Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDENTS REALIZATION OF HEALTH FORMING TECHNOLOGIES IN INTER-ETHNIC ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

Ivanova S.S. 1
1 Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
In the Nizhny Novgorod region is currently increasing the intensity of migration of representatives of various ethnic groups. In this regard, there is need to reorient health forming technologies monoethnic to a multiethnic educational environment, that is, they should be viewed through the prism of the national peculiarities of physical health, the psychological structure of the personality and characteristics of socialization and self-realization in a multicultural society. In the process of creating and implementing programs and technologies health forming technologies activities should involve students of pedagogical universities that carry out this activity according to the curriculum in the teaching practices: educational, industrial, clinical, summer recreation, and others. However, the trainees themselves being and productively interact in a a multicultural region, are not fully aware of all the problems and difficulties faced by young migrants and which may affect the deterioration of their physical, mental and social health. That is why the structure of their activity an important place should be allocated to the establishment of productive interaction with the students - members of other ethnic groups, which naturally is carried out during non-verbal creative activities, which include physical education.
physical culture
polyethnic educational space
health-forming technologies
health

В настоящий момент в нижегородском регионе, как и в других русско-язычных регионах, динамически развиваются этнические общности, такие как азербайджанская (более 50 тыс. чел.), армянская (более 100 тыс. чел.),  узбекская (более 20 тыс. чел.), казахская (более  10 тыс. чел.), киргизская (более 10 тыс. чел.). Кроме того, возрастает интенсивность миграционных процессов с участием представителей коренных этносов, представителей татарской, еврейской, украинской, башкирской, бурятской и других общин. В связи с этим, назрела настоятельная необходимость переориентации здоровьеформирующих технологий с моноэтнического на полиэтническое образовательное пространство. Это означает, что здоровьеформирующие технологии следует рассматривать, в том числе, и через призму национальных особенностей физического здоровья, психологической структуры личности и особенностей социализации и самореализации в поликультурном пространстве.

Однако в поликультурном пространстве нельзя обойтись без дихотомии цели и содержания оздоровительной деятельности по основанию национально-культурной принадлежности воспитанников. В этой связи следует упомянуть тот факт, что в стране многие виды спорта имеют национальное лицо, которое, чаще всего, формируется стихийно, без участия в этом процессе специалистов в сфере здоровья. Выбор спортивной секции представителями определённого этноса обусловлен, чаще всего, извне – наличием в местах проживания мигрантов соответствующих учреждений дополнительного образования и спортивных сооружений, тогда как стабильность занятий в спортивных секциях определяется уже мотивацией изнутри по сочетанию внутренних мотивов, склонностей, задатков с потенциальными возможностями для саморазвития воспитанников, которые представляют эти учреждения.

Государственная политика РФ, нацеленная на обеспечение мирного сосуществования представителей всех народов и национальностей на территории страны, должна учитывать эту тенденцию, и провести ревизию подходов к оздоровлению представителей разных этносов в поликультурном пространстве русскоязычного региона.

Государство заинтересовано в том, чтобы мигранты, прибывшие в страну на легальном основании и получающие, либо получившие гражданство Российской Федерации, имели возможность реализовать свои потребности и способности, в том числе, в сознательном формировании своего физического, психического и социального здоровья, что позволит им легче адаптироваться в русскоязычном обществе.

В этой связи в государственных законах различного уровня чаще всего делается акцент на лицах, входящих в контингент трудоспособного населения, тогда как вопросы формирования здоровья необходимо рассматривать в раннем возрасте так, чтобы к моменту включения в активную трудовую деятельность, человек обладал бы уже конгруэнтным здоровьем. Обеспечение этой конгруэнтности в массовом масштабе возможно в системе общего и дополнительного образования. Не следует так же забывать, что многие виды физической активности имеют профориентационный характер и готовят организм и личность ребёнка не только к решению бытовых проблем жизнедеятельности, таких как снижение утомляемости, повышение работоспособности и организация разнообразного досуга, но и готовят к особенностям будущей трудовой деятельности.

В этом смысле правомочно говорить не только о формировании здоровья детей, но и об ориентации этой деятельности так же на взрослых людей, имеющих профессиональную подготовку и на профессионально определившуюся молодежь. При этом дети и подростки, приехавшие со своими родителями, лучше адаптируются к социокультурным реалиям русскоязычного региона, если будут заниматься в присутствии или даже под руководством старших членов своей семьи. Тогда оздоровительная деятельность и физическая культура естественным образом впишутся в традиции семьи.

Организация детско-молодёжного сотрудничества в поликультурном, полиэтническом, поликонфессиональном пространстве нашей страны возможна и необходима в ходе реализации здоровьеформирующих технологий. Здоровьеформирующие технологии в образовании – это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, направленный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни [1]. Кроме того, это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, любви к окружающему миру [6]. Здоровьеформирующие технологии являются способом реализации, а также мониторинга культуры здоровья и конгруэнтного подхода к формированию физического, психического и социального здоровья не только обучающихся, но и будущего педагога. Показателями эффективности этого процесса могут стать спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и спорта, метапредметные фестивали здоровья, галапредставления показательных выступлений спортсменов и т.д.

