Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF KEY COMPETENCE "BE HEALTHY" AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF TEACHING TECHNOLOGY ORIENTED ON HEALTH PRESCHOOL EDUCATION

Zverkova A.Yu. 1
1 Novosibirsk State Pedagogical University
The author has analyzed two aspects of proficiency in key competence "be healthy". The author generalized features of common cultural aspect of mastering of key competence "be healthy". The basic level of formation of key competence "be healthy", which is a common cultural, is formed as maintaining the healthy lifestyle accepted in a reference group of contemporaries. The author considers the purpose and problems of a subject matter "Health-oriented technology in preschool education " and results of development of key competence "be healthy" as professional competence. The basic level of key competence "be healthy" as professional competence is connected with strategy focused on preservation and strengthening of personal health at collision with adverse factors during work. The author suggests to consider the possession of key competence "be healthy" as the actual content of professional activity of the kindergarten teacher, bachelor of preschool education.
key competence "be healthy"
students of pedagogical higher education institution
health-oriented project
health-oriented educational technologies

Подготовка бакалавров педагогического образования поставила интересные задачи перед профессорско-преподавательскими коллективами вузов. Повсеместный одномоментный переход от подготовки специалистов к бакалаврам актуализировал потребность в рефлексии имеющегося опыта организации учебной работы преподавателей. Современные студенты вуза интегрируют в собственной учебной деятельности опыт обучения в школе. Современный дошкольник, школьник и студент вбирают в себя особенности переживаемой социально-экономической ситуации, политических установок и ценностей, актуальных в их детстве, приходя в вуз. Сделав профессиональный выбор, студент погружается во время обучения в квази-профессиональную деятельность. Заинтересовать студента будущей профессиональной деятельностью возможно через использование кейсов из реальной педагогической практики. Активные и интерактивные методы позволяют студенту проявлять самостоятельность, инициативность, готовность к деятельности. Профессиональная подготовка бакалавров все больше сдвигается к процессу освоения различных компетенций во время аудиторной и самостоятельной работы. Педагогическая деятельность требует от студента проявления индивидуальности, социальной позиции, готовности к самообразованию как способу самореализации личностного потенциала.

Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения имеет ряд отличительных особенностей, связанных с лимитирующим воздействием макросистемы государства [6]. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» у студентов педагогического вуза может осуществляться в двух плоскостях. Исходя из того, что ключевая компетенция «быть здоровым» является общекультурной компетенцией, свойственной любому человеку в той или иной мере, следует отметить, что процесс освоения происходит в естественной социально-культурной среде. Базовый уровень формирования ключевой компетенции «быть здоровым» как общекультурной компетенции формируется как ведение здорового образа жизни, принятого в референтной группе сверстников. Повышенный уровень владения ключевой компетенции «быть здоровым» как общекультурной компетенцией требует привлечения дополнительных ресурсов, уводя личность к активным, специализированным действиям по ведению здорового образа жизни.

Вторая плоскость владенияключевой компетенцией «быть здоровым» как профессиональной компетенцией. Взаимосвязь имеющегося здоровья, навыков его сохранения в неблагоприятных психофизиологических и социально-экономических условиях актуально для любой профессии, реализуемой человеком. Базовый уровень ключевой компетенции «быть здоровым» как профессиональной компетенции связан со стратегиями ориентированного на сохранение и укрепление личного здоровья поведения при столкновении с неблагоприятными факторами во время трудовой деятельности.

Педагогическая профессия требует особых знаний из области педагогики здоровья. Здоровьеориентированные педагогические технологии являются неотъемлемой частью профессиональных умений. Например, деятельность ресурсных центров, содействующих укреплению здоровья, поддерживающих реализацию ключевой компетенции «быть здоровым» в образовательном пространстве [5]. Освоение базового уровня владения ключевой компетенцией «быть здоровым» происходит в процессе овладения основными педагогическими дисциплинами. В основе профессиональной подготовки бакалавров лежит системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования [1].

Значительное изменение нормативно-правовой базы за последние пять лет трансформировало структуру методов и форм педагогики здоровья. Первым элементом стало утверждение федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников [9]. Наиболее глобальной трансформацией для профессиональной подготовки педагогов стало внедрение перовой версии профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [10]. Необходимо сформулировать подходы  к здоровьесберегающей деятельности воспитателя в соответствии с профессиональным стандартом [3].

