Здоровье нации - неотъемлемая часть общественного богатства и ключевой ресурс развития государства. При этом показатели состояния здоровья населения являются важным критерием развития общества [1, 2, 3, 4]. Действия на государственном уровне привели к некоторой сравнительно благополучной динамике социально-экономического развития. Однако напряженность медико-демографической ситуации ослаблена незначительно, смертность населения особенно в трудоспособном возрасте, значительно превышает уровень, регистрируемый в странах Европы. Лидирующие причины этих процессов преимущественно выходят за пределы ответственности здравоохранения, так как находятся в зависимости от деятельности социальных и других служб.
При этом формирование структуры медицинских кадров представляет собой проблему кадровой политики в здравоохранении. В настоящее время реально стоит вопрос об определении необходимого уровня специализации оказываемой медицинской помощи. Выявление недостатков в развитии и распределении медицинских кадров в настоящих условиях рыночной экономики остается по-прежнему актуальной проблемой. Кадровые ресурсы требуют значительных затрат, однако при этом от них всецело зависит качество и количество предоставляемых медицинских услуг [1, 2].
Задачи настоящего исследования: дать комплексную демографическую характеристику населения Оренбургской области как территории с низкой плотностью расселения населения, провести мониторинг обеспеченности врачебными и сестринскими медицинскими кадрами, создать прогностическую модель кадрового обеспечения отрасли.
Материалы и методы. В работе применен комплекс методов исследования: аналитический, социально-гигиенический, демографический, статистический, метод математического прогнозирования. Расчет перспективной численности населения осуществлялся на основе метода компонент с учетом динамики численности населения в формате результата изменения ее составляющих – чисел рождений, смертей и сальдо миграции [5].
Результаты и обсуждение. Оренбургская область – один из крупнейших регионов Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Расположена на границе Европы и Азии, граничит при этом с Казахстаном, Средней Азией, высокоразвитыми республиками в составе РФ с тюркскими этносами. Данный факт в значительной степени определяет демографические особенности региона [2]. Территория Оренбургской области составляет 124 тысячи кв. км. Численность постоянного населения на 1 января 2014г. составляла 2008,5 тыс. чел., из которых 1202,4 тыс. чел. – городские жители (60%); 80,9 тыс. чел. - сельские жители (40%). В Российской Федерации численность постоянного населения на 1 января 2014г. составила 143,7 млн. чел. Горожане составляли 74,1% (106,5 млн. чел.), сельские жители – 25,9% (37,1 млн. чел.). По численности населения Оренбургская область занимает седьмое место в Приволжском федеральном округе, двадцать четвертое место в РФ.
По возрастной структуре, по шкале Рассета, Оренбургская область относится к регионам с очень высоким уровнем демографической старости, так как доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 22,3 % (выше 18%). В Оренбургской области отмечается увеличение рождаемости и снижение уровня общей смертности. В 2009г. уровень рождаемости составлял 13,8 на 1000чел., в 2013г. – 14,8 на 1000 чел. Уровень общей смертности составил в 2013г. 13,9 на 1000 чел., что ниже уровня предыдущего года 0,4%. Первое ранговое место в структуре причин общей смертности занимают болезни системы кровообращения, второе место – новообразования, третье место – внешние причины. Необходимо отметить, что с 2012г. в Оренбургской области отмечается естественный прирост населения: в 2012г. – 0,7 на 1000 жителей, в 2013г. - 0,9. Наметившиеся положительные тенденции в демографической ситуации Оренбургской области оказывают влияние на социально-экономическое положение региона.
Изучение территориальных особенностей демографических процессов и состояния здоровья населения является актуальным аспектом для получения данных об уровне, структуре, изменений в здоровье населения, определения характеристики условий и факторов влияния на здоровье, научного обоснования стратегии и тактики совершенствования деятельности основных структур. Проблемы здоровья всегда значимы для человека и общества. Современное состояние нашего общества, ритм жизни, экологические нарушения, различного рода информационные и эмоциональные нагрузки приводят к значительному снижению средней продолжительности жизни, повышению уровня заболеваемости, увеличению числа хронических заболеваний. Важным направлением охраны здоровья населения является создание организационных и медико-информационных условий здорового образа жизни.
