Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

DYNAMICS OF PROFESSIONAL IDENTITY BECOMING DURING STUDENTS EDUCATION IN A HIGH SCHOOL

Malyutina T.V. 1 Magazeva E.A. 1 Lonskaya L.V. 1
1 Omsk State Medical University
Авторами в статье рассмотрена структура и показатели профессиональной идентичности, а также ее динамика на этапах обучения студентов медицинского вуза. Профессиональная идентичность представляет собой сложный многокомпонентный феномен, имеющий свою структуру и генезис. В результате теоретического обзора определена выделены компоненты профессиональной идентичности: оценка себя как профессионала; удовлетворенность профессиональной деятельностью; принятие ценностей профессиональной деятельности. Рассмотрение проблемы идентичности необходимо начинать с терминологического анализа данного понятия. Несмотря на то, что в последнее время термин «идентичность» достаточно широко используется в исследованиях психологов и существует достаточное количество его определений, психологическое значение данного понятия нуждается в уточнении. В своей работе мы рассматриваем структуру и показатели профессиональной идентичности, а также ее динамику на разных этапах профессионализации студентов медицинского вуза.
The structure and indexes of professional identity as well as its dynamics during medical students education are examined by the authors in the article. Professional identity represents a complex phenomenon which has its own structure and geneses. As the result of the theoretical review the structure of professional identity is determined, its components are distinguished. They are self-estimation as a professional, professional activity contentment, adoption of professional activity values. So the dynamics and the structure of professional identity during the study in a high school are identified. The structure and indexes of professional identity as well as its dynamics during medical students education are examined by the authors in the article. Professional identity represents a complex phenomenon which has its own structure and geneses. As the result of the theoretical review the structure of professional identity is determined, its components are distinguished. They are self-estimation as a professional, professional activity contentment, adoption of professional activity values. So the dynamics and the structure of professional identity during the study in a high school are identified.
students of a medical high school
values
contentment
self-estimation
professional activity
professionalization
professional identity
В условиях модернизации современного высшего образования, возрастает значимость изучения его психологического обеспечения. Профессионализация личности на этапе обучения в вузе - процесс целостный и непрерывный, который включает в себя не только приобретение профессиональных знаний, умений и практических навыков, но и развитие личности будущего специалиста.

Профессиональное становление человека в современных социальных условиях перестает быть жестко нормированным процессом, требует от личности самостоятельной работы по самоопределению и построению себя как профессионала. Причем развитие профессионализма - это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает изменение человека под влиянием условий и содержания профессиональной деятельности.

Рассмотрение проблемы идентичности необходимо начинать с терминологического анализа данного понятия. Несмотря на то, что в последнее время термин «идентичность» достаточно широко используется в исследованиях психологов и существует достаточное количество его определений, психологическое значение данного понятия нуждается в уточнении.

Для того чтобы обозначить специфику термина «идентичность», необходимо определить сущность этих категорий в зарубежной и отечественной психологии.

Понятие идентичности, в западной психологии чаще всего соотносится с понятиями «Я-концепция», «Образ - Я», но авторами трактуются по-разному, при этом  в той или иной степени «Я-концепция» принимается за эквивалент идентичности [9]. Представления об идентичности в отечественной психологии связаны с исследованиями самосознания и самоотношения, «образом Я», самоопределением и социализацией личности. Необходимо отметить, что в отечественной психологии проблема идентичности решается в сложившейся последовательной триаде: сознание - самосознание - образ Я, и идентичность выступает как эквивалент самосознания [1, 4, 7].

Как отмечает Л.Б.Шнейдер, «самосознание» и «идентичность» не являются тождественными понятиями [10]. По мнению автора, традиционно в психологии и философии самосознание определяют как выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценку своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

Идентичность традиционно понимают как результат активного процесса, отражающего представления субъекта о себе, т.е. единицей анализа идентичности выступает образ Я. Следовательно, понятие «идентичность» шире понятия «самосознание» и включает в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты, тогда как «Я-концепция» выступает как результативная осознаваемая часть идентичности[7].

Анализируя подходы к проблеме идентичности, можно полагать, что основания для выделения профессиональной идентичности в качестве самостоятельного психологического понятия вытекают из содержания и логики теоретического и экспериментального исследования идентичности. Данный анализ в своих работах провёл Ю.П. Поварёнков [9].

По мнению Ю.П. Поваренкова, выделение профессиональной идентичности является закономерным процессом последовательной дифференциации понятия «идентичность», поскольку в основе данного процесса лежит специфика ее элементов.

