Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMING CULTURE OF THE INTERPERSONAL RELATIONSHIP UNDER INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Korneeva A.A. 1 Sevostyanova T.I. 1 Akmalov A.Yu. 1
1 Chelyabinsk State University
The article presents a model of culture of interpersonal relations , analyzes its nature and structure as a component of personal culture. It notes the impact of the level of formation of culture of interpersonal relations on the willingness to establish effective relationships in any professional field. The contents of value-orientation component of the culture of interpersonal relationships complemented values of tolerance relations. Tolerance is an essential basis of the organization of communication and interaction in the inclusive educational process. The paper noted particularly inclusive education. We consider the problems that can be solved through inclusive organization of educational process in the organization of higher education, the principal of which is the provision of social adaptation in society of persons with disabilities. Substantiates the complex psychological and pedagogical conditions of formation of culture of interpersonal relations among members of the inclusive educational process in the organization of higher education.
tolerance.
inclusive educational process
persons with disabilities
culture of interpersonal relations
В настоящее время приоритетным направлением государственной образовательной политики России является развитие системы инклюзивного образования с целью реализации права любого человека на получение образования, необходимого для успешной адаптации в обществе и получение профессии. Так, одной из задач Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы является «устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами» [1].

Одним из факторов, определяющих особенности установления и поддержания контактов человека с другими людьми во всех сферах деятельности и обеспечивающих успешную адаптацию и интеграцию в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья, является уровень сформированности культуры межличностных отношений.

Культура межличностных отношений, ее сущность, структура и особенности формирования представлены в работах ученых психологической и педагогической областей научного знания М.С. Кагана, Е.Г. Злобиной, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, И.С. Кона, Л.К. Шияна, В.А. Кан-Калика, И.И. Диденко, К.Э. Казарьянц, К.А. Кисина, Н.Ю. Попиковой, М.В. Тарасова, И.В. Хитровой.

В результате раннее проведенного теоретического анализа работ представителей психологии отношений А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, теории деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровского, исследований базовой культуры личности О.С. Газмана, определения общей культуры личности И.А. Зимней в рамках личностно-деятельностного подхода и работ Н.Л. Худяковой, нами было сформулировано рабочее определение категории культуры межличностных отношений. Культура межличностных отношений – компонент личностной культуры, включающий в себя систему ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, высокий уровень развития которых позволяет человеку самостоятельно выбирать и использовать средства для установления оптимальных (эффективных) межличностных отношений, с ориентацией на достижение общей (конечной) цели взаимодействия.


В модели культуры межличностных отношений, представленной на рисунке 1, отражены ее структурные компоненты.

Особенности ценностно-ориентационного компонента культуры межличностных отношений детерминируют понимание целей взаимодействия в различных сферах деятельности человека, а также избирательное использование средств и способов установления и поддержания отношений с партнерами по взаимодействию, необходимых для достиженияпланируемого результата.

Теоретическое исследование показало, что высокий уровень сформированности ценностно-ориентационного компонента культуры межличностных отношений ориентирует субъекта наконечные (итоговые) цели взаимодействия, поэтому,в нашем понимании, взаимоотношение должно быть не только гармоничным и комфортным, но, прежде всего, эффективным. Именно ценностные ориентации определяют выбор способов и средств организации общения и взаимодействия в отдельных ситуациях, когда может возникнуть необходимость вызвать не только положительный эмоциональный ответ (симпатия, привязанность, одобрение), но и отрицательную реакцию (антипатия, гнев, фрустрация).Такие ситуации характерны для образовательного процесса, а также реализуются в ходе делового общения и взаимодействия в различных сферах профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование культуры межличностных отношений у студентов вуза может быть рассмотрено как одно из направлений подготовки компетентных специалистов всех профессиональных областей.

В рамках современнойсистемыроссийского образования особое внимание уделяется проблеме обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее эффективный способ решения этой проблемы – обеспечение инклюзивной, доступнойдля каждого, образовательной среды.

