Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPARATIVE STUDY OF EMOTIONAL-PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS WITH AND WITHOUT INTERNET ADDICTION

Baranova Yu.M. 1 Shutova N.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogic University n.a. Kozma Minin
The article is devoted to the study of the influence of Internet addiction on the emotional and personal development of adolescents. In the experimental study involved 116 students in grades 7–8 in the age of 13–14 years. The study was conducted in two stages. In a pilot study conducted a reliable selection of Teens prone to Internet addiction (EG) and does not exhibit this tendency (KG), as well as studying manifestations of anxiety, aggression and emotional stability of adolescents, as well as the identification of adolescent self-esteem, value orientations and interpersonal relationship of adolescents with and without Internet addiction. The results suggest that differences in emotional and personal development of adolescents with and without Internet addiction.
Internet addiction
cyber-relational addiction
adolescents
emotional and personal development
information-psychological security
В настоящее время проблема Интернет-коммуникации и феномена виртуальной реальности активно изучается учеными различных областей знания. Современное общество можно назвать обществом всеобщей коммуникации. В таком обществе у людей появляется больше возможностей для общения, но исследователи спорят о том, что же все-таки там происходит: диалог или видимость диалога? С одной стороны, отмечается, что пространство Интернета изначально рассчитано на партнерство [3, c. 16]. С другой стороны, поднимается вопрос о парадоксе «компьютерного одиночества»: общаясь со всем миром, в результате человек не общается ни с кем [4, c. 110], диалог, общение оказываются иллюзорными, выступают лишь «зеркалом для самолюбования» [2, c. 122-123].

Ряд авторов (Ш. Теркл, Л. П. Шевякова) отмечает тенденцию пребывания в иллюзии общения, иллюзии дружбы. Современные подростки предпочитают отправлять друг другу SMS-сообщения, нежели позвонить, ведь это не так рискованно. Можно получить информацию и остаться эмоционально не подключенным к человеку. Настоящая дружба, отношения требуют от человека глубины переживаний, искренности, интимности, внутренних усилий, работы [7].

Другим дискуссионным вопросом является феномен Интернет-зависимости. Исследователи неоднозначно определяют данный феномен. Так, М. И. Дрепа также определяет Интернет-зависимость как «разновидность технологических зависимостей», однако акцент делает на виртуализации личности. По мнению автора, Интернет-зависимость формируется «на базе различных форм использования Интернета в соответствии с динамикой, свойственной аддиктивному процессу, за счет смещения целей аддиктивно-предрасположенной личности в виртуальную реальность для восполнения недостающих сфер жизни путем конструирования в виртуальной реальности новой личности и замещения реальной жизнедеятельности виртуальной» [1, c. 12].

Ф. А. Саглам в своем исследовании использует понятие «Интернет-аддикция» и предлагает иную точку зрения на определение данного понятия. По мнению автора, Интернет-аддикция может быть определена как форма деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от фрустрирующей реальности посредством изменения своего психического состояния фиксацией внимания на Интернет-ресурсах [5, C. 11].

В целом, суть зависимого поведения заключается в стремлении человека путем искусственного изменения собственного психического состояния уйти от существующей реальности с формированием устойчивой связи между желаемым состоянием и действием, приведшим к нему.

Целью экспериментального исследования явилось выявление влияния Интернет-зависимости на эмоционально-личностное развитие подростков.

Для решения поставленных задач нами была разработана программа констатирующего эксперимента, состоящая из двух этапов.

Методы исследования

При разработке программы первого этапа исследования мы исходили из того, что при комплектовании экспериментальной и контрольной групп необходимо достоверно выделить подростков, склонных к Интернет-зависимости (ЭГ) и не проявляющих такой склонности (КГ). С этой целью в содержание исследования мы включили следующий диагностический материал: тест на Интернет-зависимость К. Янг в адаптации В. А. Буровой (Лоскутовой), опросник на киберкоммуникативную зависимость (А. В. Тончева).

На втором этапе экспериментального исследования основной целью было изучение эмоциональных проявлений и личностных особенностей подростков, имеющих и не имеющих Интернет-зависимость. Нами были использованы следующие методики: шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник агрессивности Басса-Дарки, методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин), шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан), методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б. С. Круглов (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича), опросник межличностных отношений В. Шутца (ОМО).

В экспериментальном исследовании приняли участие: 116 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет, из них: 69 учащихся МБОУ СОШ № 45 г. Нижнего Новгорода и 47 учащихся МБОУ СОШ № 55 г. Нижнего Новгорода. Также в исследовании приняли участие 121 родителей подростков. Всего исследованием было охвачено 237 человек.

Результаты исследования и их обсуждение

По итогам первого этапа исследования было выявлено, что 12 % подростков относятся к группе Интернет-зависимых, 29 % подростков попали в «группу риска» с выраженной склонностью к появлению Интернет-зависимости, и 59 % подростков были определены как «не зависимые», характеризующиеся отсутствием Интернет-зависимости.

По результатам исследования киберкоммуникативной зависимости было выявлено, что высокий уровень кибуркоммуникативной зависимости имеют 10 % подростков, средний уровень продемонстрировали 34 % подростков, низкий уровень киберкоммуникативной зависимости выявлен у 56 % подростков, которые могут контролировать свое пользование социальной сетью, а также имеют приоритеты общения в реальной жизни [6].