Нами проведен социологический анализ [3, 4] уровня и факторов здоровья населения Оренбургской области (всего 500 респондентов). Только 10% опрошенного населения старше 20 лет оценивают свое здоровье как очень хорошее. При этом уровень здоровья, по результатам самооценки, находился в прямой зависимости от возраста. Свое здоровье как очень плохое оценили респонденты из группы «60-69 лет» и «70 и более лет». При этом большинство опрошенных свои проблемы со здоровьем связывают со своим собственным отношением к нему, а с медициной свое здоровье связывают 60 человек (12% респондентов). Большинство респондентов – 310 человек (62%) - дали среднюю оценку уровню качества обслуживания в медицинских учреждениях. Ниже среднего - 22% (110 человек), высоко – 5% (25 респондентов), низкую - 4% (20 человек), затруднились с ответом 7% респондентов (35 человек). Из всех опрошенных 35% (175 анкетируемых) нуждаются в квалифицированных советах по здоровому образу жизни.
В деятельности любой системы здравоохранения страны ведущая роль принадлежит медицинским кадрам. При этом актуальной проблемой в отрасли остается проблема обеспеченности врачебными и сестринскими медицинскими кадрами. По данным ГУК «Центр занятости населения», спрос и предложение рабочей силы на рынке труда по профессиям медицинских работников за период с 2008г. по 2015г. в ходе анализа банка данных заявленных вакансий и регистра получателей государственных услуг определяется таким образом, что ежегодно спрос увеличивается, а предложение уменьшается (рис. 1). Спрос на врачебные специальности увеличился за пятилетний период (2010-2014гг.) в 5,9 раза, а предложение – в 2,5 раза. Спрос на сестринский медицинский персонал увеличился за пятилетний период (2010-2014гг.) в 4,9 раза, а предложение – в 5,3 раза (рис. 2).
Рис. 1 Спрос и предложение по специальности врач в Оренбурге и Оренбургском районе за период 2010-2014гг.
Рис. 2. Спрос и предложение по сестринскому медицинскому персоналу в Оренбурге и Оренбургском районе за период 2010-2014гг.
Учитывая данные прогноза численности населения до 2021г., проведено прогнозирование численности и потребности врачебных и сестринских медицинских кадров до 2021г. Использован метод математического прогнозирования. Расчет перспективной численности населения осуществляется на основе метода компонент, который рассматривает динамику численности населения как результат изменения ее составляющих – чисел рождений, смертей и сальдо миграции. Их прогноз осуществляется на основе разработки сценарных переменных. Для рождаемости это показатели среднего возраста матери при рождении ребенка и суммарного коэффициента рождаемости, для смертности – ожидаемой продолжительности жизни при рождении и младенческой смертности. Эти показатели задаются на каждый год прогнозного периода и непосредственно для прогнозных расчетов преобразуются в возрастные коэффициенты рождаемости и смертности. Для миграции в качестве сценарных переменных используются числа прибывших и выбывших. Возрастное распределение мигрантов осуществляется на основе их возрастной структуры за базовый год, которая берется неизменной на весь прогнозный период. Сценарии актуализируются учеными-демографами один раз в два года [5].
Метод компонент позволяет проводить перспективные расчеты не только общей численности населения, но и его возрастно-полового состава. Для этих целей используется процедура, получившая название метода передвижки по возрастам. На начало базового года имеются данные о численности лиц в определенной однолетней возрастной группе. Через год эти люди перейдут в следующую возрастную группу, при этом доживут они до следующего года в определенном соотношении, которое берется из прогнозных таблиц смертности в виде рассчитываемого на основе возрастных коэффициентов смертности коэффициента дожития. Если умножить численность населения в возрастной группе на соответствующий коэффициент дожития, то полученная величина будет характеризовать численность населения через год в следующей возрастной группе. Численность населения в возрасте 0 лет определяется на основании прогноза годового числа рождений и с учетом младенческой смертности. Ожидаемое число родившихся рассчитывается путем умножения среднегодовой численности женщин в репродуктивных возрастах на соответствующие прогнозные возрастные коэффициенты рождаемости [5].
