Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO THE ORGANIZATION OF MONITORING OF EDUCATIONAL RESULTS IN PRIMARY SCHOOL

Kolokolnikova Z.U. 1 Mitrosenko S.V. 1 Lobanova O.B. 1 Gazizova T.V. 1 Kolesnikova T.A. 1 Korshunova V.V. 2
1 Lesosibirsky Pedagogical Institute - Branch of the Siberian Federal University
2 Siberial Federal University
In this study, the authors have outlined the necessity and possibility of training of students of pedagogical higher education institution for the organization of monitoring of educational results in primary school as a method for determining the educational achievements of younger pupils, which is the main result of the educational process; showed that the training of students to educational monitoring in primary schools is a complex process that includes theoretical and practical training of future teacher of primary school; development of monitoring technologies requires that future teachers knowledge of the GEF, software, primary school, psychological characteristics of younger students, forms, methods and techniques of monitoring, analyzed the willingness of students (for example, ABI – branch of Siberian Federal University, applied bachelor on the profile "Psychology and pedagogy of primary education") to the monitoring of educational outcomes in elementary school.
Federal state educational standard of primary education
elementary school
educational monitoring
quality of education
Обращение к проблеме качества образования сегодня обусловлено усиливающимися противоречиями между требованиями к образовательным результатам выпускников образовательных организаций со стороны семьи,  общества, государства и их фактическим уровнем. По мнению ряда исследователей, основной технологией, которая позволяет отслеживать динамику образовательных результатов обучающихся и корректировать их в образовательном процессе, является мониторинг. В связи с этим возникает потребность в освоении технологии мониторинга образовательных результатов студентами педагогического вуза.

К исследованию мониторинга образовательных результатов обращались В.П. Беспалько, Е.А. Ефимова, В.Е. Мусина, А.В. Парфенова, А.И. Пульбере, Е.И.Сахарчук, Е.В.Сергеева, М.Ю. Чандра и др. [1, 3, 5, 8, 10]. В общенаучном смысле мониторинг рассматривается как способ научного исследования и практическая система, представляющий собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об исследуемой системе, отдельных ее элементах (подсистемах, объектах) или процессах, происходящих в данной системе, с целью последующего информационного обеспечения управления исследуемой системой, анализа и оценки состояния исследуемой системы в любой момент времени и прогноза ее развития (В.И., Меденников, В.Т. Сергованцев, С.Г. Сальников, К.Г.Бородин) [4].

Как отмечает Е.В.Сергеева, структура системного мониторинга включает два компонента: результирующий (критерии и показатели, позволяющие отслеживать качество результата подготовки обучающегося на разных этапах обучения в образовательном учреждении) и процессуальный (критерии и показатели, позволяющие отслеживать качество условий, созданных для обучения в образовательном учреждении: качество преподавания дисциплин, качество материально-технической базы и др.) [8]. Можно констатировать, что мониторинг универсален для любой области деятельности в том смысле, что основной сферой его практического применения является информационное обслуживание управления в различных областях. Мониторинг позволяет системно исследовать любой процесс и его объекты с целью получения достоверной информации для эффективного управления средой, процессами, программами развития и т.д.

В свою очередь педагогический мониторинг можно определить как системную диагностику качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и образовательные результаты обучающихся.

В своем исследовании мы остановимся на подготовке  студентов - будущих учителей начальной школы к освоению технологии мониторинга образовательных результатов младших школьников.

Образовательные результаты рассматриваются в современной педагогической психологии и дидактике как развитие совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач. Образовательный результат - это индивидуальная способность, знание, умение, навык. В традиционном понимании образовательный результат - это знание, освоенное учащимся на конкретном уровне, который определяется в зависимости от сложности умственных операций, совершаемых обучающимся с этим знанием [7].  Современная образовательная практика предметные  образовательные результаты описывает через категорию «учебные достижения обучающихся». В ФГОС НОО выделяются  требования к образовательным результатам (предметным, метапредметным, личностным), которые  выступают в качестве критериев оценки учебных достижений школьников. Одним из направлений  организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для организации оценивания образовательных результатов младших школьников [9].

По мнению  А.В. Парфеновой, оценивание образовательных результатов, которых достигли учащиеся в процессе обучения,  позволяет выявить степень соответствия образовательных результатов учащихся с требованиями образовательных стандартов, установить причины понижения и повышения уровня результативности образовательных достижений, выявить положительные и отрицательные тенденции в деятельности педагогического коллектива и эффективность образовательного процесса в целом, своевременно корректировать отклонения в усвоении образовательных [7]. Подготовка будущих бакалавров  педагогики к организации и проведению образовательного мониторинга в начальном звене заключается в освоении технологии осуществления мониторинга образовательных результатов младших школьников (табл. 1):

Таблица 1

Технологии оценки образовательных результатов

Компетенции

Содержание

Технологии оценки

Метапредметные

Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

1) мониторинг

2) тестирование

3) олимпиады

4) предметные конкурсы

5) собеседование

6) кейс-стади

7) экспертная оценка

Предметные

Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1) мониторинг

2) тест

3) экзамен

4) домашние задания

5) олимпиады

6) предметные конкурсы

7) контрольная работа

8) контрольный срез

9) опросы

10) письменные работы

11) собеседование

12) экспертная оценка

Личностные

Сформированные основы российской гражданской идентичности и ценностей  многонационального российского общества;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (социальная роль ученика, мотивы учебной деятельности, ответственность за поступки и др.);

сформированные эстетические потребности, ценности и чувства, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях и др.