В результате комплексного анализа экспериментальных материалов по Интернет-зависимости у подростков, нами были выделены 2 группы испытуемых: в экспериментальную группу (ЭГ) вошли подростки, имеющие Интернет-зависимость - 51 человек (44 %), в контрольную группу (КГ) вошли подростки, не имеющие Интернет-зависимости - 65 человек (56 %).

В задачи второго этапа исследования входило изучение проявлений тревожности, агрессивности и эмоциональной устойчивости подростками, а также выявление самооценки подростков, ценностных ориентаций и особенностей межличностного отношения подростков, имеющих и не имеющих Интернет-зависимости.

Количественный и качественный анализ экспериментальных материалов позволил выявить ряд специфических особенностей эмоционально-личностных проявлений подростков, имеющих Интернет-зависимость, в сравнении с подростками, не имеющими Интернет-зависимости.

Эмпирическое исследование тревожности (методика А. М. Прихожан) позволило выявить, что уровень самооценочной, межличностной, школьной и общей тревожности у подростков, имеющих Интернет-зависимость, значительно выше, чем у подростков, не имеющих зависимости. Для подростков, имеющих Интернет-зависимость, характерны несколько повышенный и явно повышенный уровни школьной (28 % и 16 % соответственно), самооценочной (23 % и 14 % соответственно), межличностной (13 % и 18 % соответственно) и общей (17 % и 20 % соответственно) тревожности, тогда как большинство показателей подростков, не имеющих Интернет-зависимости, соответствуют норме.

Сравнительный анализ результатов исследования тревожности у подростков с Интернет-зависимостью и без неё позволяет сделать следующие выводы:

1) формирующаяся в данный возрастной период (13-14 лет) «Я-концепция» как система внутренних согласованных представлений о себе, претерпевает изменения после постоянного конструирования «виртуального Я».

2) Стремление постоянно самопрезентовать себя в Сети, посредством фотографий, текстов, картинок, статусов, и наблюдение за самопрезентациями френдов усиливает обеспокоенность своими индивидуальными особенностями, своим физическим «Я».

3) Подростки с Интернет-зависимостью испытывают большее эмоциональное напряжение при межличностном общении в реальной жизни, им сложнее устанавливать новые контакты и поддерживать бесконфликтные взаимоотношения со сверстниками.

Анализ агрессивности (методика Басса-Дарки) позволил установить, что у подростков, имеющих Интернет-зависимость, она выше нормы в 2,5 раза по сравнению с подростками, не имеющими Интернет-зависимости (38 % и 15 % соответственно). Таким образом, общая расторможенность и готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении значительно выражены у подростков, имеющих Интернет-зависимость, чем у подростков без зависимости.

Исследование уровня эмоциональной устойчивости (методика Т. А. Немчина) позволило выявить, что треть подростков, имеющих Интернет-зависимость, имеют низкий уровень стрессоустойчивости по сравнению с подростками, не имеющими Интернет-зависимости, из которых большинство имеют высокий уровень стрессоустойчивости (32 % и 9 % соответственно). При низком уровне эмоциональной устойчивости подросток пребывает в состоянии стресса, резервы его организма близки к истощению и высока вероятность развития третьей стадии стресса.

Анализ особенностей уровня самооценки и притязаний позволил установить (методика Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан), что у подростков, имеющих Интернет-зависимость, неадекватный уровень притязаний встречается в 2 раза чаще, чем у подростков без Интернет-зависимости (81 % и 40 % соответственно). Также было выявлено, что подростки, имеющие Интернет-зависимость, зачастую имеют конфликт между тем, к чему подросток стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Притязания подростков, имеющих Интернет-зависимость, не всегда основываются на оценки им своих возможностей и не служат стимулом личностного развития.

Эмпирическое изучение межличностных отношений и поведения (методика В. Шутца (ОМО)) позволило выявить различия по шкалам требуемого поведения в области «включения» и выраженного поведения в области «аффекта» среди подростков, имеющих и не имеющих Интернет-зависимости. Подростки, имеющие Интернет-зависимость, имеют большую потребность «включения», потребность принадлежать различным группам, потребность принятия себя другими, но при этом крайне осторожны и избирательны в установлении близких чувственных отношений, менее склонны проявлять теплые и дружеские чувства.

Анализ ценностных ориентаций подростков, имеющих и не имеющих Интернет-зависимости (методика Б. С. Круглова) позволил установить, что приоритетными жизненными целями для подростков, имеющих Интернет-зависимость, являются: «любовь», «работа», «семейная жизнь», менее значимы для них: «красота природы и искусства», «продуктивность», «творчество». Приоритетными качествами для подростков, имеющих Интернет-зависимость, представляются: «исполнительность», «чуткость», «эффективность», а низкий рейтинг имеют «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «смелость», «образованность», относящиеся к ценностям более высокого порядка.

Заключение

Следовательно, подростки, имеющие Интернет-зависимость, нуждаются в психологических мероприятиях, которые должны быть направлены на снижение эмоциональной напряженности, тревожности, агрессивности, на обучение приемам и техникам саморегуляции в борьбе со стрессом, приемам целеполагания, на повышение уровня самооценки и уверенности в себе и своих возможностях, на развитие и принятие эстетических и этических ценностей, ценностей общения, ценностей самоутверждения и принятия других людей.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.