередуются с нетрадиционными (анализ воспоминаний об изучаемой личности, личных и официальных документов, научных трудов и фотографий, драматизация событий из жизни и профессиональной деятельности изучаемой личности, этическая оценка событий из биографии, графическое представление жизненного пути выдающейся личности, составление истории семьи и истории успеха в профессии, квест, метод решения конкретных ситуаций, организация просветительских встреч со студентами - будущими педагогами; использование студентами исследовательский методов педагогики, психологии, социологии, истории в рамках собственной научно-исследовательской деятельности и др.)

Целенаправленная деятельность по развитию профессионально значимых качеств личности будущих педагогов в процессе использования историко-биографического знания влияет на познание и их заинтересованность, а также структуру ценностных ориентаций. Направить развитие будущих педагогов путем самовоспитания, в ценностно правильном с профессиональной точки зрения направлении, - важный результат этой работы. [5,с.111]

Основанный на этически правильных образцах поведения выдающихся людей в различных жизненных и профессиональных ситуациях, процесс развития профессионально значимых качеств будущих педагогов приобретает профессионально-ценностную направленность в личностном и профессиональном их самоопределении [7].

По выражению А.А. Бодалева: «...развитие всех составляющих процесса развития людей, которые своими деяниями обогащали жизнь и культуру, дает очень значимую информацию для обучения, воспитания и профессиональной подготовки молодых специалистов с целью перевода ее на качественно более высокий уровень» [8,c.85].

Целостность и взаимосвязь выделенных компонентов использования историко-биографического знания делает процесс развития профессионально значимых качеств будущих педагогов эффективным и динамичным.

Рецензенты:

Маслов С.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга;

Хачикян Е.И. д.п.н., профессор, заведующая кафедрой литературы КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга.