Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROJECT ACTIVITY USING THE REGIONAL COMPONENT IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

Pilipets L.V. 1 Abysheva N.Yu. 1
1 Tyumen State university
The article describes the project activity, which is one of the modern forms of organization of school teaching practice. It should be noted that the project method is a learning system. It refers to the flexible organization of the educational process of the school and focused on creative self-realization of students. Defined the special role of the teacher in project activities of students. Presents the basic requirements for using the project method, the stage of the project. The use of regional component in foreign language lessons for the implementation of the project activity is a tool that allows you to move away from traditional teaching. Selected characteristics of the design activity: conceptual, consistency, reproducibility, versatility, efficiency. Presents an analysis of these characteristics. Stated purpose of the project activity through the action. The requirements to the project activities using the regional component in foreign language lessons. Objectives for the teacher, including control over the choice of the theme of the project, planning, decision making, choice of form of execution, implementation, assessment, protection project, reflection. The projects with a regional component consists of the three stages: preparatory, basic, final, effectively and purposefully to master the skills of the activity of students and the ability of application of acquired knowledge, skills and abilities in daily living conditions.
foreign language
the regional component
project activity
project method
В современных условиях развития общественных процессов и увеличивающегося информационного потока основной задачей становится развитие активности и самостоятельности учащихся. Становится актуальной ­развитие их способности  к изучению нового, к решению проблем, возникающих на жизненном пути.

Современной школе необходимы виды деятельности, которые могли бы формировать активную жизненную позицию учащихся не только в обучении, где происходит развитие общеучебных умений и навыков, но и при реализации творческих задач.

Современная школа обладает одним из видов такой деятельности – проектной деятельностью. Она является средством решения актуальных проблем, формирующих ключевые компетенции, к которым относятся: коммуникативная, общенаучная, информационная, познавательная, личностного самосовершенствования и пр. В задачу современной школы входит создание условий способствующих формированию обладающей такими компетенциями личности. Она должна решать задачу разностороннего развития учащихся, формирования у них способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Из большого разнообразия направлений новых педагогических деятельностей, такую возможность имеет проектная деятельность.

Метод проектов является системой обучения. Он относится к гибкой модели школьного образовательно-воспитательного пространства с ориентировкой на возможность самореализации учащихся с точки зрения творчества. В процессе создания продукта проекта у них происходит развитие интеллектуальных, волевых, творческих возможностей.

В основу метода положена концепция Д. Дьюи (американский педагог, психолог), который работая с 1896 по 1904 гг., работая в университете г. Чикаго проводил экспериментальные исследования в специально организованной лаборатории школьного типа. Научное обоснование метода проектов разрабатывалось американскими (У.Х. Килпатрик, Э. Коллинс) и отечественными педагогами (Л.Э. Леви, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий и др.). 60-70 годы 20 века характеризуются критикой метода проектов. Это было связано с понижением у учащихся уровня теоретических знаний и с нарушениями систематичности в обучении. В нашей стране первые годы советской власти характеризуются частичным применением метода проектов в некоторых опытных и массовых школах. Этот метод  был осужден, но все-таки интерес к этому нему сохранился и даже увеличился.

В основе современного метода проектов находится понимание учащимися необходимости получаемых знаний, их использования в дальнейшем обучении и жизни. В основе метода проектов лежит развитие познавательных умений учащихся и обучение их конструированию своих знаний.

Использование метода проектов подчиняется следующим требованиям:

- наличием значимой (для общества в целом и индивидуума в отдельности) задачи, при разрешении которой требуются знания различных наук (спектра научных знаний), а также возможность ее творческого решения;

- теоретической, практической, познавательной значимостью предполагаемых результатов;

- самостоятельной (индивидуальная, парная, групповая) деятельностью учащихся;

- структурированием содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использованием исследовательских методов.

Проекты могут быть связаны с теоретическими вопросами школьной программы, например, с углублением знаний по отдельным вопросам. Но в большинстве случаев темы проектов связаны с вопросами практической направленности. Это требует привлечения знаний учащихся по нескольким предметам [2].

Проектное обучение прекрасно вписывается в любую организационную систему учебных занятий. Суть метода состоит в том, что в качестве творческого задания группе учащихся предлагается самостоятельно реализовать проект. Они должны поставить цель, составить план выполнения проекта, представить отчет о проделанной работе. Работа над проектом представлена следующими стадиями (табл. 1).

Таблица 1

Стадии работы над проектом

Название

Характеристика

1

постановка цели

обсуждение предмета исследования с преподавателем, получение необходимой информации, установление цели

2

планирование

выработка плана действия, распределение обязанностей

3

исследование

накапливание материала, выполнение исследования

4

обобщение и выводы

анализ информации

5

представление отчета

отчет о проделанной работе, представление результатов в виде отчета, реферата, доклада, статьи

6

анализ результатов процесса

участие в оценке работы в ходе коллективного обсуждения и самооценки

 

При организации проектной деятельности используется следующая типология проектов, предложенная Е.С. Полат: 1) по доминирующей деятельности (исследовательские; поисковые; творческие; ролевые или игровые; прикладные (практико-ориентированные); информационные (ознакомительно-ориентировочные); 2) по координационной составляющей: (непосредственные (с открытой, явной координацией); скрытые (неявные, имитирующие участника проекта)); 3) по научно-содержательному аспекту изучения предмета (монопроекты; метапредметные (межпредметные)); 4) по длительности выполнения проекта (недельные (или краткосрочные); средней продолжительности (до нескольких месяцев); годовые (долгосрочные)); 5) по контакту участников проекта (внутриклассные; внутришкольные; региональные; межрегиональные; международные); 6) по количественному составу участников проекта (персональные или индивидуальные; минигрупповые; групповые (с количеством участников от 3 и более учащихся)) [4].

Привлекать учащихся к выполнению простейших проектов можно уже с первых занятий. Для этого прекрасно подходят занятия, требующие знания теории и, в тоже время, выполнения экспериментальных заданий. Например, структура такого вида учебного занятия, как лабораторная работа практически идентична стадиям реализации проекта. Целевой установкой подобных занятий будет являться не только приобретение знаний, умений и навыков, но и способов деятельности.

Работа с использованием метода проектов направлена на формирование у учащихся адекватной самооценки, поднятие их имиджа, усиление самостоятельности.

Использование регионального компонента на уроках иностранного языка для осуществления проектной деятельности является средством, позволяющим отойти от традиционного обучения, цель которого состоит в передаче готовых знаний учащимся. Также для учащихся предоставляется возможность развития самостоятельности, любознательности, целеустремленности.

К характеристикам проектной деятельности относятся: концептуальность, системность, воспроизводимость, универсальность, эффективность. Анализ этих характеристик представлен в таблице 2.

Таблица 2

Характеристики проектной деятельности

Характеристики проектной деятельности

Анализ характеристик

концептуальность

подразумевает под собой опору на систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, опирается на принципы педагогики сотрудничества и свободного воспитания, необходимость природосообразного построения учебной работы и создание условий для развития познавательной активности, а также самореализации через совершенствование способностей и накопление собственного опыта деятельности

системность

представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций, этапы выполнения учебного исследования с региональным компонентом с разграничением роли учащихся и учителя (способы их взаимодействия), критерии оценки выполненной работы

воспроизводимость

позволяет рассматривать проектную деятельность как самостоятельную образовательную технологию и может применяться на всех этапах обучения с учащимися разного возрастного состава и материала любой степени сложности

универсальность

проектной деятельности с региональным компонентом заключается в том, что ее можно адаптировать ко всем учебным дисциплинам интегративного образовательного пространства школы

эффективность

проектная деятельность в учебном процессе, существующая в конкурентных условиях, должна быть эффективна по результатам, оптимальна по затратам и гарантировать достижение определенного стандарта обучения

 

Современные педагогические технологии включают в себя проектную деятельность, что позволяет учителю оказывать помощь в учении учащимся, в направлении их познавательной деятельности, ориентировании их на приобретение знаний и их применения в освоении новых способов деятельности.