Расчеты перспективной численности населения проводятся по полу, типу поселения, субъектам Российской Федерации. Чтобы отразить различные предположения о будущей динамике демографических процессов расчеты осуществляются по нескольким вариантам. При построении модели учитывались три варианта прогнозов численности населения. Рассматривались результаты прогнозов с точки зрения достижения указанных целей к 2025 году. В прогнозе Росстата традиционно приводятся три варианта: низкий, средний и высокий. В высоком варианте заложены такие тенденции изменения показателей рождаемости, смертности и миграции, которые соответствуют целям демографической политики до 2025 года. В низком варианте сохранены существующие демографические тенденции (по всей видимости, на 2011 год, так как прогноз представлен в демографическом ежегоднике за 2012 год), а средний вариант авторы характеризуют как «наиболее реалистичный», так как в нем учитываются и цели демографической политики, и существующие тенденции.
Аналогично, среди множества прогнозов возьмем три, которые характеризуются как средний, низкий и высокий. Единственным отличием этих прогнозов, с точки зрения исходных посылок, является разница в предположениях об изменение показателей рождаемости. В низком варианте предполагается сохранение показателей рождаемости на уровне 1,4–1,5. В среднем их рост и стабилизация на уровне 1,6–1,7 (до 2030 года, с последующим ростом до 1,9 к 2100г.). В высоком прогнозе рост до 1,8–1,9 к 2030г. (с последующим увеличением до 2,17 к 2100г.). Предположения о смертности и миграции для трех вариантов прогнозов остаются одинаковыми [5].
По среднему варианту прогноза спроса и предложения на «рынке» врачебных кадров прогнозируется увеличение спроса к 2021г. в 1,4 раза. При этом предложение практически не изменится (рис. 3).
Рис. 3. Средний вариант прогноза спроса и предложения на «рынке» врачебных кадров (2012-2021гг.)
По среднему варианту прогноза спроса и предложения на «рынке» сестринских медицинских кадров намечается увеличение в 1,7 раза, а предложение – в 2,7 раза (рис. 4). По высокому варианту прогноза спроса и предложения на «рынке» врачебных кадров за десятилетний период (2012-2021гг.) намечается увеличение в 1,4 раза (рис. 5), а предложение остается на прежнем уровне. При этом по сестринским медицинским кадрам прогнозируется увеличение спроса в 1,6 раза при увеличении предложения в 1,9 раза (рис. 6).
Рис. 4. Средний вариант прогноза спроса и предложения на «рынке» сестринских медицинских кадров (2012-2021гг.)
Рис. 5. Высокий вариант прогноза спроса и предложения на «рынке» врачебных кадров (2012-2021гг.)
Рис. 6. Высокий вариант прогноза спроса и предложения на «рынке» сестринских медицинских кадров (2012-2021гг.)
Вышеозначенные прогнозируемые тенденции нельзя расценивать как позитивные факторы возможностей кадрового ресурсного обеспечения отрасли.
Таким образом, необходимо ускорение решения вопросов оптимизации кадровой политики в здравоохранении Оренбургской области, где указанные проблемы стоят достаточно остро. Регулирование «рынка» труда медицинских работников приведет к упорядочению процессов профессиональной ориентации и трудоустройства специалистов. Вопросы кадровой политики в сфере здравоохранения должны эффективно решаться при учете социально-экономических процессов. Необходимо обеспечение дифференцированной подготовки медицинских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка медицинских услуг. При разработке стратегии модернизации медицинского образования необходимо учитывать факторы возможностей ресурсного обеспечения образовательной системы, особенности демографических показателей, уровня здоровья населения, которое все в большей степени испытывает потребность в медицинской услуге разного уровня и содержания: от профилактической информации до ухода и лечения. Существует необходимость разработки научно обоснованных подходов к подготовке и переподготовке медицинских кадров, более эффективного их использования с учетом прогнозирования спроса и предложения на «рынке» труда.
Рецензенты:
Аверьянов В.Н., д.м.н., профессор, первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Оренбургской области, г. Оренбург;
Кузьмин С.А., д.м.н., профессор, кафедры медицины катастроф ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Оренбург.