Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

CONCEPTUAL BASES OF MODELING OF ORGANIZATIONAL METHODS OF CORRECTING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL

Kononets V.V. 1 Tarabarina E.V. 1 Sukhov P.A. 1 Evstigneeva O.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Technical University. RE Alekseeva
Анализ теоретических подходов в решении проблем педагогического регулирования в связи с решением задач физической подготовки студентов вузов позволил сформулировать основные предпосылки концептуальных представлений для построения системы деятельности коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов. В обобщённом виде состав концептуальных оснований в связи с организационно-педагогическим обеспечением процесса физического воспитания студентов вуза вообще и коррекции низкого уровня их физической подготовленности в частности, можно представить следующим образом: обязательность интеграция теории и практики физического воспитания; обеспечение комплекса адекватных средств и методов физического воспитания студентов, направленных на формирование, развитие личности, предпо¬лагающие субъектно-рефлексивную позицию студента в учеб¬ном взаимодействии; формирование самостоятельности, прежде всего, на основе самопроектирования индивидуальных программ коррекции недостаточного уровня физической подготовленности; развитие мотивации достижения успеха; развитие потребности в саморазвитии, самообразовании; в обеспечении процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза приоритетное значение должен иметь персональный подход (наряду с индивидуально-дифференцированным).
Analysis of theoretical approaches in addressing the pedagogical control in connection with the tasks of physical training of students of universities, allowed to formulate the basic premise of conceptual ideas for the construction of low-level activity of the correction of physical fitness of students. The generalized form part of the conceptual foundations, in connection with the organizational and pedagogical maintenance of process of physical training of students of the university in general and the correction low level of physical fitness in particular, is as follows: obligatory integration of theory and practice of physical education; software complex of adequate means and methods of physical education students, aimed at the formation, personal development, predpolagayuschie subject-reflexive position in uchebnom student interaction; the formation of self-sufficiency, primarily on the basis of individual programs samoproektirovaniya correction insufficient level of physical fitness; development of motivation to succeed; the development needs of self-development, self-education; to ensure the correction of the low level of physical readiness of students of high school the priority should be the personal approach (along with individually-differentiated).
conceptual foundation.
individual differentsirovanny
principles
correction
physical fitness

Технологии реализации образовательных процессов рассматрива­ются в педагогике на трех иерархически соподчиненных уровнях. Пер­вый уровень является общепедагогическим. Он характеризует целост­ный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени образования. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов образования, алгоритм деятельно­сти субъектов и объектов процесса. Второй уровень - частнометодический. Здесь технология предстает как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания образования в рамках одного предмета, класса, учителя. И, наконец, третий уровень - локальный, представляет собой технологию отдельных частей образовательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач [5].

Технология физической подготовки, как процесс, представляет третий уровень и является локальной в системе физического воспитания. Исходя из этого, коррекцию  низкого уровня  физической подготовленности студентов вуза можно обозначить как одно из направлений физической подготовки. Данное качество определяет её системную структуру и относительную обособленность от системы, что позволяет обратить внимание на отдельное рассмотрение, с учётом роли и места данного направления деятельности в общей системе физической подготовки студентов в процессе физического воспитания [1].

Основания объективизации и конкретизации организационно-содержательного обеспечения процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов выявлялись посредством научной редукции общетеоретических положений в сфере педагогики, физической культуры и спорта, обобщения опыта работы в этом направлении специалистов, собственного опыта и результатов экспериментальной деятельности [2, 3, 6, 8].

В разработке концептуальных основ моделирования мы придерживались точки зрения, согласно которой коррекция является функцией управления (в нашем случае - педагогического), которая позволяет решать  задачи устранения недостатков в процессе обучения, воспитания, развития для достижения результата в соответствии с социально задаваемой целью деятельности.

Физическая культура как обязательный учебный предмет гуманитарного цикла государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) отражает структуру физкультурной деятельности и характеризуется наличием ее базовых компонентов: информационного, операционального и мотивационного [7]. Очевидно, что по своему содержанию педагогическое обеспечение физического воспитания вообще и физической подготовки в частности (исходя из данного основания) в идеале должно реализоваться через интеграцию этих компонентов физкультурной деятельности участников образовательного процесса - информационного (формирование знаний), операционального (формирование способов двигательной деятельности,  физической подготовки) и мотивационного (формирование физкультурных потребностей). С учетом этого (теоретически и практически) содержание педагогического обеспечения дифференцируется на теоретическое, практическое, методическое и контрольное направления реализации.

Анализ теоретических подходов в решении проблем педагогического регулирования в связи с  решением задач физической подготовки студентов вузов  позволил сформулировать основные предпосылки концептуальных представлений для построения системы деятельности по коррекции низкого уровня  физической подготовленности студентов. Эти предпосылки заключаются в том, что:

- коррекция низкого уровня физической подготовленности рассматривается нами не как самоцель, а как средство развития потенциальных возможностей и физических способностей студентов для   обеспечения нормальной жизнедеятельности в настоящем и будущем;

- желаемый уровень физической подготовленности студентов должен быть реальным и достижимым целевым ориентиром;

- в обеспечении процесса коррекции  низкого уровня  физической подготовленности студентов вуза приоритетное значение должен иметь персональный подход (наряду с индивидуально-дифференцированным), который реализуется на основе самостоятельного  принятия решения по цели и задачам деятельности коррекции; адекватного этим задачам выбора и использования средств, форм и методов; оценивания получаемого результата;