Психологические исследования профессиональной идентичности, ведущиеся в рамках отечественной психологии, представляют собой неоднородный пласт работ. Можно отметить, что авторы исследований, посвященные изучению профессиональной идентичности, рассматривают различные содержательные компоненты данного феномена [3, 4, 5,7, 8, 10] .

В рамках концепции профессионального становления личности (ПСЛ), предложенной Ю.П. Поваренковым профессиональная идентичность является системным образованием, а её формирование происходит на основе целого комплекса различных механизмов: когнитивного, мотивационного и ценностного [9].

Важно отметить, что при анализе профессиональной идентичности Ю. П. Поварёнков определяет профессиональную идентичность как критерий профессионального развития, который свидетельствует о  качественных и количественных особенностях принятия человеком: себя, как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностных норм, характерных для данной профессиональной общности.

При анализе проблемы идентичности, во-первых,  необходимо учитывать, что формирование идентичности это серия взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает свои личные цели, ценности, убеждения [2]. Во-вторых, развитие идентичности не является линейным процессом, оно может идти вспять, т.е. возвращаться на более низкий уровень и зависеть от ведущих мотивов, развития самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе социальных отношений [4,7,8]. И, в-третьих,  идентичность развивается на протяжении всей жизни человека.

В своей работе мы рассматриваем структуру и показатели профессиональной идентичности, а также ее динамику на разных этапах профессионализации студентов медицинского вуза.

Обратимся к взглядам некоторых исследователей относительно того, как  происходит становление профессиональной идентичности, и какие психические процессы в этом задействуются. Некоторые авторы  рассматривают профессиональную идентичность, как процесс профессионального развития человека, связанный с профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной направленностью, которая включает в себя удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.

Другие исследователи полагают, что профессиональная идентичность - это свойство личности, выражающиеся во взаимосвязи когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристиках.

Придерживаясь точки зрения Ю.П. Поваренкова,  мы определяем профессиональную идентичность как психологическое представление человека к себе как будущему и действующему профессионалу, т.е. реальная и  прогнозируемая профессиональная самооценка, отношение к профессиональной деятельности и принятие ценностей профессионального сообщества.

Несмотря на большее количество исследований профессиональной идентичности пока еще недостаточно сведений о соотношении структурных компонентов данного вида идентичности и их изменений. Поэтому мы посчитали необходимым проанализировать структуру профессиональной идентичности личности студентов на разных этапах обучения в вузе.

Задачей нашего исследования стало изучение компонентов определяющих профессиональную идентичность и динамику профессиональной идентичности у студентов на разных этапах обучения в вузе.

В качестве диагностического инструмента для определения уровня профессиональной самооценки  использовалась методике методика Дембо - Рубинштейн в модификации Прихожан и методика множественной идентификации (модифицированный вариант психосемантической методики  В. Ф.Петренко).

Для определения  уровня    отношения к профессиональной деятельности, использовалась методика «Фактор привлекательности профессии» В. Ядова (модификация Н.В.Кузьминой, А.А. Реана).

Для определения уровня ценностного компонента профессиональной идентичности в качестве диагностического инструмента использовался морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.

Данные методики,  позволяют нам ответить на два методологически важных вопроса: какова психологическая структура профессиональной
идентичности студентов-медиков; как она развивается в процессе профессионального обучения и на разных этапах профессионального становления.

С целью статистической обработки данных применялись различные методы: для выявления различий в предпочтении ценностей у студентов различных курсов применялся непараметрический вариант метода однофакторного дисперсионного анализа - Н-критерий Крускала-Уоллиса.

Для уточнения различий и попарного сравнения независимых выборок по показателям ценностей применялся непараметрический метод - U-критерий Манна-Уитни. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excell 2010 и пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS.

Выборка в нашем исследовании составила 278 обучающихся  с 1 по 6 курс на лечебном факультете ОмГМУ. Возраст испытуемых от 18 до 24 лет. Выборка по курсам представлена в таблице 1.

Таблица 1

Состав общей выборки испытуемых

Количество испытуемых

По курсам обучения

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

6 курс

40

40

47

49

58

44

% от 278

14,4%

14,4%

16,9%

17,6%

20,9%

15,8%

По критерию «принятие себя как профессионала» по методике Методика Дембо - Рубинштейн в модификации Прихожан  была проведена следующая процедура подсчетов. Суммировались результаты по шкалам (методики Рембо-Рубинштейн) по шкале - практические профессиональные навыки, по шкале - профессионализм, по шкале - способности и задатки необходимые для выполнения профессиональной деятельности, определяли среднее значение - 1 индекс. Сумма средних значений по шкалам -  теоретические профессиональные навыки и практические профессиональные навыки -  2 индекс. Сумма по шкале - я - профессионал и среднее значение по  профессиональным знаниям и умениям - 3 индекс.