Инклюзивное образование предполагает «включение человека с особыми возможностями в общеобразовательный процесс вместе другими для освоения социального опыта и существующей системы общественных отношений» [5, с. 49]. Инклюзивное образование – это не просто обучение лиц с особыми возможностями, но это, прежде всего, обеспечение успешной социальной адаптации и интеграции вобществе лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантности всех членов социума.

Учет социально-психологических особенностей инклюзивного образовательного процесса в вузе, по нашему мнению, позволяет расширить само понимание культуры межличностных отношений и акцентировать внимание на реализации ряда условий, необходимых для формирования культуры межличностных отношений выпускников вуза.

Инклюзия предполагает полное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, однако для установления эффективного взаимодействия необходима адаптация всех участников такого образовательного процесса. Так, в работах И.А. Макеевой [4], М.А. Писаревской [6] и Н.Н. Яковлевой [8] отмечается, что опыт взаимодействия нормально развивающихся детей в инклюзивном образовательном процессе способствует формированию у них толерантности, эмпатиии гуманности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Исследование Л.А. Казаковой [2] направлено на анализ трудностей, которые возникают удетей с ограниченными возможностями здоровья, в процессеустановление контактов в условиях инклюзивного образовательного процесса, а также поиск путей их преодоления.

Можно сделать вывод, что включение обучающихся в инклюзивный образовательный процесс в вузе обеспечивает решение ряда задач:

1.                  качественная, практически ориентированная профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2.                  равноправное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества [8];

3.                  формирование толерантности и эмпатии у всех участников инклюзивного образовательного процесса (качества, необходимые для понимания и принятия людей «другой» группы, субкультуры) [6, 8];

4.                  формированиеу лиц сограниченными возможностями здоровья способности иготовности взаимодействовать между собой и со здоровыми сверстниками вусловиях образовательной организации иза её пределами [2];

5.                  формирование у всех участников инклюзивного образовательного процесса способности иготовности запросить иоказать помощь [2].

По нашему мнению, инклюзивный образовательный процессв вузе позволяет преодолетьсоциально-психологические барьеры между отличающимися категориями студентов, влияет на ценностно-ориентационную сферу личности участников, обеспечивает приобретение новых знаний, умений и опыта эффективного взаимодействия в условиях инклюзивной образовательной среды, что в целом способствует формированию готовности выпускников вуза к реализации профессиональной деятельности в инклюзивном обществе.

Таким образом, включенность обучающихся в инклюзивный образовательный процесс в вузе способствует формированию культуры межличностных отношений –практическому обогащению деятельностного компонента новыми средствами и способами установления и поддержания эффективных, гармоничных, комфортных и толерантных взаимоотношений с «отличающимися» партнерами, дополнению и детализации на этой основе знаниевого компонента, и, в итоге, осознанию значимости и принятию толерантной ценностной ориентации как одной из основ построения межличностных отношений.

Формирование культуры межличностных отношений в условиях инклюзивного образовательного процесса в вузе будет обеспечено реализацией следующих психолого-педагогических условий:

1.                  предварительнойпсихолого-педагогической подготовкой профессорско-преподавательского персонала к работе в условиях инклюзивного образования [3];

2.                  организацией групповых форм работы на учебных занятиях, а также групповых формподготовки проектных заданий, обеспечивающих формирование социально-психологических знаний, навыков общения и взаимодействия в малой группе, опыта рефлексии и познания партнеров по общению;

3.                  включением в программы психолого-педагогических дисциплин элементов психологических и социально-психологических тренингов, направленных на формирование рефлексивных способностей, толерантности, навыков межличностной рефлексии;

4.                  организацией творческих форм работы с целью формирования самостоятельности и раскрытия творческого потенциала личности всех обучающихся, включая студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексная реализация выше перечисленных психолого-педагогических условий будет способствовать формированию культуры межличностных отношений в условиях инклюзивного образовательного процесса в вузе и позволит решить приоритетные задачи инклюзивного образования.

 

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Сериков С.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Колмогорова А.В., д.фил.н., профессор, ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации, г. Красноярск.