Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH ON THE ISSUE OF "COMPETITIVE COUNTRIES" IN CONDITIONS OF MARKET RELATIONS "

Karimova M.I. 1, 1
1 Tajik State University of Law, Business and Policy
The article examines the problem of competitiveness of the national economy. By analyzing the definition of the concept of competitiveness in economic science, scientists sfokusirirovanno focus on innovation, innovation, and environmental safety. The primary task of the state, through competitiveness to ensure high rates of economic growth and rising living standards in the country, as well as to support the demand for domestic goods and services on international markets, thereby achieving high efficiency of production resources. It defines a hierarchy of competitiveness in the national economy. This will reveal the concept of competitiveness, which is applied to a large number of objects belonging not only to the economic system, but also a country, region, sector, etc. It was revealed that the national economy is a bearer of the competition at the macro level. The essence of the concept of competitiveness manifested its determinants such as: leadership, excellence, the predominance, advantage, etc.
competitiveness
national economy
standard of living
competitive product
economic growth.

Вопрос конкурентоспособности становиться актуальным среди политиков, экономистов и ученых. Особенно в современных кризисных условиях главы государств активно начали дискуссировать этот вопрос и разрабатывать специальные программы нацеленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

В настоящее время существуют множество определений о конкурентоспособности и её сущностных чертах.

«Конкурентоспособность национальной экономики есть способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, в то же время, обеспечивая для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе» - Совет по политике конкурентоспособности (США, 1992г.). В данном определении сущность конкурентоспособности сводиться к производству товаров и услуг способствующих удовлетворению спроса на международных рынках. То есть акцентируется внимание на то, что если страна может производить определенные блага, имеющие спрос на мировом рынке и соответствующим международным стандартам, то это может способствовать повышению благосостояния населения.

В докладе «Глобальная конкурентоспособность» Всемирного экономического форума (1996г.), конкурентоспособность национальной экономики понимается способностью страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП.[15]. В этом определении, на наш взгляд, сущность конкурентоспособности национальной экономики сводится к повышению показателя среднедушевого прироста ВВП. Думается, увеличение среднедушевого прироста является, скорее всего, последствием повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Согласно утверждению группа консультантов по конкурентоспособности (Ciampi Group) и доклад для председателя Европейской комиссии (1995г.): конкурентоспособность включает элементы производительности, эффективности и прибыльности[3]. Однако сами по себе они не являются исчерпывающими и не задают конечной цели. Это – мощные средства достижения роста уровня жизни и материального благосостояния, т.е. инструмент для решения задач. В глобальном масштабе, основываясь на увеличении производительности и эффективности, в контексте международной специализации конкурентоспособность представляет собой основу для увеличения размеров заработка населения неинфляционным путем»[13].

Организация экономического сотрудничества и развития: «Конкурентоспособность – поддержка способности компаний, предприятий, регионов, стран и наднациональных регионов, сохранять, будучи открытыми для международной конкуренции, относительно высокий уровень показателей дохода и занятости населения»[14]. В данном случае, сущность определения конкурентоспособность сводится к получению высоких доходов и обеспечения занятости в условиях открытой экономики.

По мнению экспертов ООН, Европейской экономической комиссии, конкурентоспособной экономикой считается та экономика, в которой экспортеры сохраняют и увеличивают свою долю на внешних рынках, и постоянно растущая доля экспорта приходится на продукцию с высокой добавленной стоимостью и современные технологии. Главными индикаторами конкурентоспособности считаются доля высокотехнологичной продукции в экспорте.

Ученые Международного Института Развития Менеджмента (International Institute for Management Development) рассматривают конкурентоспособность страны как способность создавать добавленную стоимость и национальное богатство, управляя активами и процессами, своей привлекательностью и агрессивностью, глобальным и локальным, а также интегрируя все эти отношения в экономические и социальные модели[9].

В последнее время в определении конкурентоспособность национальной экономики ученые и экономисты фокусируют внимание на инновации, инновационную деятельность, экологическую безопасность.

В докладе о глобальной конкурентоспособности в 2000 г. (The Global Competitiveness Report-2000) эксперты Всемирного экономического форума сделали выбор в пользу инновационной экономики как главного фактора роста конкурентоспособности страны при использовании конкурентных, построенных на инновациях, преимуществе. При этом все страны были разделены на инновационно активные (24 страны) и инновационно пассивные. К числу инновационно пассивных государств относится и Республика Таджикистан.

Например, по мнению М.Ю. Малкина, под конкурентоспособностью национальной экономики понимается её способность[3]:

1) обеспечивать высокие темпы экономического роста и растущий уровень жизни в стране;

2) поддерживать спрос на отечественные товары и услуги на международных рынках;

3) достигать высокой эффективности использования производственных ресурсов;

4) обеспечивать экологическую безопасность производимой продукции.

Далее, Малкин М.Ю. подчеркивает, что конкурентоспособность национальной экономики является результатом разных слагаемых, некоторые из которых к тому же взаимно усиливают друг друга, порождая синергетический эффект.

Достаточно простое определение конкурентоспособности дает профессор Фатхуддинов Р.А, который является автором многочисленных работ в области конкурентоспособности. Он считает, что конкурентоспособность это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке[12].

Профессор Рахимов А. рассматривает сущность определения конкурентоспособности экономики от способности обеспечить достойный уровень жизни населению[7]. По его мнению, все теории, раскрывающие механизмы повышения благосостояния нации, создания и умножения её богатства, достижения стабильного экономического роста можно отнести к теориям, рассматривающим сущность конкурентоспособности экономики.