- для формирования адекватных представлений и мотивации студентов в связи с персонализацией организационно-содержательного обеспечения процесса коррекции  низкого уровня  физической подготовленности, необходима их дополнительная теоретическая подготовка;

- в процессе деятельности по коррекции низкого уровня  физической подготовленности студентов вуза, занимающиеся должны быть ориентированы на  ответственность за результативность этого процесса в равной мере с преподавателем;

- педагогический процесс коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов должен основываться на оптимальном сочетании общих (педагогических) и специальных (теория физической культуры) методов, форм и средств;

- качество процесса физической подготовки вообще и коррекции её низкого уровня в частности определяется влиянием целого ряда факторов: содержанием средств, организацией процесса подготовки, используемыми технологиями, мотивацией занимающихся, условиями деятельности, уровнем профессионализма педагога.

Научная редукция положений теории деятельности позволяет предположить следующее. Любая деятельность осуществляется, а её эффективность оценивается, исходя из цели - предполагаемого и желаемого результата деятельности. На основании цели определяются задачи, которые, в свою очередь, формируют направления деятельности. Исходя из цели, задач и направлений деятельности, осуществляется выбор средств и способов их реализации, с учётом влияющих условий обеспечения, соответствующих требований и принципов [4,8].

Целевая состоятельность процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов может быть достигнута при условии следования определенным принципам, которые декларируются как в общей, так и в специальной педагогике. В составе принципов выделяется целый их ряд, разного уровня обобщённости и объектной направленности: методологические, социальные, педагогические.

В качестве основополагающих принципов построения обсуждаемого педагогического процесса нами были выделены принцип деятельностного подхода; принцип единства диагностики, коррекции и развития; принцип педагогического оптимизма; принцип коррекционной направленности; принцип информационного обеспечения; принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Принципы выделены на основании того, что они хорошо эмпирически проявляются, заявлены многими исследователями и позволяют определяться концептуально в структурировании системы коррекции  низкого уровня  физической подготовленности студентов вуза.

Принцип «деятельностного подхода» заключается в активной деятельности самого студента. Преподаватель организует свою работу таким образом, чтобы стимулировать самостоятельность студента в определении и оценке своих потребностей, в ориентировочной (исследовательской) и исполнительской деятельности. Принцип «единства диагностики, коррекции и развития» предполагает, что задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены и решены только на основе требуемой полноты диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, позволяющего реализовать запас потенциальных возможностей, стимулировать переход из зоны ближайшего развития в актуальное развитие.

Принцип «педагогического оптимизма» обусловлен, с одной стороны, уровнем современного научного и практического знания потенциальных возможностей человека, с другой стороны, этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека, независимо от его особенностей и возможностей жизнедеятельности, быть включенным в образовательный процесс. Принцип «коррекционной направленности образования» предполагает опору на здоровые силы обучающегося, построение образовательного процесса с использованием функций и систем организма в соответствии со спецификой недостатка развития.

Принцип «информационного обеспечения» предполагает, что информация, передаваемая педагогом обучаемому, опирается на наличие определенной суммы предварительных знаний, отражающих прошедшие этапы информационного взаимодействия. Вновь предлагаемая информация должна быть понятна и доступна восприятию, дополняя, наращивая предыдущие знания в процессе общения субъектов образовательного процесса или самостоятельной работы.

Принцип «индивидуально-дифференцированного подхода» направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные особенности. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание недостаткам физической подготовленности каждого студента путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств. Для  реализации  принципа дифференцированного  и  индивидуального подхода необходимо обеспечивать вариативность технологий  с использованием разной степени трудности на основе учета персональных  возможностей обучающихся внутри группы.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода возможна на основе взаимодействия педагога и студента, которое следует определить как процесс персонализации. В этом случае педагог активизирует, информирует, консультирует. Студент выбирает, рефлексирует, проектирует, реализует, оценивает; т.е. осуществляет самодеятельность. Повышение персональной направленности физкультурной деятельности студентов будет способствовать осознанному, творческому отношению к ней. Главные положения стратегии «персонализации» заключаются в приведении содержания физкультурной деятельности в соответствие с персональными предпочтениями, индивидуальными возможностями и опыту двигательной деятельности занимающихся. Всё это означает либерализацию физического воспитания студентов на основе соответствия его содержания и организации с персональными склонностями и способностями.

В обобщённом виде состав концептуальных оснований, в связи с организационно-содержательным обеспечением процесса физического воспитания студентов вуза вообще и коррекции низкого уровня их физической подготовленности в частности, можно представить следующим образом:

-         обязательность интеграция теории и практики физического  воспитания;

 - обеспечение комплекса адекватных средств и методов физического воспитания студентов, направленных на формирование, развитие личности, предпо­лагающие субъектно-рефлексивную позицию студента в учеб­ном взаимодействии;

- формирование самостоятельности, прежде всего, на основе  самопроектирования индивидуальных программ коррекции недостаточного уровня физической подготовленности;

-          развитие мотивации достижения успеха;

-          развитие   потребности   в   саморазвитии,   самообразовании;

-    в обеспечении процесса коррекции  низкого уровня  физической подготовленности студентов вуза приоритетное значение должен иметь персональный подход (наряду с индивидуально-дифференцированным).

Рецензенты:

Чичикин В. Т., д.п.н., профессор ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород;

Калюжный А.С., д.п.н., профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.