Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE SPECIFICITY OF THE PROFESSIONAL BUSINESS CULTURE

Loginova T.V. 1 Muzyka O.A. 2 Popov V.V. 2
1 Taganrog Institute n.a. Anton Chekhov (branch) "Rostov State University of Economics (RINH)"
2 Taganrog Institute n.a. Anton Chekhov (branch) "Rostov State University of Economics (RINH)"
В статье рассматривается малоисследованная проблема, связанная с изучением специфики профессиональной предпринимательской культуры. Особенности предпринимательской культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь (взаимодействие) предпринимательского сознания и экономического мышления. Чем содержательнее и активнее предпринимательское сознание, тем рациональнее и последовательнее, изобретательнее и эвристичнее экономическое мышление, тем свободнее и профессиональное экономическое поведение, и тем выше уровень экономической культуры. Предпринимательское сознание и экономическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности. Экономическое мышление – это процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений, которые входят в содержание экономического сознания. В этом смысле сознание – продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня.
The article examines the underexplored problem associated with the study of specifics of the professional entrepreneurial culture. Entrepreneurial culture is determined by the channels through which it regulates the relationship (interaction) of business consciousness and economic thinking. Than more substantial and more entrepreneurial minds, the more rational and more consistent, and more creative mastichnye economic thinking, the freer and professional economic behavior, and the higher the level of economic culture. Business consciousness and economic thinking are represented by phenomena of the same order, but different levels of generality. Economic thinking is a process and result of knowledge of economic relations in the form of concepts, judgments, inferences, which are included in the content of economic consciousness. In this sense, consciousness is a product of thinking. On the other hand, thinking is done with the help of consciousness, on the basis of the achieved level.
entrepreneurial culture
economic thinking
economic entity
entrepreneurial space
sustainable solution that integrates the thinking
rational methods.

Проблема профессиональной культуры предпринимателей, менеджеров, специалистов в области экономики является пока малоисследованной. Профессиональная культура - это часть такого сложного и многогранного социального явления, как экономическая культура, степень овладения личностью определенным видом профессиональной деятельности, а также мера и способ реализации сущностных сил личности в процессе этой деятельности  и её результатах. Она характеризует  степень развития способностей в профессиональной деятельности. Профессиональная культура - это ещё и качественная характеристика развития специалиста и его подготовки как профессионала, система профессионально целесообразного отношения к работе, обеспечивающая эффективное выполнение функциональных обязанностей, степень совершенства личностных качеств, обладания профессиональными знаниями, навыками, умениями, позволяющая:

  • 1) квалифицированно изучать и исследовать экономическую сферу жизни общества, обогащать экономическую науку;
  • 2) готовить научно обоснованные рекомендации органам управления;
  • 3) разрабатывать инновационные технологии реализации экономических решений [5].

Профессиональная культура предпринимателя является одним из критериев его социальной зрелости, предпосылкой формирования экономической культуры, повышения качества подготовки управленческих решений, способности применять совокупность наиболее рациональных способов, приемов работы, обеспечивающих высокую результативность труда. Профессиональная культура включает в себя следующие характеристики: профессиональные знания, убеждения, культуру профессионального мышления; профессиональные потребности и другие компоненты, способы деятельности и нормы поведения. Одним из основных проявлений профессиональной культуры является отношение к профессии, определяемое гражданской, политической, нравственной зрелостью специалиста.

Предпринимательство и предприимчивость стали четко обозначенным предметом научных исследований и имеют определенное влияние на эффективность управления человеческими ресурсами в сложных организационных системах. Научные основы организационного поведения и культуры предпринимателя и их применение на практике превращаются в важное направление в области менеджмента. Критериями предпринимательской активности все чаще становятся следующие: знание основ бизнеса и механизмов функционирования рыночной экономики; стратегическое видение перспектив бизнеса; наличие  «предпринимательского духа»; высокие коммуникативные способности; стремление к работе в команде; восприимчивость к элементам новой организационной культуры.

Успех предпринимательства все больше зависит от его этической стороны, культурной среды, экономической предприимчивости. Нововведение - это особый инструмент предпринимателей при осуществлении нового вида бизнеса или услуг. Для большинства предпринимателей характерна самостоятельная деятельность, имеющая два аспекта: 1) организация собственной работы - управление собой; 2) организация совместной деятельности с другими лицами  - управление коллективом.

Труд предпринимателя весьма разнообразен и специфичен, его особенностями являются:

  • - предпринимательская деятельность протекает в области общественных отношений;
  • - профессиональная предпринимательская деятельность, в основном, состоит из хозяйственно-экономической, производственно-маркетинговой деятельности. Рынок ставит определенные цели и задачи перед предпринимателем и в рыночной экономике важным условием достижения успеха предприятием или индивидуальным предпринимателем является предпринимательский стиль его поведения на рынке;
  • - круг решаемых задач предпринимателем очень разнообразен;
  • - предпринимательская деятельность - это деятельность, связанная с нормами права, объективными законами управления, экономики, маркетинга и многими другими, которые существуют вне сознания человека, но которые необходимо исполнять.

Предпринимательская деятельность в той или иной мере включает в себя социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверяющую деятельность. Социальная деятельность включает в себя экономический аспект: необходимость социальной защиты себя, сотрудников. Коммуникативная деятельность - получение необходимой информации в процессе общения, поиска своего дела и ведения его эффективно.