 По методике множественной идентификации (модифицированный вариант психосемантической методики  В. Ф.Петренко) профессиональная идентичность операционализировалась как семантическая близость конструктов «Я как врач», «Мой идеал врача» у студентов разных этапов обучения.

 По критерию «удовлетворенность профессионально деятельностью» подсчет результатов проводился с помощью методики «Удовлетворённость профессией» В.А. Ядова в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реана. Цель данной методики - изучить структуру значимых факторов профессиональной деятельности у студентов разных этапов обучения, определяющих отношение учащихся к профессии. Понятие "привлекательность" в данном контексте понимается как положительное отношение к профессии. Обработка результатов включала: по каждой колонке в отдельности подсчитывается количество выборов от общего числа факторов привлекательности - непривлекательности профессии. Чем больше положительных факторов являются значимыми для студента, тем более он удовлетворён сделанным выбором, что, в свою очередь, способствует профессиональной стабилизации студентов.

Для определения уровня ценностного компонента профессиональной идентичности в качестве диагностического инструмента использовался морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной. который позволяет выявить личностные ценности, выражающие отношения значимости (важности) окружающей человека социальной действительности.

В ходе обработки результатов исследования получены данные по структурным компонентам профессиональной идентичности (табл.2)

Таблица 2

Средние значения  по структурным компонентам профессиональной идентичности

Показатели профессиональной идентичности

курс

1

2

3

4

5

6

Оценка себя как профессионала

3,94

3,82

4,07

4,43

4,78

4,35

Удовлетворенность профессионально деятельностью

20,8

19,5

25,3

24,5

29,9

20,0

Принятие ценностей профессиональной деятельности

10,3

9,5

10,9

10,1

9,8

11,0

Итого:

11,7

11,0

13,4

13,0

14,8

11,8

Исходя из результатов, представленных в таблице, можно обозначить следующие тенденции становления профессиональной идентичности у студентов медицинского вуза на различных этапах  обучения: на 2-ом, 4-ом и 6-ом курсах отмечается низкие значения показателей профессиональной идентичности, что на наш взгляд, обусловлено кризисом идентичности.

Об этом также свидетельствуют полученные значимые различия между показателями профессиональной идентичности на 1-м и 3-м; 1-м и 5-м курсах (р≤0,001), где у  студентов 2-го, 4-го и 6-го курса значительно ниже уровень профессиональной идентичности, чем у остальных перечисленных курсов. Данный результат объясняется тем, что студенты 2-го курса переживают кризис перехода от школьно-ученической формы обучения к учебно-академической форме обучения в вузе, имея на 1-ом курсе, как правило, идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями на последующем курсе меняются.

 На 3-ем курсе выявлено повышение значений показателей профессиональной идентичности, затем небольшое снижение значений на 4-ом курсе, что объясняется процессом адаптации к профильным дисциплинам и большой учебной нагрузкой. Наиболее высокие значения показателей профессиональной идентичности выявлены у студентов 5-го курса. Это может свидетельствовать, что их учебная деятельность носит характер учебно-профессиональной деятельности, когда академические знания  выстраиваются в профессиональные, повышается профессиональная самооценка, и студент начинает воспринимать себя как профессионала.

Получены значимые различия в показателях на 3-м и 6-м; 5-м и 6-м курсах(р≤0,05), и у шестикурсников значения показателей ниже на достоверном уровне значимости, чем у студентов 3-го и 5-го курсов. Данное снижение показателей, возможно, обусловлено тем, что изменяются их представления о профессии, о профессионале, о своих профессионально-важных, профессионально-значимых качествах, способностях и возможностях их реализации в данной сфере труда и в выборе дальнейшей профессиональной специализации.

Итак, в своем исследовании, мы определили структуру и компоненты, определяющие профессиональную идентичность студентов медицинского вуза. К ним относятся: оценка себя как профессионала, удовлетворенность профессионально деятельностью, принятие ценностей профессиональной деятельности. В ходе исследования выявлена динамика становления профессиональной идентичности студентов медицинского вуза: наиболее низкие показатели профессиональной идентичности  зафиксированы у студентов на 2-ом, 4-ом и 6-ом курсах, наиболее высокий показатель профессиональной идентичности - у студентов 5-го курса.

Рецензенты:

Трещёва О.Л., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания и спорта ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск;

Четвериков Д.В., д.псх.н., к.м.н., заведующий Амбулаторным психоневрологическим отделением Бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодовникова», г. Омск.