Замечено, что максимально толерантные взаимоотношения формируются в совместных творческих видах деятельности, к которым и принадлежит спортивно-оздоровительная деятельность. При этом спортивное соперничество никогда не является основанием для формирования межличностной напряжённости и агрессивности. Более того, некоторые виды агрессивности, реализуясь в форме спортивной злости, снижают общий уровень агрессии, тревожности, позволяют повысить уровень притязаний в просоциальных видах деятельности, ориентирует воспитанников на достижение максимально высокого спортивного результата, на позитивную самопрезентацию, на реализацию социально значимых ролей (спортсмена, болельщика, наставника, члена команды, участника группы поддержки и т.д.)

Так как формировать и поддерживать здоровье, как состояние нравственной, физической и психологической комфортности может лишь человек, сам обладающий культурой здоровья, знаниями, навыками и умениями сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих[1],  то впроцесс создания и реализации программ и технологий здоровьеформирующей деятельности должны быть вовлечены студенты педагогических вузов. Они осуществляют эту деятельность согласно учебным планам в ходе педагогических практик: учебной, производственной, клинической, летней оздоровительной и др. [3].В каждом случае одни и те же технологии ориентируются на создание различных компонентов здоровья, то есть являются гетерархическими и гибкими, давая определённую свободу субъекту педагогической деятельности для их реализации. Однако следует помнить, что только лишь полноценное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов является  главным признаком здорового человека. Гармоничность всех видов здоровья – необходимое условие социализации личности, её самореализации, возможная цель и путь коррекции поведения и деятельности, а так же и мировоззрения личности[5].

Известно, что только личность, неуклонно занимающаяся самообразованием, может определить целевые аттракторы на самообразование другой личности и предложить для этого необходимые методы и условия[2]. Именно поэтому правомочно утверждать, что студенты, чьи личность и профессионализм сформировались в оптимизирующей молодёжной среде вуза, могут сформировать подобную же среду для формирования личности молодых мигрантов, включающей все компоненты здоровья в их  гармоничном сочетании[5]. Но следует понимать, что гармоничность здоровья может быть раз и навсегда сформирована применением необходимых технологий, поскольку здоровье это не только и не столько результат, сколько процесс:

  • организация своей жизнедеятельности,
  • формирование и реализация ценностей своего мировоззрения,
  • создание и осознание цели смысловых структур дальнейшей жизни,
  • самоопределение и  самореализация в поликультурном пространстве русскоязычного региона,
  • процесс самооценивания и оценивания реалий своей жизни: прескрептивного, проспективного и ретроспективного.

Пройдя все формы, стадии и этапы смысловой организации личности и деятельности, студенты ощущают необходимость поделиться личным опытом, необходимой информацией, секретами личностного опыта со своими воспитанниками, предостеречь их от поспешных и опрометчивых решений, которые могут повлиять на их дальнейшую самореализацию в русскоязычном обществе. Практиканты, сами находясь и продуктивно взаимодействуя в условиях поликультурного региона, тем не менее, не в полной мере осознают все проблемы и трудности, с которыми сталкиваются молодые мигранты и которые могут повлиять на ухудшение их физического, психического и социального здоровья. Именно поэтому в структуре их деятельности значительное место должно отводиться установлению продуктивного взаимодействия с воспитанниками – представителями иных этносов, что естественным образом осуществляется в ходе невербальных творческих видов деятельности, к которым относится физическая культура. Однако не следует этим естественным процессом подменять все технологии создания межэтнического взаимодействия, в противном случае вместо взаимопонимания можно получить соперничество, граничащее с конфликтностью, и снижение уровня влияния педагога на состояние и процессы формирования всех видов здоровья.

Известно, что ныне действующие спортивно-оздоровительные технологии в отношении представителей динамически развивающихся общностей не очень эффективны. Это можно объяснить тем, что усреднение условий требований к оздоровлению делает эту деятельность для одних воспитанников легко выполнимой и, следовательно, неинтересной, а для других, которых большинство, недостижимой и чрезмерно сложной, в частности, из-за языкового барьера[4]. Кроме того, следует помнить, что многие представители некоренных этносов испытали стрессогенные факторы, связанные с переездом, с изменением климатических условий, материального положения и бытовых условий, как правило, не в лучшую сторону, а многие из них приехали в русскоязычный регион, испытав на себе последствия военных конфликтов и экологических катастроф. На них влияют так же негативные условия жизни в мегаполисе: урбанистическая промышленность, низкое качество воздуха, воды и пищевых продуктов, высокий уровень шумов и загазованность, множество опасностей, ранее неизвестных представителям других этносов.

С этой целью была создана концепция «ЭТНОГЛОБус». Все технологии и методы, разработанные и эффективно применяемые авторами в рамках этой концепции создания оптимизирующей молодёжной среды в реализации инновационного проекта детско-молодёжного адаптационного центра для представителей динамически развивающихся диаспор на территории Нижегородского края, разработаны с учётом вышеизложенных методологических основ и базируются на личностно-деятельностной парадигме.

В связи с этим специалистами полиэтнического детско-молодежного адаптационного центра «ЭТНОГЛОБус» разработана и частично реализована программа областной предметной олимпиады по физической культуре с участием коренных и динамически развивающих общностей, проведена вводная диагностика физкультурно-спортивных потребностей, способностей и одаренности представителей динамически развивающих общин и определены маршруты селекционной работы по распределению молодых представителей этнических общин в различные спортивные организации и направления патронажа этой деятельности.