1) мониторинг

2) портфолио,

3) е-портфолио

4) рефлексия

5) самооценка

6) анкетирование

7) тестирование

 

 

Теоретическая подготовка будущих учителей начальной школы  к осуществлению мониторинга (на примере ЛПИ - филиала СФУ, прикладной бакалавриат по профилю «Психология и педагогика начального образования») проводилась в ходе освоения ими следующих учебных дисциплин: «Теоретические основы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе», «Методы оценивания учебных достижений младших школьников», «Методы анализа предмета в развивающем обучении» и др. В процессе теоретической подготовки к осуществлению мониторинга студенты - будущие учителя начальной школы должны:

- научиться определять  целевые установки мониторинга образовательных результатов младших школьников;

- определять субъектов, а так же их роль в оценочной процедуре;

- выявлять  объект  оценочной процедуры;

- разрабатывать инструментарий оценки образовательных результатов младших школьников;

- подбирать методы проведения оценочной процедуры и согласовать его сроки;

- обрабатывать и анализировать результаты проведенной оценочной процедуры.

На занятиях по указанным дисциплинам студенты изучали темы: «Универсальные учебные действия как основа формирования учебных достижений младших школьников», «Учебные достижения младших школьников как результат качества образования», «Образовательный мониторинг и его роль в управлении качеством образовательного процесса», «Логика и условия построения учебно-воспитательного процесса в начальной школе», «Планируемые результаты организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе и способы их оценивания» и др.

Кроме того, студенты прикладного бакалавриата проходили в течение всего года учебную распределенную практику, особенность которой в том, что часть практических занятий по изучаемым дисциплинам выносятся непосредственно в школу [2]. В процессе учебной распределенной практики студенты выполняли задания в соответствии с учебным планом прикладного бакалавриата.  Так, в рамках практических занятий по педагогическим дисциплинам на втором курсе под руководством преподавателей, методистов и учителей начальной школы студенты посетили ряд уроков в начальной школе, где наблюдали, фиксировали и анализировали процедуру осуществления мониторинга образовательных результатов младших школьников. В частности, будущие бакалавры педагогики принимали участие в проведении  мониторингового среза по математике, целью которого являлось выявление сформированности предметных умений младших школьников: сложения и вычитания с переходом через десяток;  сформированность метапредметных умений, в частности: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Параллельно осуществлялась диагностика личностных УД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  В непосредственной практической деятельности в начальной школе у студентов была возможность осуществлять  включенное наблюдение за процессом проведения мониторинга образовательных результатов, что, по нашему мнению, способствовало практической подготовке к процедуре организации образовательного мониторинга в будущей профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов.

Кроме этого,  студентам было предложено разработать и реализовать процедуру мониторинга по любому направлению учебно-воспитательного процесса в младших классах начальной школы. При анализе и обсуждении полученного задания студенты второго курса высказали следующие опасения:

- «мониторинг - очень сложная система взаимосвязанных элементов, при которой  студентам будет сложно определить комплекс критериев и показателей»;

- «в спектре образовательных программ для современной начальной школы трудно разработать универсальную процедуру мониторинга»;

- «достаточно сложно разработать научно обоснованную технологию мониторинга учебных достижений»;

- «у меня пока недостаточно знаний для разработки процедуры мониторинга»;

- «мониторинг требует систематичности и системности в отслеживании учебных достижений, боюсь, у меня с этим будут проблемы»  и др.

На основе системы формирования умений, разработанной И.Н. Пономаревой, В.П. Соломиным, Г.Д. Сидельниковой, студентам второго курса было предложено оценить уровень готовности к разработке и реализации мониторинга образовательных результатов младших школьников [6].

Таблица 2

Уровни готовности к разработке и реализации мониторинга образовательных результатов младших школьников

 

Этап

Структура

1.

Первоначальное умение

 

Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполняется путем проб и ошибок

2.

Недостаточно умелая деятельность

Знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков

3.

Отдельные

общие умения

 

Ряд отдельных высокоразвитых умений, необходимых в различных видах деятельности (например, умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т. п.)

4.

Высокоразвитое умение

 

Творческое использование знаний и умений в данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора, способов ее достижения

5.

Мастерство

Уверенное творческое использование различных умений, навыков и знаний

На основе критериев готовности (табл.2) и после осуществления пробы мониторинга,  студенты оценили собственный уровень готовности к разработке и осуществлению процедуры мониторинга учебных достижений младших школьников следующим образом: 28% отнесли свой уровень к «первоначальным умениям»; 44% посчитали, что у них «недостаточно умелая деятельность по разработке и реализации процедуры мониторинга учебных достижений младших школьников»; 24% выявили «отдельные общие умения»; интересно, что 4% отметили наличие высокоразвитого умения; уровень мастерства не выделил никто.

Таким образом, мы считаем, что подготовка студентов к организации образовательного мониторинга в начальной школе - сложный процесс, включающий теоретическую и практическую подготовку будущего учителя начальной школы. Освоение технологии мониторинга  требует от будущего педагога  знания ФГОС НО, программного обеспечения начальной школы, психологических особенностей младших школьников, форм, методов и приёмов осуществления мониторинга.   

Рецензенты:

Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск;

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г.Красноярск.