Работы современных исследователей представляют трактовку проектной деятельности как организованную деятельность, что позволило нам сформулировать нам определение понятия проектная деятельность в ходе реализации регионального компонента – это организованная деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать и применять на практике свои знания о регионе проживания, на создание новых продуктов деятельности (проектов) и  ориентирование в информационном пространстве [1].

Представим цели проектной деятельности через действие (рис. 1) [5].

При сравнении двух систем обучения современной школы (традиционной и обучение методом проектов) можно наблюдать, что роль учителя изменяется. Он выполняет роль фасилитатора. В этом случае задача учителя заключается в корректировке выбора темы проекта, формы его рефлексии. При этом содержание учения не является самоцелью, а его построение основано на применении знаний учащихся.

Работая в группах над выполнением проекта, учащиеся учатся работать в команде. У них формируется критическое мышление и собственный взгляд на используемую информацию, а также на форму ее представления.



Рис. 1. Цели проектного обучения

Проектное обучение обладает методологическими принципами: процесс работы над проектом, как и полученный результат в ходе выполнения проекта, является важным компонентом учебной деятельности и строится он в логике обучающе-воспитывающей деятельности, а не в логике преподаваемых в школе учебных предметов.

Применение на уроках английского языка регионального компонента в проектной деятельности представлена следующими требованиями:

·         наличие определенной проблемы, требующей разрешения (например, исследование истории возникновения города Тобольска; организация пересыльных тюремных каторжных пунктов на территории города в XVII – XIX вв., организация косторезного промысла  и т.п.);

·         в ходе выполнения проекта использование в речи региональных дефиниций при погружении в языковую среду (Renteray, «Irtish turning to Hippocrene», «Little Hump – backed Horse», Tobolsk Kremlin, khan Kuchum, etc.);

·         значимость (теоретическая и практическая) предполагаемых результатов деятельности (выпуск стенгазеты на английском языке «Some words about my native town», программа туристического пешеходного маршрута «The land of Abalak», устный журнал на тему «The khans of the Western Siberia», etc.);

·         самостоятельная деятельность участников проекта и консультации учителя на всех этапах работы над проектом;

·         структурирование деятельности участников проекта с указанием и анализом поэтапных результатов и распределением ролей;

·         использование всех видов исследовательской деятельности (определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление и анализ полученных данных, подведение и корректировка полученных результатов проектной деятельности, выводы – в виде творческих отчетов, защиты проектов, «круглого стола», конференции и т.д.);

·         деятельность в сотрудничестве.

Реализуя данные требования учащиеся, интегрируют имеющиеся знания, решая одну проблему. В то же время они получают возможность для применения полученных знаний на практике [3].

Основной целью обучения английскому языку является речевая деятельность. В ней языковая система является  средством ее реализации.

Основными факторами обучения с использованием различных типов проектов, которые способствуют формированию потребности в речемыслительной деятельности учащихся является возможность использования приобретенных проективных навыков  в повседневной жизни, интерес к выполнению проекта всех участвующих в нем, где главная роль принадлежит учителю, который консультирует и направляет деятельность всего учебного процесса.

В задачу учителя входит контроль за: выбором темы проекта;  планированием; принятием решений; выбором формы  выполнения; выполнением; оценкой; защитой проекта; рефлексией.

Проекты с региональным компонентом состоят из трех этапов: подготовительный (мотивация, целеполагание, планирование деятельности), основной (принятие решений и выполнение проекта), заключительный (защита проекта с проверкой оценки результатов) [1] и  позволяют подготовить учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, формирующими основные речемыслительные навыки, необходимые при обучении иностранному языку.

Оценивая результаты проведенных теоретических  исследований и практической работы по данной теме, следует отметить, что результативность данной работы может быть получена только в том случае, если: отбор предлагаемого теоретического учебного материала будет соответствовать программе  обучения и являться элементом усовершенствования педагогической системы; обучение в школе будет способствовать и стимулировать личностный рост учащихся; будет разработан и предложен для применения  в учебно-познавательной деятельности учащихся специальный комплекс средств обучения.

Рецензенты:

Даммер М.Д., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Сергеева Н.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессионально-ориентированного языкового образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.