Поисковая деятельность - сбор и анализ информации, необходимой в решении профессиональных задач для достижения стабильной эффективности- прибыльности. Реконструктивная деятельность - текущий и завершающий анализ собранной и накопленной информации и выявление перспективных путей достижения эффективности и прибыльности.

Организационная деятельность заключается в самоорганизованности и организации людей в коллективном решении профессиональной задачи.Удостоверяющая деятельность - приведение всей полученной информации по делу в специальную, предусмотренную законом, форму (устав, договор, акты и так далее). Немаловажную роль для предпринимателя играет его способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности.

Предприниматель как руководитель обычно выполняет следующие специфические функции (роли):

  • - это профессионал, организатор и реализатор всего нового, помимо исполнения роли управляющего администратора;
  • - это лидер, мотиватор, воспитатель своего коллектива;
  • - это интегратор, координатор всех своих и коллективных решений, ведущих коллектив к успеху;
  • - это лидер в системе межличностных отношений;
  • - это контролер всей управленческой деятельности в коллективе и контролер своего поведения, своего стиля руководства [3].

Любому предпринимателю приходится сталкиваться с многочисленными сферами деятельности: технической, производственной, экономической, юридической, менеджментом, маркетингом, финансово-кредитной, инвестиционно-инновационной, научной, политической, идеологической, психологической, эстетической, экологической, социальной, внешнеэкономической.

На производство как инновационную деятельность оказывают влияние следующие факторы:

  • - предприимчивость - способность достигать предпринимательских целей за счет собственной инициативы, изобретательности, готовности к риску, принятию и реализации нестандартных решений. Предприниматель это деловой, инициативный, творческий человек, действующий преимущественно в хозяйственной сфере.
  • - социально-новаторский характер деятельности предпринимателей.

Предприниматель - это специфический слой в социальной структуре общества. Это экономический субъект, действующий в условиях свободной рыночной экономики с основной целью - максимизации прибыли. Условия такой деятельности;

  • - инициативная деятельность в целях получения прибыли;
  • - свобода и автономность принимаемых экономических решений;
  • - личный риск;
  • - личная ответственность за результаты хозяйствования.

Свободная рыночная экономика порождает предпринимательство как специфический вид человеческой деятельности, но и зависит от него. Не всякий  субъект рыночной экономики, обладающий частным капиталом, является предпринимателем: только при условии, что капитал, пущенный в оборот (в промышленной или финансовой сфере), превращает обладателя капитала в предпринимателя. Профессия предпринимателя - это социально-технологический рыночный механизм, который создан обществом для использования капитала в качестве предмета труда, орудия производства с целью обеспечения функционирования и расширенного воспроизводства частной собственности [1].

Профессиональная культура предпринимательства многолика: с точки зрения науки и с исследовательской точки зрения выделяется множество понятий: деловая культура (культура дела); культура труда; предпринимательская культура; хозяйственная культура; профессионально-этическая культура  предпринимательства.

Предприниматель - активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи. Поведение предпринимателей на рынке отличается поисковым характером всего нового, с выявлением новых рынков, переходом к производству новых товаров и услуг, -  что и есть предпринимательская деятельность.

Предпринимательство началось с развития малого бизнеса. Форма предпринимательства - это система норм, определяющая внутренние отношения  между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными организациями, с другой стороны. Существуют основные формы предпринимательства, а именно: индивидуальные;  коллективные; корпоративные. Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на: малые и средние; крупномасштабные [2].

Индивидуальное производство предпринимателя без образования юридического лица занимает незначительное место в производственном секторе. Оно базируется, главным образом, на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.  Доминирующее положение в конце ХХ века заняли коллективные формы предпринимательства как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе.

В концепции предпринимательского управления организация рассматривается как сообщество предпринимателей, что требует фундаментальных изменений в мышлении всех работающих в ней, особенно менеджеров, когда формируется новый тип менеджера - менеджер-предприниматель вместо менеджера-администратора. Организационная культура предпринимательской организации, её ценности отличаются от традиционной. Для неё характерна атмосфера самостоятельности и созидания. Отношения между людьми строятся на доверии и уважении. Предпринимательство стало рассматриваться как способ мышления, стиль поведения, образ действий, а предприимчивость - скорее тип поведения, чем личностная характеристика.

В условиях кардинальных перемен на приоритетное место  в  области управления выдвигаются вопросы повышения уровня компетентности слоя предпринимателей. Одной из главных причин слабого развития российских реформ является недостаточная компетентность предпринимателя и управленцев в России. В этой связи следует обратить внимание на то, что управленцу следует обладать не только профессиональной, но и стратегической, социальной, функциональной компетентностью.

Главным требованием становится высокий профессионализм, знание механизмов функционирования рынка в сочетании с современными информационными технологиями. Критериями оценки  должны быть творческий склад ума, стратегический тип мышления, склонность к инновациям, умение аккумулировать энергию и способности членов команды. Интеллектуальная культура включает способность к методическому мышлению как фактору высокой результативности этой деятельности. Это означает, что предприниматель-управленец уверенно владеет современными методами программно-целевого, информационно-аналитического, прогнозного, проектного управления.

Сильная управленческая культура - это умение формировать управленческие концепции, программы, проекты, уважение к законам, нормам морали, разработка и успешная реализация эффективных управленческих технологий, аккумулирующих знания, опыт, энергию, инициативу, творчество многих личностей.