В своей диссертации Улмасов Ф. показывает, что конкурентоспособность рассматривается комплексно как пронизывающее все структурные уровни национальной экономики: микро (уровень предприятия), мезо и макро[11]. Таким образом, национальная конкурентоспособность в свою очередь зависит от  следующей иерархии(Схема 1.):

  

Схема 1.Иерархия конкурентоспособности

В данном положении есть определенное рациональное зерно, так как конкурентоспособность национальной экономики определяется её способностью производить конкурентоспособную продукцию или услугу. Отсюда справедливо возникает вопрос: что такое конкурентоспособность товара?

Касательно конкурентоспособности товара также существуют множество трактовок, однако многие из этих определений сфокусированы на способности товара конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Ниже рассмотрим некоторые их этих определений.

Автор монографии «Конкурентоспособный менеджмент» Качалина Л.И. рассматривает  понятие конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам[4]. Качалина считает, что главными факторами, определяющими конкурентоспособность товара, являются качество и цена.

По мнению Гуляева Г.Ю. конкурентоспособность товара представляет собой экономическую категорию, которая означает способность товара (услуги) наравне с другими аналогичными товарами (услугами) конкурировать на рынке[1]. В данном определении суть конкурентоспособности товара сводится к способности конкурировать на рынке.

По мнению таджикского ученого Хакимова А. конкурентоспособность товара состоит из таких детерминантов как совокупность потребительских свойств, цены, качества товара, согласно которым товар сравнивается, представляется и приобретается на внутреннем и внешнем рынках[10]. Профессор Хакимов А. отмечает, что важным критерием оценки конкурентоспособности товара выступает её стоимость. Однако в своем исследовании подчёркивает, что в последнее время в современных условиях мировой конкуренции неценовые факторы конкурентоспособности товара становятся ключевыми детерминантами. К важным аспектам неценовых факторов конкурентоспособности товара профессор Хакимов А. относит инновационность и наукоемкость товара[11].

Доцент кафедры теории и практики Московского финансово-промышленного университета «Синергия», к.э.н. Коваленко А.И. утверждает, что следует различать понятия «конкурентный товар» и «конкурентоспособный товар»[3]. Проанализируем позицию доцента Коваленко А.И. относительно значения этих парных определений.

Конкурентные товары — это товары, потребление которых одним потребителем сокращает их доступность для других потребителей, т. е. блага, за потребление которых потребители конкурируют[3].

Конкурентоспособные товары — это товары, потребление которых растет, товары одного производителя, выигрывающие конкуренцию у товаров другого производителя[3].

По мнению доцента Коваленко А.И. конкурентность и конкурентоспособность взаимосвязаны. Дело в том, что если в отрасли или на рынке с помощью государственного регулирования повысить  уровень конкуренции, то есть конкурентность, это способствует к  усилению конкурентной борьбы между фирмами и приведет к повышению эффективности использования ресурсов, внедрению инноваций, повышению производительности и качества товаров, работ, услуг, что в свою очередь скажется на росте общеотраслевых показателей[8]. Улучшение общеотраслевых показателей по сравнению с другими отраслями повышает его конкурентоспособность. Таким образом, выходит простая логика: повышение конкурентности рынка способствует повышению его конкурентоспособности. Однако, чрезмерно высокий уровень конкуренции в отрасли может привести к снижению рентабельности фирм, снижению инвестиционной и кадровой привлекательности в отрасли в целом. Ухудшение инвестиционных параметров и показателей занятости в отрасли делает его менее конкурентоспособным.

Резюмируя вышесказанное необходимо сделать следующие выводы:

  • Концепция конкурентоспособности применяется к огромному количеству объектов (не только принадлежащих к экономической системе): стране, региону, отрасли, фирме, рынкам, населению и т.д.
  • Сущность понятия конкурентоспособность проявляется такими его детерминантами как: лидерство, превосходство, преобладание, преимущество
  • Национальная экономика выступает носителем конкуренции на макроуровне. Носителями конкурентоспособности являются на микроуровне относятся: организации (любых форм собственности), персонал, технологии, инновации, средства производства[ К носителями мезоконкурентности относят регионы и отрасли[9];
  • Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится[10].Наиболее общее определение конкурентоспособности можно изложить следующим образом: конкурентоспособность — способность субъекта конкуренции в определенной сфере деятельности совершать конкурентные действия сравнительно лучше конкурирующих субъектов[10]. При определении понятия «конкурентоспособность» важное значение имеет наличие конкурентного контекста;
  • Во многих определениях о национальной конкурентоспособности акцент делается  на способность страны экспортировать ту или иную продукцию, то есть на международную торговлю. Думается, что такой акцент заведомо занижает оценку конкурентоспособности стран с крупным внутренним рынком и относительно низким объемом экспорта, и завышает позиции небольших экономик с высокой долей экспорта и иностранного капитала;
  • Успехи на международном рынке товаров и услуг зависят  от справедливости мировой торговой системы и установленных правил игры[8].  Международная торговля сильно зависит от влияния некоторых государств, торговых барьеров, инструментов протекционизма и субсидирования, что можно говорить об отсутствии принципов справедливости в получении выгод от международной торговли.
  • Экспорт и уровень жизни большинства населения далеко не всегда связаны положительно. Шансы сильной корреляция этих двух показателей в большей части возможны от аллокативного эффекта публичных финансов, что представляется достаточно трудным процессом особенно в странах с переходной экономикой, куда и входит Республика Таджикистан.