Метод проектов представляет наибольший простор для самореализации студентов при освоении ключевой компетенцией «быть здоровым»  как профессиональной компетенции. Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов является эффективным способом интеграции самостоятельной работы студентов [4]. Разработка здоровьеориентированного проекта позволяет студенту проявить себя [7]. Реализация здоровьеориентированного образования будущими педагогами позволяет проявить как личное, так и квази-профессиональное самовыражение [8]. Например, при конструировании здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [2].

Повышенный базовый уровень овладения ключевой компетенцией «быть здоровым» как профессиональной компетенцией рассмотрим на примере подготовки бакалавров. Учебные планы направлений педагогическое образование «44.03.01» и «44.03.05». Цель учебной дисциплины (курса по выбору) «Здоровьеориентированные технологии в дошкольной образовательной организации» заключается в подготовке бакалавров к решению следующих задач профессиональной деятельности: сформировать умения по реализации в дошкольной образовательной организации здоровьеориентированных технологий в условиях реформирования нормативно-правовой базы российского образования. Раскрыть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации с учетом возрастных и психофизиологических особенностей. Рассмотреть основные принципы педагогики здоровья применительно к дошкольному образованию и функциональным обязанностям воспитателя.

Организация педагогики здоровья применительно к дошкольному образованию, (здоровьеориентированных проектов в условиях современного социума, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования). Проектирование здоровьесберегающих технологий в соответствии ФГОС дошкольного образования, как в основном содержании общеобразовательной программы дошкольного образования, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Результаты обучения бакалавров (федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, бакалавриат третьего поколения) можно сформулировать по модулям.

Первый учебный модуль, компетенция «способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного взаимодействия». Бакалавр должен знать: философско-психологические, системотехнические науковедческие основания педагогики здоровья и здоровьеориентированных технологий. Иметь представление об этических и эстетических основаниях формирования здорового образа жизни у дошкольников. Основные методические разработки отечественных и зарубежных ученых для дошкольного образования в области здоровье сберегающих технологий. Характеристики игровой деятельности дошкольника как формирования ЗОЖ в детском саду. Уметь: подбирать соответствующие целям и задачам дошкольного образования основания реализации педагогики здоровья и здоровьеориентированных технологий. Характеризовать практическую деятельность. Организовывать в детском саду проекты и научные исследования по здоровью. Владеть: методологией практической педагогической (образовательной) деятельности педагогики здоровья и здоровьеориентированных технологий. Приемами обобщения, анализа, восприятия информации. Средствами и методами практической деятельности для дошкольного образования по формированию здорового образа жизни. Проектировать педагогические (образовательные) систему ООП ДО с приоритетным направлением сохранения здоровья.

Второй учебный модуль, компетенция «готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ». Бакалавр должен знать: теоретические основы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности в дошкольном учреждении. Уметь: подбирать анализировать средства и методы обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, особенности организации процесса здоровье охранения в детском саду. Разрабатывать под конкретную тему проект психолого-педагогического исследования по педагогике здоровья. Использовать особенности, логическую структуру и принципы игровой деятельности дошкольников при освоении ключевой компетенции «быть здоровым» в своей профессиональной деятельности. Владеть: технологией организации исследования в детском саду формирования культуры здоровья, особенности проектирования здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольном образовании с использованием информационных технологий.

Третий учебный модуль, компетенция, «способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности». Бакалавр должен знать: Особенности конструирования содержания образования по ЗОЖ для дошкольников. Теоретические особенности понятия «культура здоровья», «ЗОЖ», «ключевая компетенция «быть здоровым»» и д.р. Характеристики деятельности по здоровьесбережению, её особенности применительно к дошкольному образованию.Уметь: использовать опыт отечественных и зарубежных педагогов здоровья в своей профессиональной деятельности. Организовывать процесс здоровьесбережения в детском саду. Конструировать задачи по освоению культуры здоровья для дошкольного образования. Организовывать контроль, оценку, рефлексию эффективности проведенного формирования ЗОЖ. Владеть: методами проектной деятельности для дошкольного образования, используя принципы, логическую структуру, формы, методы, средства учебной деятельности в детском саду, реализующем ФГОС ДО формами, методами, средствами игровой деятельности ЗОЖ у дошкольников. Организацией процесса игровой деятельности дошкольников как части ООП ДО в разных примерных программах и как части авторской программы.

Формирование ключевой компетенцией «быть здоровым»  возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения, конструирования здоровьеориентированных проектов.